МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 13 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
Социально-значимый проект
«Береги свою планету!»
Воспитатель: Е.А. Хить
Кореновск, 2020 год
Пояснительная записка.
Тема проекта: «Береги свою планету!».
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 14.09.20 – 02.10.20 (3 недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.
Актуальность проекта:
Актуальность выбранной темы заключается в ежегодном ухудшении экологической обстановки в мире. Загрязнен не только воздух, но и моря, океаны, водоемы, а также леса и улицы городов. Именно поэтому я решила более тщательно познакомить детей с экологическими проблемами и постараться сообща найти ответ на вопрос: «Что можно сделать, чтобы очистить планету от мусора?»
Цель проекта:
Привлечь внимание детей и их родителей к необходимости защищать планету от мусора.
Задачи проекта:
Развивающие:
Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
Образовательные:
Формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;
Активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, макулатура, бытовые отходы, пластмасса, сортировка и т. д.);
Содержание проекта:
1этап проекта - мотивация.
Наша история началась с того, что однажды, гуляя с детьми на улице, я обратила внимание на то, как равнодушно ребята относятся к брошенного на землю мусору. Вместо того, чтобы поднять валяющийся фантик, ребята прошли мимо. И только после моей просьбы поднять обертку и выкинуть, ребята обратили на нее внимание. А меня эта ситуация очень встревожила. Я поняла, что детям не хватает знаний о природоохранной деятельности, что и приводит к такому безразличию. Именно поэтому мной была выбрана тема проекта «Береги свою планету!», чтобы научить ребят наблюдать за окружающим миром и привить правила поведения в природе.
2 этап - разработка плана проекта.
Для составления плана работы над проектом была использована модель трёх вопросов Л.В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Надо беречь природу (Паша Ф.) Если не убирать мусор – мир превратится в свалку (Кирилл Ш.) Нельзя раскидывать фантики (Ксюша С.) Природу надо любить (Катя Ф.) Нужно убирать после себя мусор (Вова И.) Машины и заводы загрязняют воздух (Дима К.) | Для чего сортировать мусор? (Вика К.) Что сделать, чтобы спасти природу от гибели? (Алина П.) Что происходит с мусором в природе? (Костя Д.) Как спасти воздух? (Дема К.) | Спросим у папы или мамы (Сережа Б.) Спросим у воспитателя (Ульяна К.) Прочитать в книжке (Данил Л.) Увидеть по телевизору (Тимофей Д.) Посмотреть в интернете. (Данил Б.) |
Центр науки:
Создание лэпбука «Береги свою планету!».
Рассматривание экологических знаков.
Рассматривание иллюстраций с правилами поведения в природе.
Центр экспериментирования:
Эксперимент «Воздух»
Эксперимент «Свойства воды»
Исследовательская работа «Закапывание разного вида мусора для дальнейшего наблюдения за ними».
Центр математики:
Центр книги:
А. Кедрин «Последний турист»,
Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется»,
В. Львовский «Земля, моя планета голубая!».
А. ЯКИМ «Есть одна планета-сад»,
М. Дудин «Берегите землю!»;
Загадки о живой и неживой природе;
Просмотр мультфильмов «Загрязнение земли».
Центр конструирования:
Центр искусства:
Рисование «Экологические знаки»
Стенгазета «Береги свою планету!»
Лепка мусорных баков
Центр музыки
Центр физкультуры:
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Дыхательная гимнастика «Ветерок», «Пароход»
Центр игры:
Дидактические игры: «Живое-неживое», «Земля, вода, воздух», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сортировка мусора»
Подвижные игры «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».
Взаимодействие с семьей:
Информирование родителей о теме, целях и задачах проекта.
Экологическая акция «Бумажный бум» (сбор макулатуры)
Акция «Раздельный сбор мусора»
Буклет «Береги свою планету»
Оснащение центров:
Центр науки:
Лэпбука «Береги свою планету!».
Экологических знаков.
Иллюстраций с правилами поведения в природе.
Центр экспериментирования:
Контейнеры
Пластмассовые стаканчики
Вертушки, ленточки
Центр книги:
Центр математики:
Центр конструирования:
Центр искусства:
Альбомы, краски, карандаши.
Пластилин
Цветная бумага
Центр музыки:
Центр физкультуры:
Центр игры:
Взаимодействие с семьей:
3 этап - практический.
Наша работа над проектом началась 14 сентября. Была проведена беседа с использованием ИКТ «Береги свою планету». Меня порадовало активное подключение ребят к обсуждению, их заинтересованность и желание делиться своими переживаниями. Они с огромным интересом рассматривали глобус, обсуждали причины загрязнения природы и искали пути решения экологических проблем. А также с большим рвением приняли участие в дидактической игре «Сортировка мусора», из которой узнали, зачем его сортировать. А после с удовольствием делились впечатлениями и активно отвечали на вопросы о полученных в ходе нашей совместной работы знаниях.
Вечера мы проводили за чтением художественной литературы. Познакомились с новыми произведениями: А. Кедрин «Последний турист», Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», В. Львовский «Земля, моя планета голубая!». А. Яким «Есть одна планета-сад», М. Дудин «Берегите землю!». А также отгадывали загадки, читали пословицы и поговорки.
Наблюдения за детьми показали, что больше всего их заинтересовали центры науки, конструирования, искусства, игры и физкультуры.
Дети с нескрываемым восторгом участвовали в экспериментальной деятельности. Узнали о свойствах воздуха и воды. Но больше всего им понравился эксперимент с разложением мусора. Они с нетерпением ждали, когда мы раскопаем закопанный мусор, чтобы увидеть, что с ним стало.
В центре конструирования мальчики построили завод по переработке мусора. А девочки помогли загрузить мусор в мусоровоз и доставить его до завода.
Очень много времени ребята проводили в центре искусств. Они рисовали экологические знаки, лепили мусорные баки и мусор, который можно было бы в них положить. Также ребятам понравилась наша коллективная работа по созданию стенгазеты «Береги свою планету!»
На занятиях были использованы экологические физкультминутки и дыхательные упражнения. На прогулках ребята с удовольствием играли в подвижные игры «Воробушки и кот» и «Воробушки и автомобиль», используя маски воробьев, кота и руль.
Также ребятам понравились дидактические игры на экологическую тему: «Живое-неживое», «Земля, вода, воздух», «Что такое хорошо и что такое плохо».
Для закрепления полученных знаний был изготовлен лэпбук «Береги свою планету!». При знакомстве с ним ребята узнали, отчего планета грустит и радуется, какой срок разложения у разного вида мусора, рассмотрели экологические знаки, отгадали экологические загадки и поиграли в дидактическую игру «Сортировка мусора».
Родители тоже были активно вовлечены в работу над проектом. Приняли участие в двух акциях «Бумажный бум» (сбор макулатуры) и «Раздельный сбор мусора».
4 этап - итоговый.
Итоговым мероприятием проекта стала туристическая игра-геокешинг, в ходе которой ребята в поисках клада собирали на участке мусор, ухаживали за комнатными растениями, собирали шишки для поделок и сажали чеснок на огороде. А после были вознаграждены сладостями и хорошим настроением.
Вопросы к детям:
Почему нельзя мусорить?
Для чего сортируют мусор?
Что сделать, чтобы спасти природу от гибели?
Что происходит с мусором в природе?
Как спасти воздух и водоемы от загрязнения?
Зачем экономить воду и свет?
Вопросы к родителям:
Как вы считаете обогатились ли знания детей?
Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги ДОУ проанализировали результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта | Полученные результаты проекта |
У детей обогатятся знания об экологических проблемах. Через исследовательскую деятельность узнают о свойствах воды и воздуха, а также о том, какой мусор в природе разлагается, а какой нет? Появится желание ухаживать за растениями, экономить воду, свет, убирать после себя мусор. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей. Дети получат положительный опыт от результатов проделанной работы. | Дети узнали об экологических проблемах и путях их решения. Узнали о свойствах воды и воздуха, о том, какой мусор разлагается в природе, а какой нет. Дети стали более внимательны к мусору на участке. Появилось желание ухаживать за комнатными растениями, убирать за собой игрушки. Повысилась педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появились новые общие интересы детей и родителей. Дети получили положительный опыт от результатов проделанной работы. |
Использованная литература:
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
Сигимова М.Н. Познание мира растений.
Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
«Дошкольное образование» №16, 2001.
Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
«Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.