Просмотр содержимого документа
«Социально-психологическая адаптация школьников.»
Социально-психологическая адаптация первоклассника. Родительское собрание
Подготовила: педагог-психолог К У «НС(к) НОШ VII вида» Маркина Н.В.
Схема социально-психологической адаптации школьника
Усвоение школьных
норм поведения
Успешность в сфере
общения
Эмоциональное
благополучие школьника
Эффективность
учебной деятельности
Психолого- педагогический статус четвероклассника
Психологические параметры школьного статуса ребенка
Познавательная сфера
Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик
Произвольность психических процессов.
Принятие целей, заданных учителем.
- -Принятие целей, заданных учителем.
- Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем.
- Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации.
Уровень развития мышления
- Поддержание концентрации внимания на учебной задаче
- Владение приемами установления причинноследственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями
Сформированность важнейших учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи.
Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др.
Уровень развития речи
- Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращений к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи
Уровень развития тонкой моторики
- Понятность письма.
- Аккуратность оформления письменных работ.
- Способность к различным видам ручного труда.
Умственная работоспособность и темп умственной деятельности
- Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке.
- Способность работать в едином темпе с классом
Коммуникативная сфера
Взаимодействие с педагогами
- Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом
Соблюдение социальных и этических норм
- Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения
Активность и автономность поведения
- Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
- Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
Мотивационно-личностная сфера
Наличие и характер учебной мотивации
Устойчивое эмоциональное состояние в школе
- Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний
- Отсутствие выраженных противоречий между:
- -требованиями школы (педагога) и родителей;
- -требованиями взрослых и возможностями ребенка
Система отношений школьника к миру и самому себе
Отношения со сверстниками
- Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей
Отношения с педагогами
- Эмоционально-положительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами и воспитателями
Отношение к значимой деятельности
- восприятие школы и учения.
- понимание смысла учения "для себя"
Отношение к себе
- Устойчивая положительная самооценка
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление по операциям
Внимание
Память ЗРИТЕЛЬНАЯ
Память СЛУХОВАЯ
Эмоционально-волевая сфера САМООЦЕНКА
Школьная тревожность
Уровень школьной мотивации
Выявленные трудности
- По развитию высших психических функций:
- Недостаточность развития словесно-логического мышления (8ч./18%);
- Низкий и ниже среднего уровень внимания 5ч./11%;
- Низкий уровень зрительной памяти 7ч./16%, ниже среднего уровня – 5ч/11%;
- Слуховая память: низкий уровень 7ч./16%, уровень ниже среднего 6ч./14%.
ЭВС
- Школьная тревожность связанная с проверкой знаний – 20ч/42%;
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 18ч./38%;
- Школьная мотивация снижена практически до игровой у 4ч./9%.
Задачи коррекционной работы.
- Коррекция ВПФ ( развивать операции словесно-логического мышления: обобщение, классификации, сравнения, повышать уровень осведомленности).
- Развитие памяти и внимания.
- ЭВС:
- Повышение уровня школьной мотивации, снижение уровня школьной тревожности, повышение самооценки учащихся.
- Развивать и корректировать функцию самоконтроля поведения через разбор и анализ учебных ситуаций.
- Формировать навык самоконтроля при выполнении учебных заданий (анализ текстов),
- Обучать детей приемам произвольного расслабления.
Спасибо
за
внимание!