ТЕМА | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период |
Тип урока | Комбинированный |
ЦЕЛИ | Образовательная: | познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны; |
Развивающая: | способствовать развитию навыков анализа исторических источников XIX в., а также иных документов, касающихся изучаемого периода, умения составлять развёрнутый ответ, опираясь на исторический материал; |
Воспитательная | способствовать воспитанию интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; гражданской позиции личности. |
Задачи | - создание условий для восприятия отечественной истории как части всемирной; - формирование уважения к историческим личностям и интереса к историческим событиям; - формирование навыков и умений работы с историческими картами, историческими источниками; - формирование навыков и умений коллективной, групповой и самостоятельной деятельности; - формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; - организация процесса по извлечению необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, развернутой трансляции и аргументации. |
Межпредметные связи | Обществознание, литература, экономика. |
Методы обучения | Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. |
Формы обучения | Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Методические приемы мотивации обучения: | Метод описательного рассказа, метод иллюстрации, проверка знаний учащихся с применением ИКТ, одобрение, ситуация успеха. |
Методические приемы проверки домашнего задания: | проверка знаний учащихся с применением ИКТ (убрать лишние слайды и сделать вывод) |
Оборудование | учебник, раздаточный материал; карта «Экономическое развитие России в середине XIX в.»; ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация. |
Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: - понимать основные изменения, произошедшие в экономике России после отмены крепостного права; - применять теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной гражданской позиции по изучаемому вопросу; - содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений; - работать с текстом учебника и историческими источниками; - анализировать тексты, карты; - высказывать собственное мнение, суждения; - развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему; - продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске несоответствий или спорных взглядов. Характеризовать основные направления развития экономики России в пореформенный период. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного материала. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к изучению истории как науки. |
№ п/п | Этапы учебного занятия | Время | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ожидаемый результат/формы контроля |
| Организационный момент | 2 минуты | подготовка обучающихся к занятию | -приветствует обучающихся; -мотивирует на работу во время урока - способствует снятию эмоционального напряжения; | -приветствуют преподавателя; -настрой на урок и дальнейшую деятельность. | -включение в учебный процесс /визуальный контроль |
| Актуализация опорных знаний | 3 минуты | - проверка уровня знаний обучающихся о реформах Александра II; - подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала | - напоминает учащимся об изучаемом периоде; - использует презентацию для проверки уровня знаний обучающихся о реформах 1860-1870-х гг.; - проводит инструктаж по пользованию презентацией; - устанавливает ограничения на время актуализации знаний; - проводит фронтальный опрос; -предлагает сделать выводы о значении реформ. | - отвечают на вопросы учителя. - обобщают усвоенную на прошлом уроке информацию и делают вывод. | - понимание содержания реформ Александра II / вопросы и комментарии ответов. |
| Мотивационно-целевой этап | 1 минута | - ознакомление учащихся с темой, целью, задачами урока; - переход к новому материалу. | - формулирует тему, цель, задачи урока. - уточняет готовность класса к работе; -осуществляет переход к следующему этапу урока. | - слушают, принимают к сведению тему, цель, задачи урока; - отвечают на вопросы с места. | -понимание темы, задания на урок / визуальный контроль, вопросы и комментарии ответов. |
| Изучение нового материала | 17 минут | Изучение нового материала по пунктам: 1.Феодальные и капиталистические черты в обществе и экономике пореформенной России. (5 минут) | - объясняет материал; - использует презентацию; - иллюстрирует элементы изучаемой темы фотографиями на презентации; - организует групповую работу по поиску и анализу подтверждающей информации во фрагментах исторических источников; - использует карту «Экономическое развитие России в середине XIX в.»; - предлагает сделать выводы по данному этапу; -осуществляет переход к следующему этапу урока. | - слушают, принимают к сведению; -анализируют; -делятся на группы; -работают в парах; -оценивают; -работают с картой; -отвечают на вопросы; - делают выводы (по пунктам) | усвоение материала / вопросы и комментарии ответов (по пунктам). |
Крестьяне и помещики после реформы. (5 минут) | - использует презентацию; - иллюстрирует элементы изучаемой темы фотографиями на презентации; - задает вопросы об известных сословиях; - организует групповую работу по поиску и анализу подтверждающей информации во фрагментах исторических источников; - предлагает сделать выводы по данному этапу; - организует и контролирует процесс закрепления пункта плана в виде схемы в тетради; - осуществляет переход к следующим пунктам плана и к следующему этапу урока. | - слушают, принимают к сведению; - анализируют; - оценивают; - работают в парах; - отвечают на вопросы; -подводят итог |
Физкультминутка (2 минуты) | - Проводит здоровьесберегающие упражнения с учащимися (ролевая игра «Здравствуйте»). Даётся инструктаж: «Подушечками пальцев одной руки поочередно коснитесь подушечек пальцев руки своего соседа по парте. При этом, глядя в глаза соседа, перечислите термины или слова, которые вы изучили сегодня. Если новых для вас терминов было меньше пяти, говорите фразу «Я молодец!». По завершении упражнения закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните воздух, взмахните руками». - осуществляет переход к следующим пунктам плана и к следующему этапу урока. | - слушают, принимают к сведению; - участвуют в упражнении; - настрой на дальнейшую деятельность. |
Развитие города после реформы (5 минут) | - использует презентацию; - иллюстрирует элементы изучаемой темы фотографиями на презентации и историческими документами; - на основе краеведческого материала выясняет возможности экономического развития Сибири и края; - задает вопросы об особенностях развития городов и промышленности; - организует групповую работу по поиску и анализу подтверждающей информации во фрагментах исторических источников; - предлагает сделать выводы по данному этапу; - организует и контролирует процесс закрепления пункта плана в виде схемы в тетради; - подводит итог; - осуществляет переход к следующему этапу урока. | -- слушают, принимают к сведению; - анализируют; - оценивают; - работают в парах; - отвечают на вопросы; -подводят итог |
5. | Закрепление материала | 2 минуты | -закрепление материала | обобщает материал | - отмечают основные черты феодального и капиталистического строя в пореформенный период | закрепление материала / визуальный контроль |
6. | Рефлексия. Подведение итогов урока | 4 минуты | - подведение итогов урока; - формулирование общих выводов по уроку; - объявление оценок | - подводит итоги урока; - делает общие выводы по уроку; - предлагает оценить работу на уроке через прием «Дерево успеха» | - оценивают свою деятельность на уроке, эмоциональное состояние; - слушают, принимают к сведению | - формирование осознания плодотворности урока; - формирование заинтересованности в дальнейшем изучении истории / визуальный контроль, комментарии, стимулирование (поощрение: оценки, похвала и т.д.) |
7. | Домашнее задание | 1 минута | -закрепление материала | -объясняет требования к выполнению домашнего задания; -ориентирует на расширение знаний по теме. | -слушают, принимают к сведению; -записывают домашнее задание; -задают вопросы по выполнению домашнего задания | -выполнение заданий, закрепление материала; формирование навыков самостоятельной работы; привитие интереса к истории / визуальный контроль записи д / з, вопросы и оценка ответов |