СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему : "Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века."

Просмотр содержимого документа
«"Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века."»

«Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Средняя школа №1 (очно-заочная)»

Конспект занятия

«Социально-экономическое развитие России в начале XX века»

Учитель: Козар Елена Степановна

Предмет, класс

История, 11 класс (очно - заочная школа при исправительной колонии)

УМК


1.«Программы общеобразовательных учреждений. История России 10-11 классы» (базовый уровень); авт. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Морозов В.С.М.: «Просвещение», 2011

2.Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России XX – начало XXI века. – 5 изд.- М.: Просвещение 2014.

Тема занятия


Социально-экономическое развитие России в начале XX века

Тип занятия


Освоение нового материала

Оборудование


1. Мультимедийная установка

2. Учебник. Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История РоссииXX – начало XXI века. – 5 изд.- М.: Просвещение 2014.

3 Наборы для учащихся с комплектами групповых, индивидуальных заданий, проблемно - познавательные и проверочные задания, листы самооценки

4. Листы формата А3, наборы цветных фломастеров

Формы работы


Фронтальные, групповые, индивидуальные


Технологии


Технология критического мышления, элементы проблемно – диалогового и системно - деятельностного подходов

Метод

Частично - поисковый

Пояснительная записка

Основной формой обучения в школе при исправительной колонии является очно – заочная. Учащимися  являются лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы в колонии строгого режима.  Одними из главных особенностей контингента обучающихся школы являются большие перерывы в обучении, совмещение процесса получения образования с работой на производстве и с выполнением требований режима отбывания наказания. Домашнее задание в школе закрытого типа отсутствует, поэтому необходимо многократное повторение материала, с использованием различных видов деятельности. Основными формами учебных занятий являются групповая и индивидуальная консультации.

Класс - учебная группа из 12 учащихся, которые имеют большой жизненный, часто негативный, социальный опыт и, как следствие, скептическое отношение ко многим обществоведческим проблемам, особенно социально - политическим и правовым, что осложняет восприятие материала. Учебная группа, состоящая из учащихся со средним (58%) и низким (42%) уровнем учебной мотивации, разделена на 3 группы по 4 человека (разделение на основе желания учащихся).

Данный урок изучается после раздела «Мир вначале XX века». В курсе всеобщей истории нами освоены темы: «Становление индустриального общества», «Ведущие государства мира в начале XXв», « Война и социально – экономическое развитие государств», « Социально – экономические и политические изменения в ведущих государствах в 20-е гг. XX в.». Базовые понятия, необходимые для освоения заявленной темы: традиционное общество и его черты, индустриальное общество и его характеристики, модернизация, неравномерность социально- экономического развития, эшелон модернизации, монополия, олигархия, виды монополий, империализм.

Цель урока: Формирование исторического мышления при изучении процесса социально-экономического развития Росси и его особенностей, способность видеть перспективы развития страны и его альтернативы на основе нравственных социальных и идеологических установок. Получение целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Задачи урока:

  • освоить новые термины: община, люмпены, маргиналы, отработки, хозяйственный уклад, многоукладность наложение эпох развития капитализма.

  • искать, систематизировать и анализировать историческую информацию;

  • работать с текстом.

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

  • определять сущностные характеристики изучаемого процесса (явления);

  • выбирать критерии для сравнения, оценки исторического процесса (явления);

  • организовывать самостоятельно познавательную деятельность как индивидуально, так и в группе (от постановки цели до получения и оценки результата),

  • выполнять творческое задание (моделирование исторического процесса) по предложенному алгоритму и презентовать его на уроке в устной форме.

  • решать проблемные и познавательные задачи.

  • совершенствовать монологическую речь;

  • участвовать в дискуссии, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

  • определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности по возможности на основе нравственных социальных и идеологических установок.

Обозначение в конспекте – перед слайдом – анимация по щелчку.





Приложение 2- презентация к уроку.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Словарь урока

Слайды

Время

Организационный момент

Приветствие учителя.

Деление класса на 3 группы,

Знакомство оборудованием и материалами к уроку


Ученики рассаживаются по образованным группам,

знакомятся с оборудованием и материалами к уроку.


Слайд 1





3 мин

Вызов

К концу XIX - началу XX века цивилизация осуществляла переход от одной фазы развития к другой. Обозначьте эти шаги мировой истории.


Верно. Если сравнивать уровни развития стран мира, то какая особенность характеризовала этот переход?


-Как на языке историков мы определяли эту особенность?


- Неравномерность социально- экономического развития.

А что было материальным символом утверждающейся индустриальной цивилизации в конце XIX- начале XX века?




-Историки, учитывая неравномерность развития, все это объединили в особый термин. Какой термин?


-А точнее? Как называется процесс перехода от одной цивилизации к другой?


- Молодцы! Вспомните курс всеобщей истории, дайте определение «эшелона модернизации»



-Сколько эшелонов мы выделяли?








Вспомним изученное ранее. Обозначьте основные характеристики развития стран разных эшелонов. Выполняем задание (лист самоконтроля, задание 1)




Молодцы! По таблицей обозначьте по три - четыре страны, относящихся к означенным эшелонам.



- Если растянуть эшелоны и страны в них в линию, куда вы поместите Россию? Внимание на экран, видите схему? Какое место вы отведете нашей стране?


-Верно. А где во втором эшелоне? Во главе его, в середине или в конце? К какому государству Россия ближе по уровню развития? К Германии? К Италии? А может к Турции или Японии??



-Молодцы, мыслите конструктивно. А давайте взглянем на проблему пошире: изучим не только особенности социально- экономического развития нашей страны, но и попытаемся смоделировать программу ее возможной модернизации. Примерим на себя роль творцов истории?? Вдруг, мы окажемся дальновиднее тех, кто решал эти проблемы в нашей стране в начале XX века, а, может, когда будем изучать их деятельность, глубже поймем, в чем они были правы, а в чем заблуждались?



-Определимся с целями нашего занятия.








-Для чего нам это надо?









- Исчерпывающе! Молодцы! Объединим все сказанное и зафиксируем цель нашего занятия! Внимание на экран!


-переходили от традиционного общества к индустриальному



- государства имели разный уровень развития


-???????




-это была эпоха парового двигателя

- паровоз, пароход

-железные дороги



-Эшелон развития.



-Модернизация. Правильно надо сказать «эшелон модернизации»



-группа стран со схожим уровнем социально-экономического развития

- три эшелона. Первый перешел к индустриальной цивилизации. Второй догонял первый эшелон. А третий жил традиционным обществом или только начинал переход к индустриальному.


(работают с листами самоконтроля. Задание1)





-(выполняют задание)




-во втором эшелоне





-Для ответа на этот вопрос надо вникнуть в историю России начала XX века.

- Понять, чем она отличается от других стран второго эшелона.









-Что же, давайте попробуем!



- определить место России на линии эшелонов модернизации.

- изучить особенности социально- экономического развития нашей страны в начале прошлого века

- предложить программу модернизации


-надо понять, был ли у нас шанс догнать первый эшелон?

-может, мы могли бы избежать революции и история XX века была бы не такой трагической?

- был ли у нас шанс стать успешной процветающей страной в начале XX века?

























Эшелон модернизации


модернизация














































Слайд 2













































Слайд3


7мин.

Осмысление содержания

История любой страны уникальна, неповторима. Особенно это касается нашей матушки - России.

Внимание на экран! Это все Россия начала XX века.

Такая разная, работающая, развивающаяся, страдающая.

Так и хочется воскликнуть вслед за Ф, И, Тютчевым:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить»

1.Россия- страна второго эшелона модернизации.

Уровень развития страны более всего определяется социальной структурой и экономическим развитием.

Задача: доказать, что Россия страна второго эшелона, и определить ее место в ряду других стран второго эшелона

Работаем с материалом  §1 Учебник. Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России XX – начало XXI века. – 5 изд.- М.: Просвещение 2014.

Предлагаю составить кластер по тексту параграфа. Чтобы работа была эффективней, обсудим крупные смысловые единицы. Просмотрите разделы.



-Как доказать, что Россия во втором эшелоне?









Работаете в группе, продумайте, как организовать и ускорить работу. Для удобства работайте двумя цветами, отделяя черты традиционные то индустриальных.





Заканчиваем работу! Перед вами три варианта кластеров

Озвучьте наработанное по схеме: социальная структура традиционные черты. Начинает первая группа, дополняют другие. У вас есть право задавать вопросы.



-Есть что добавить? Исчерпывающе. А какие сословия достались России от средневековья?


А еще? Прошу дополнить.



-Вот теперь верно.

-А как повлияла на социальную сферу развивающаяся индустриальная цивилизация? Продолжает первая группа.







Вопросы? Дополнения? Спасибо.


- охарактеризуйте блок « промышленность и банки «Работает вторая группа. Остальные дополняют и задают вопросы















-Прекрасно, есть что дополнить? А что нас отличало от стран первого эшелона?




-Есть дополнения? Вопросы? В этом блоке больше успехов, чем проблем. Переходим к сельскому хозяйству. Работает третья группа













-Дополнения? Вопросы?


-у группы есть ответ?














-Но ведь это не 19 век? Грядущая индустриальная цивилизация понемногу меняла традиционность сельского хозяйства. Обозначим черты индустриальной цивилизации, ведь она уже вступила в свои права в России.









-Дополнения, поправки, вопросы?

Посмотрите на свои кластеры. Если вы работали двумя цветами, то, черты какой цивилизации преобладают чисто визуально?




-Конечно, такой подход для определения уровня развития и места страны ненаучен. Историки относят нашу Россию к слабо - среднему уровню среди стран второго эшелона. Какие, по вашему мнению, факты отбрасывают Россию назад?



- Можно добавить к сказанному, что Россия занимала 34 место в мире по уровню производительности труда, в структуре экспорта преобладало сырье и сельскохозяйственная продукция. 30% хлеба на внешних рынках было из России. И. А. Вышнеградский - министр финансов России в последней трети XIX вбросил девиз, который станет вектором развития страны на многие десятилетия: «Не доедим, но вывезем!» Страна ввозила станки, машины и другую промышленную продукцию, что мешало создавать собственное производство, эффективно решать социальные проблемы. Запад был заинтересован в том, чтобы оставить Россию аграрно-сырьевым придатком стран первого эшелона. Вам не кажется, что я говорю о сегодняшней России?



-В листах самооценки, на линии эшелонов модернизации (задание 2), отметьте место России.Приведите примеры стран первого и третьего эшелонов. Назовите соседей России по второму эшелону. Какая страна во главе его? Какая в конце?


-Спасибо! Судя по вашим ответам, кластеры содержательные. Обменяйтесь ими, оцените работу своих одноклассников по критериям:

-полнота содержания - 1 балл

-точность формулировок- 1 балл

- эстетические характеристики - 1 балл. Орфографию я проверю сама после урока.



-Завершаем работу. Возвращаем кластеры их авторам.

Возьмите листы самооценки (задание 3) Поставьте в них балл, который вам поставили друзья. Те, кто презентовал работу от имени группы, добавьте себе 1 балл
















(работают с материалом параграфа учебника в группах)






- социальная структура, промышленность и банки, сельское хозяйство.



- в указанных смысловых единицах найти черты традиционного общества и отделить их от черт индустриального.

- посмотреть, что преобладает и определить место страны на линейке эшелонов модернизации.

(работают над кластерами)











-Традиционные черты: сословная структура,50% малоимущие крестьяне и люмпены, недостаток средних слоев

-дворянство, крестьянство, духовенство, купечество и мещанство.


-казачество




-формирование классов индустриального общества; маргинальность, формирование фабрично-заводского пролетариата






-Начнем с черт индустриальных. Здесь есть о чем говорить: рост числа промышленных предприятий, удвоение протяженности железных дорог, пятое место в мире по объему промышленного производства, рост крупного современного промышленного производства, империализм, монополии, слияние промышленности с банками, финансовая олигархия, усиление роли государства (особые совещания), рост госзаказов, иностранные инвестиции, вывоз капитала за рубеж.


-сохранение мелких и кустарных производств, примитивная техника,28% доля промышленности.



- В сельском хозяйстве больше всего проблем, традиционные черты:3/4 населения работает в сельском хозяйстве помещичья собственность на лучшие земли, малоземелье крестьян, община, выкупные платежи, примитивная техника, рост с/х производства на 2,7% за 20 лет, отработки, нищета, голод, нестабильность.


- что такое отработки?


-отработки - это несправедливая система взаимоотношений помещиков и крестьян, основанная на сохранении помещичьего землевладения и безземелья крестьян, которые вынуждены были брать в долг и соглашаться на экономически невыгодные условия возвращения долгов.

- Почти средневековая система эксплуатации, только без личной зависимости.



-применение вольнонаемного труда, рост товарности помещичьих хозяйств, Расслоение крестьянства. Рост аренды, найма.1/6 часть крестьян владела ½ всей надельной земли, производит 1/3 товарного хлеба.





- примерно, 50 на 50. Значит ли это, что Россию можно поместить в середину второго эшелона?

-??????





-Страна оставалась аграрной

-75% населения жило и работало на земле.



















(Выполняют задание№2 в листах самооценки)







( Выполняют задание №3 в листе самооценки, работают в группе, просматривают кластеры)







( Оценивают работу. Задание 3)










































Сословия

Люмпены













Маргиналы

















Империализм



Олигархия

















Община

Выкупные платежи


отработки


Слайды 4-13

15 минут

Рефлексия

Переходим к завершающей фазе нашего занятия.

На основе полученных знаний, определим особенности социально- экономического развития России в конце XIX- начале XX веков.

Используем прием «мозговой штурм» Я буду направлять вашу деятельность, а вы анализировать материал, обобщать, делать выводы. Особенности по пунктам планом записать в тетрадь.

Количество включений в наш разговор фиксировать в листе самооценки (задание 4- «мозговой штурм»)

Вы уже проработали материал  параграфа. Какие процессы дают нам основание гордиться Россией?


- правильнее сказать, быстрые темпы. Вся экономика развивалась быстрыми темпами?




- Как это соединить в одну связную мысль?





-Быстрый бег по рельсам промышленного развития давал нам возможность догнать страны первого эшелона?







-Значит, догнать первый эшелон не смогли бы? А что здесь мешало нашему стремительному бегу, являясь еще одной особенностью страны?


- Смотрите на карту мира. Вот Россия, а вот Великобритании. Вот Россия, а вот Франция. В Британии коммуникации, дороги покрывали всю территорию страны уже в XIX веке. Не забывайте о людях - это ресурс для быстрого развития капитализма.







-изучая историю XIX века мы говорили о развитии «вширь» и «вглубь», о развитии интенсивном и развитии экстенсивном



- И мы к этому всегда прибегаем. Обратимся к аграрному сектору. Что особенного здесь?




- Хорошо, это освоили.

Капитализм в своей эволюции проходит ряд последовательных этапов, фаз развития. Вспомните их.


-Забыли? Первоначальное накопление капитала, индустриализация, империализм

-- как проходят эти фазы страны первого эшелона?



-А как проходят их страны второго эшелона?






- как на языке историков называется это явление?


- Наложение эпох. А что будет его следствием?


-наличие следов незаконченных эпох – хозяйственных укладов (смотрим приложение - словарь в ресурсном листе) Что такое хозяйственный уклад?















-читаете с листа вы хорошо. И последнее, из сочетания аграрного и индустриального секторов экономики мы определим Россию как страну…….














-Поставим точку в этом споре. Даже среди историков нет единства в этом вопросе. Это оценочное суждение, результат зависит от качества и количества приводимых аргументов, от добросовестности и объективности их приводящих.

Подведем итог. Просмотрите записи в тетрадях. Систематизируйте и обобщите материал. Какие особенности социально- экономического развития вы можете назвать?



- Оцените свое участие в «мозговом штурме» от 1 до 3 баллов (плюс балл за устные выступления)



Наконец, творческое задание по группам.

Предлагаю составить программу модернизации страны начала прошлого века. Группам представить программы.

  1. От имени российских консерваторов

  2. От имени либералов

  3. От крепнущего революционного лагеря.

Представьте программы модернизации классу


















-Спасибо! Поправки? Дополнения? Следующая группа.















- А где возьмете средства для кредитования промышленности?

- У кого?


- У народа так много нет. А иностранные займы опасны: это ссуды, их надо обслуживать, отдавать долги. Можно утратить суверенитет.

-А как вы собираетесь решать крестьянский вопрос?







- Все? Вы не затронули вопрос о судьбе общины. А как изменить социальную структуру общества? Что делать с сословиями?

-У вас все? Как просто. Слово третьей группе.







-Бесплатно передать? В частную собственность семей? Что делаете с общиной? Может, землю в аренду? Через два года у вас в деревне опять одни бедны, а другие сверхбогаты. А не думаете ли вы, что спровоцируете гражданскую войну. Помещики так просто свои позиции не сдадут.



- Довольно исторических фантазий. Вы продемонстрировали некоторые знания об историческом процессе, попробовали увидеть модернизационные перспективы России. Ваши программы вобрали мысли и действия очень незаурядных политиков начала прошлого века. Они любили Россию, желали ей добра и процветания. Вглядитесь в их лица! Мы будем говорить о них, изучая историю России далее. Будем говорить об их делах и планах о достижениях и ошибках. Ибо без знания прошлого, у нас нет будущего.

- вернемся к листам самоконтроля. Оцените свое участие в работе группы по заданным алгоритмам.






(Участвуют в «мозговом штурме»)





-высокие темпы экономического развития


- нет, только промышленность.

- сельское хозяйство росло

медленно


-противоречие между быстрым развитием промышленности и медленным сельского хозяйства




-Если бы мы бежали по этим рельсам лет 50, без революций и войн.

- Мы бежали быстро, но исходные показатели были низкими.



-?????







- поняли. Особенность России – наши огромные территории. Всегда есть возможность эксплуатировать ресурсы, не развивая производство.

- плюс низкая плотность населения.


- у России всегда есть возможность экстенсивного развития.



-при огромных территориях - крестьянское малоземелье.

- общины

-отработки




- 77777777





- последовательно, фазу за фазой.


-проходят рывками. Не закончив первую стадию, вступают во вторую, не закончив первую и вторую, вступают в третью.


-7777777


-??777777


-хозяйственный уклад это способ организации экономической жизни в конкретных экономических, географических или исторических обстоятельствах.

-в начале века в России выделяли мелкотоварный уклад, патриархальный, полуфеодальный, частно - и государственно - капиталистический, монополистический.

- Это явление называется многоукладностью



- аграрную

- не согласен, как аграрно - индустриальную. Если Россия страна аграрная, то чем мы отличаемся от стран третьего эшелона?

- считаю, что аграрную, т.к. три четверти населения живут и работают в аграрном секторе.

- а как же завершившийся промышленный переворот? А куда деть монополии? Олигархов?








( называют особенности развития России)



(подытоживают работу. Задание 4 в листах самооценки)



(лист самоконтроля задание 5)



(работают в группах)


-консерваторы действуют по принципу: «Если что – то можно не менять, то лучше не менять» Но под давлением обстоятельств допускают маленькие преобразования. Ограничить или уменьшить помещичье землевладение, конечно, за деньги. Сохранить крестьян бедными, бесправными, экономически зависимыми. Промышленность развивать за счет государства. Укреплять армию для защиты рубежей.

-главное, сохранить свое место в государстве, свои права и привилегии.

-мы представляем либеральную программу. За нами российское предпринимательство. Мы выступаем за серьезные реформы, которые создадут условия для свободного предпринимательства. Государство должно развивать банки, стимулировать кредиты. Вопрос с землей решить так, чтобы удовлетворить интересы и помещиков и крестьян.

- займем


-у народа, или у иностранных государств





- наделять крестьян землей из каких-нибудь государственных фондов.

-или выкупать земли у помещиков, потом передавать их крестьянам



-все отменить.


-мы

представляем революционеров.

Предлагаем изменить страну крайними мерами. Отнять землю у помещиков, передать ее крестьянам.





- на то мы и революционеры. Гражданская война всегда ее следствие.














(оценивают свое участие в «мозговом штурме», задание5 )
















































































Хозяйственный уклад,





Многоукладность













































































































































































































Слайды 14-17







15 минут

Подведение итогов

-Подводим итоги, обработайте листы самоконтроля. Поставьте себе отметку по указанным критериям.



-Посмотрите запись в тетради. Мы достигли цели урока?

-Мы не успели поработать с терминами, но следующее занятие начнем с них..

-Поднимите руки, кто доволен результатом своей деятельности на уроке?

- Кто доволен, но считает, что есть простор для работы над собой?

-А есть собой недовольные?

Критичное к себе отношение - основа вашего будущего успеха. А чтобы ваши слова не расходились с делом, предлагаю ваши эмоции и желания облечь в стихи и написать к следующему занятию синквейны. Конечно, по желанию. Ключевые слова выберите самостоятельно.

Спасибо за работу!

(обрабатывают, просчитывают листы самоконтроля. Выставляют себе отметки)



- Да достигли.




-4 из 12


-6 из 12

-2 из 12



5 мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!