СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-экономические реформы П.А.Столыпина

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  разработан при помощи материалов находящихся в открытом доступе в сети Интернет, адаптирован под конкретный конкретный класс, в котором работает педагог. Структура урока соответствует Новым требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Социально-экономические реформы П.А.Столыпина»

Практическая работа: разработка технологической карты урока



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Бирюкова Инна Сергеевна

Место работы

МАОУ СОШ №37 г. Таганрога

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Россия на пороге XX века

Тема урока

Социально-экономические реформы П.А.Столыпина

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности, воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в группе, воспитание интереса к истории родной страны.

Метапредметные: познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между событиями, получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга; регулятивные :принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Предметные: работать с текстом учебника и документами; анализировать схемы и таблицы; применять исторические знания; давать определения понятиям; характеризовать цели, положительные и отрицательные стороны реформы, её итоги.

Ключевые слова : аграрная реформа, кооперация, артель, отруб, хутор, переселенческая политика.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

История России. 9 класс. В 2-х ч. Ч. 2 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева]: под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2016, - 143 с. ; Карта « Столыпинская Аграрная реформа» [ vsehredmety.ru]; раздаточный материал (карточки с вопросами для групп) ; проектор и экран

Представленный урок разработан с элементами лабораторной работы. Данная технология  используется в ходе работы с документами. Это позволяет научить различать в исторической информации факты и явления, осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника.. Формы работы: индивидуальная и групповая. Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Цель урока : сформировать у обучающихся представление об аграрной реформе П.А.Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель приветствует обучающихся. На слайд выводится тема урока: «Социально-экономические реформы П.А.Столыпина».

Затем предлагаются две противоположные точки зрения

«Реформы закладывали основы для «Преобразования П.А. Столыпина только

стабильного развития русской деревни» усугубили социальные проблемы в России»

Событие одно, а точек зрения две. Возникает проблемная ситуация. Какая из вышеуказанных точек зрения вам представляется более предпочтительной? (ответы обучающихся)

-Нельзя ответить на вопрос, не изучив аграрную реформу П.А. Столыпина и её итоги.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Учитель организует беседу по ранее изученному материалу

- Столыпин проводил реформу в 1906 г., с какими событиями в российской истории совпала реформа?

-Какой вопрос В.И. Ленин назвал «ржавым гвоздём» российской революции?

-В чём крестьяне видели решение аграрного вопроса?

-Чем, на ваш взгляд, можно объяснить плохое положение в с/х, отставание с/х от промышленности?

Этап 1.3. Целеполагание

-Как вы думаете, с какими историческими фактами, событиями мы должны познакомиться, изучая данную тему?

Ученики предлагают план изучения темы:

  1. Цели и задачи реформы.

  2. Основные направления, содержание реформы.

  3. Итоги реформы.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

  1. Один из обучающихся делает сообщение о личности П.А. Столыпина (опережающее задание - компьютерная презентация).

  2. Класс делится на группы. Каждая группа получает задание и карточки с дополнительным материалом по вопросу, на который готовит ответ. Ответ записывается в колонку таблицы



Цели реформы

Мероприятия

Итоги реформы


Разрушение общины

Переселенческая политика




  1. группа – рассмотрит цели реформы. Задание: на основе высказываний П.А.Столыпина определите цели реформы. Сравните с причинами указанными в учебнике (дополните при необходимости). Выводы запишите в таблицу.

  1. группа – рассмотрит методы проведения реформы (содержание). Задание: прочитайте текст учебника стр.99-101 и извлеките необходимую информацию по теме задания. Запишите в таблицу методы проведения реформы, раскройте разницу между понятиями отруб и хутор. Определите суть переселенческой политики, кооперации.

Возможна разбивка на две подгруппы. Одна- изучает процесс разрушения общины ( вопросы для группы: Когда аграрная реформа была утверждена правительством? Каким образом планировалось разрушить общину? Дайте определение понятиям “отруб” и “хутор” Как реформа решала вопрос с помещичьим землевладением?) Вторая – переселенческую политику. Здесь обратить внимание работе с картой на стр. 100 учебника. (-Определить районы и число переселенцев; - перечислить льготы, установленные правительством для переселенцев)



  1. группа – рассмотрит итоги реформы. Обучающимся предлагается прочитать результаты реформ П.А. Столыпина и определить какие из результатов можно отнести к положительным, а какие к отрицательным? Распределить по колонкам в итоговой таблице. Объяснить свой выбор.


  1. В ходе реформы 4 млн. десятин земли было вовлечено в рыночный оборот

  2. Из общины выделилось менее 23% крестьянских хозяйств, а на хутора и отруба выделилось около 1,5 млн.

  3. Из центральных районов европейской части России было переселено 3 млн. крестьянских хозяйств, 0,5 млн. через некоторое время вернулось

  4. Усилилось расслоение крестьянства, сельская верхушка давала половину товарного хлеба

  5. За период с 1908 по 1909 гг потреблений суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн.пудов

  6. На крестьянский двор приходилось в среднем 2-3 десятины, по подсчётам эконимстов, для нормального ведения хозяйства, требовалось не менее 7-8 десятин

  7. За 1900-1913 гг доход на душу населения вырос с 22 до 33 руб. в год

  8. Урожайность пшеницы в 1913 г. (с га.): в России- 55 пудов, в Австрии – 89, в Германии 197 пудов

  9. Рост недовольства бедняков, поджоги отрубов и хуторов

  10. 52% хозяйств не имели плугов

  11. Крестьяне скупили через банки 10 млн. десятин помещичьей земли.







Этап 2.2. Проверка первичного усвоения


Выберите утверждения, с которыми вы согласны и с которыми не согласны и обоснуйте ответ.

  1. Главная цель проведения столыпинской аграрной реформы – стремление создать социальную опору царизма в деревне.

  2. Суть реформы – укрепление частной собственности в деревне.

  3. Суть реформы – в стремлении сохранить и укрепить общину.

  4. Итоги реформы нельзя оценить однозначно.

  5. Реформа закончилась неудачей из-за (сопротивления дворянства; бюрократизма чиновников; прочности общины; отсутствии у крестьян частнособственнических идей; недостаточного времени осуществления.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях



Учитель выводит на экран частушки и предлагает обучающимся, определить какие положения реформы отразились в этих куплетах. Отражают ли они то, как сами крестьяне восприняли реформу.

До чего народ доходит-

Из общины вон уходит:

До того ещё дойдёт

Что на хутор перейдёт

Через года-полтора,

Все уйдут на хутора.

Худо ль, лучше будет жить,

А нет охоты выходить.


Богачу опять лафа.

Придумали отруба.

Он земельку соберёт.

Жить на отруб перейдёт.

А мы бедны мужики-

Подбирай его куски.




Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Выступая перед депутатами II Государственной Думы в марте 1907 г., председатель Совета министров П.А. Столыпин сказал: «Пусть собственность будет общая там, где община ещё не  отжила, пусть будет она подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная».

В июне 1996 г.президент России Б.Н. Ельцин в «Обращении к селянам» пытался ответить на вопрос о том. какая форма ведения сельского хозяйства – индивидуальная или коллективная- лучше. «Для России подходит и та и другая форма, полагал президент, - будь то бывший совхоз или колхоз, фермерское хозяйство  или личное подворье. Не это важно. Главное, чтобы человек чувствовал и знал, что он работает на своей земле и для себя».

-Как вы считаете, случайно ли совпадение суждений двух отечественных государственных деятелей?




Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

1.Какие направления содержала аграрная реформа П. А. Столыпина? Найдите в приведённом ниже списке два направления и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  переселение малоземельных крестьян за Урал

2)  укрепление крестьянской общины

3)  ограничение использования в сельском хозяйстве наёмного труда

4)  поддержка деятельности Крестьянского банка

5)  принудительное отчуждение помещичьих земель

2.Прочтите отрывок из исторического документа и запишите одним словом название участка земли, о котором идёт речь.__________________

 

«1. Каждый домохозяин, владевший надельной землёю на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. 12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли... имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности, к одному месту».

3.Зажиточный крестьянин тяготился жизнью в общине Недостаточная площадь свободной земли и иные общинные тяготы мешали ему получать бóльшую прибыль. Когда в стране начали проводить реформу, согласно которой он мог выйти из общины и переехать на отдельное место жительства (хутор),  — он этим сразу воспользовался.

 

1.  Укажите императора, в период правления которого произошли описанные в тексте события.

2.  Укажите государственного деятеля, занимавшего пост председателя Совета министров в период проведения реформы, упомянутой в тексте.

3.  Почему правительство было заинтересовано в проведении упомянутой в тексте реформы?





Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности


Развитие математической грамотности. Решите историческую задачу: « В 1649 произошло окончательное закрепощение крестьянства. Спустя 264 года правящая династия при которой произошло это событие отмечала свой трехсотлетний юбилей. А за 7 лет до юбилея был опубликован указ разрешавший крестьянам свободный выход из общины. В каком году был опубликован этот указ?»

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Учитель предлагает обучающимся, ответить на вопрос: «Могла ли реформа Столыпина успокоить общество, отвлечь его от революции и привести к величию России? Проводится мини-дискуссия.




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Учитель может сам оценить активность обучающихся, но возможно ученикам предложить самим обосновать вопрос, почему они достойны положительной оценки по-плану: - Я узнал что…; - я научился тому что…; - я понял, что…



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Предложить обучающимся высказаться какие моменты изучаемого материала, оказались сложными для их понимания. Сильным обучающимся нужно ещё раз попытаться ответить на трудные вопросы темы.



Этап 5.2. Домашнее задание

        1. Прочитать домашний параграф и ответить на вопросы (для слабых и средних обучающихся)

        2. Найти в интернете высказывания современников о реформе Столыпина, сравнить эти точки зрения. Представить свой аргументированный вывод. (по-желанию)






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!