Социально-экономические реформы П.А. Столыпина
- П.А. Столыпин и его курс.
- Аграрная реформа.
- Результаты аграрной реформы.
- Программа преобразований П.А. Столыпина.
П.А. Столыпин
1. 1903 – 1906 гг. – занимал пост Саратовского губернатора .
2. 1905 год - лично принимал участие в подавлении крестьянских бунтов.
- В сопровождении казаков он разъезжал по деревням, проводя обыски, аресты и прилюдные порки.
- Лично выступал на крестьянских сходах, хотя это и было занятием небезопасным.
1. П.А. Столыпин и его курс
3. 26 апреля 1906 года – вызов П.А. Столыпина в Царское Село, где ему был предложен пост Министра Внутренних дел (С 8 июля – председатель Совета министров с сохранением прежней должности).
« Выступая на заседаниях Думы говорил твердо, но достаточно корректно и уверенно отвечал на все выпады в сторону правительства » .
Разрушения внутри после взрыва на даче Столыпина. 1906 г.
4. 12 августа 1906 года эсеровские боевики совершили покушение на Столыпина . Две бомбы взорвались прямо в его приемной на даче (Взрыв на Аптекарском острове ).
Были убиты 27 и ранены 32 человека, в том числе и дети Столыпина - трехлетний Аркадий и двенадцатилетняя Наталья , у которой были сломаны обе ноги
5. 19 августа 1906 года – принятие указа о введении военно-полевых судов . Судопроизводство вели офицеры, на рассмотрение дело отводилось 48 часов и приговор приводился в исполнение в течении суток ( до 1907 года были казнены 2681 человек, десятки тысяч отправились на каторгу).
6. Правительство закрывало неугодные органы печати, ликвидировало общества и организации даже сугубо просветительского характера.
7. Подавление оппозиции в Государственной Думе. 10 мая 1907 года Столыпин произнес фразу, ставшую знаменитой: « Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Великая Россия » .
8. Реформа местного самоуправления .
- Предоставление сельским общинам больших возможностей для работы в земствах.
- Создание сети школ доступных для крестьянских детей.
2. Аграрная реформа
Вологодская губ.,
Отец с сыном. Рязанская губ.,
д. Усть Топса. 1911
Касимовский у., д. Лубонос. 1914
1. Создание Земельного фонда . За счет казенных и императорских земель крестьяне могли расширять и приобретать земельные владения.
2. 9 ноября 1906 года – указ о праве свободного выхода крестьянами из общины с передачей надела в его личную собственность. Крестьяне, арендовавшие землю у общины дополнительные земельные наделы, имели право их выкупить (указ был отвергнут левыми партиями II Думы и принят только в 1910 году ).
Девочки в повседневной одежде. Ярославская губ
3. 1911 год – издание закона, по которому община обязана была выделить крестьянину в личное владение участок земли, пожелавшему вести собственное хозяйство.
Крестьянин имел право требовать, чтобы его наделы были сведены в один участок – отруб ( с оставлением усадьбы в деревне) или хутор ( с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок).
Семья на току. Касимовский у. 1914
Перевоз приданого невесты в дом жениха
4. Реформа оказалась выгодна зажиточным крестьянам , которые оказались способны вести хозяйство без поддержки общины.
«Ставка была сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных» П.А. Столыпин .
1907-1914 гг. – выход из общины 28 % от общего числа общинников ( 9 млн. Человек).
Зажиточный крестьянин. с. Куликово.
Цель переселенческой политики – ликвидация острой нехватки земли во внутренних губерниях России.
1. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получая 15 гектаров на главу семьи и 45 гектаров на остальных членов семьи, денежную ссуду в 400 руб. Мужчины освобождались от воинской повинности .
2. Переселенческая политика привела к увеличению числа переселенцев за Урал, в Сибирь и Казахстан до 3,4 млн. человек.
3. За счет переселенцев посевные площади в Сибири увеличились на 80 %, создавались новые производства, артели и кооперативы. Особенно интенсивно развивалось скотоводство.
4. От 12 до 17 % переселенцев вернулись обратно, не справившись с трудными условиями жизни или разорившись.
3. Результаты аграрной реформы
Обработка луба для изготовления ободов для сита и решета. Владимирская губ., Покровский у. 1913
Подготовка ниток для тканья. Рязанская губ., Касимовский у., с. Увяз. 1914
1. Ослабление крестьянской общины привело к тому, что община больше не имела возможности помогать слабейшим.
2. Отмена ограничения личных прав крестьян вело к дальнейшему процессу урбанизации.
3. К 1914 году в России действовало 30 тыс. кооперативов , где крестьяне вели хозяйство, покупая сеялки, жатки, молотилки и прочее.
Мальчик скручивает нитки для
изготовления серпянки
4. Крестьянская община так и не была ликвидирована.
5. Большие затраты на переустройство крестьянских хозяйств ( 29,1 млн. руб.).
6. Разорение крестьян-единоличников . Земли единоличников нередко приобретались общинниками, что еще больше запутывало отношения собственности в деревне.
Крестьянин с сыновьями. Рязанская губ., с. Большие Пекселы. 1910
7. Рост производства зерновых в 1,5 раза.
8. Увеличение экспорта хлеба ( 25 % от мирового экспорта зерна, в урожайные годы – 40 %).
9. Модернизация сельского хозяйства (использование минеральных удобрений выросло в два раза, с/х машин в 3,5 ).
10. Увеличение темпов роста промышленности до 8,8 %, что было самым высоким показателем в мире.
11. Замена общины кооперативами .
1907 год – создание Союза сибирских маслодельных артелей (в 1913 году из Сибири было вывезено 6 млн. пудов масла, что давало казне огромные доходы).
Перспективы дальнейшего развития:
«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
П.А. Столыпин (1909).
Здание Союза сибирских маслодельных артелей. Курган
1. 1906 год – проект Земской реформы , который основывался на принципе перехода от сословных к имущественным критериям формирования курий.
2. Введение Земского самоуправления в Литве, Белоруссии, Западной Украине (закон был введен указом императора в 1911 году ).
4. Программа преобразований П.А. Столыпина
3. 1912 -1913 гг. – принятие законов о страховании рабочих.
4. 1912 год – образование высших начальных училищ для детей от 10 до 13 лет.
5. Разработка закона « О введении всеобщего начального обучения в Российской империи » .
Всего из 43 проектов Столыпина были приняты только 10 (некоторые после его смерти).
Архангельская обл., Онежский р н,
д. Прилуки. 1903
Домашнее задание:
§ 31 читать и уметь пересказывать.