Социальная инклюзия как метод социальной адаптации детей «группы риска»
Определение социальной инклюзии
Социальную инклюзию нередко сводят к понятию образовательной инклюзии и даже еще уже – к образовательной инклюзии детей-инвалидов.
На самом деле, понятие социальной инклюзии гораздо шире – в международном масштабе она все чаще рассматривается в более широком плане, как реформа, которая поддерживает и поощряет разнообразие среди учащихся.
В данной работе мы рассматриваем социальную инклюзию как метод социальной адаптации детей «группы риска» и связываем его с ликвидацией социальной изоляции, которая часто является следствием негативного отношения к детям «группы риска» со стороны сверстников.
Актуальность социальной инклюзии
Состояние современного российского общества характеризуется особой актуальностью вопросов отчуждения, изоляции, эксклюзии социально ослабленных групп населения.
Проблема включения в жизнь общества, преодоления одиночества и конфликтов актуальна также для тех, кто исключен из общества по причине своего поведения.
«Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» обращает внимание на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Концепция социальной инклюзии
Краеугольными камнями концепции социальной инклюзии в отношении детей «группы риска» мы считаем:
Ценность, признание и уважение в отношении отдельных лиц и этой социальной группы.
Причастность и участие - наличие поддержки в принятии решений, касающихся каждого лично, в вопросах жизни в обществе. Это означает, что дети принимают решения самостоятельно, могут контролировать услуги, которые им предоставляются.
Развитие человека - требует предоставления ему возможностей для обучения и совершенствования, творческого интеллектуального роста личности, выбора детьми такой жизни, которую они ценят, и которая заслуживает поддержки.
Ценности социальной инклюзии
Каждый готов. Никого из нас не нужно «экзаменовать» или испытывать, чтобы определить наше соответствие ряду критериев и принять решение о том, можем ли мы быть «приобщенными», или же нас стоит «убрать».
Каждый может учиться. Как разумные существа, все мы растем, меняемся и делаем ошибки, но мы все способны учиться.
Каждый нуждается в поддержке. Иногда кто-то из нас нуждается в большей поддержке, чем другие.
Каждый может внести вклад. Мы должны признавать, поддерживать и оценивать взносы каждого человека.
Вместе мы лучшие. Мы не мечтаем о мире, где каждый похож на нас, - наши различия являются наиболее важным возобновляемым ресурсом.
Цели социальной инклюзии
Уменьшение или ослабление неблагоприятных условий, влияющих на детей «группы риска»
Вовлечение детей «группы риска» в социальную, общественную и учебную сферы деятельности.
Повышение самооценки и способности к самосовершенствованию детей «группы риска».
Повышение мотивации детей «группы риска» в дальнейшем принимать участие в образовании или обучении.
Реализация социальной инклюзии в учебных заведениях для получения общего образования.
Проекты, направленные на социальную инклюзию должны стремиться:
Постоянно привлекать детей «группы риска» к активному участию (на всех этапах проекта).
Устранять один или несколько факторов мешающих социальной адаптации детей «группы риска».
Развивать гражданское самосознание – проект должен давать детям «группы риска» возможность обдумать свое место и свою роль в обществе.
Для более эффективной реализации проектной деятельности можно пользоваться помощью других специалистов (помогающих практиков)
Практикующий педагог-психолог в рамках социальной инклюзии работает в следующих направлениях:
1.Психодиагностика.
2. Психологическая реабилитация.
3. Психологическое консультирование.
4. Развивающая и психокоррекционная работа.
Таким образом, появляется возможность определить оптимальный педагогический маршрут, спланировать коррекционные мероприятия, а также оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы.
Практикующий педагог-организатор в рамках социальной инклюзии работает в следующих направлениях:
1. Содействие воспитанию, обучению, развитию общей культуры обучающихся;
2. Руководство работой по воспитательно – досуговой деятельности
3. Содействие развитию и деятельности детских объединений
Педагог-организатор, таким образом, способствует развитию и повышает мотивацию детей «группы риска» участия в творческой деятельности. Также, создает необходимые условия для приобретения воспитанниками опыта социально значимых отношений.
Результаты
Положительная динамика в социальной, учебной и общественной деятельности.
Развитие гражданского самосознания – несовершеннолетние планируют в дальнейшем помогать наставникам (общественным воспитателям) в их работе над социальной адаптацией детей «группы риска».