СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация выпускников школы через внеурочную деятельность в преподавании дисциплин «История» и «Обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье описывается система внеурочной деятельности преподавателя истории и обществознания. Внеурочная работа способствует формированию самостоятельности в суждениях и действиях, гражданской ответственности, способности к самоопределению и самореализации.

Просмотр содержимого документа
«Социализация выпускников школы через внеурочную деятельность в преподавании дисциплин «История» и «Обществознание»

Социализация выпускников школы через внеурочную деятельность в преподавании дисциплин «История» и «Обществознание

Аннотация. В статье описывается система внеурочной деятельности преподавателя истории и обществознания. Внеурочная работа способствует формированию самостоятельности в суждениях и действиях, гражданской ответственности, способности к самоопределению и самореализации.

Ключевые слова: профессиональное образованиесоциализациявнеурочная деятельность



Проблема современного образования состоит в том, что часто молодые люди, окончившие школу, не всегда конкурентоспособны в продолжении дальнейшего образования, на рынке труда, граждански пассивны.. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, как системе общего, так и системе профессионального образования необходимо формировать личность обучаемого обладающего определенными компетенциями, позволяющими ему социализироваться в обществе. В этом контексте задачи учителя истории и обществознвания заключаются в развитии познавательных интересов, определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, критического мышления, способности к самоопределению и самореализации; в воспитании общероссийской идентичности, гражданской ответственности; приверженности гуманистическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Дисциплины «история» и «обществознание» играют особую роль в воспитании человека, так как сила воздействия на личность обучающегося определяется не только деятельностными методами, применение которых требует ФГОС, но и содержанием предмета «история и «обществознание». Только урочная система обширную задачу формирования социальных компетенций решить не позволяет. Для достижения результатов современному педагогу необходимо использовать внеурочную деятельность. Воспитание социально компетентного человека в условиях техникума отрабатывается в различных формах  внеурочной деятельности.

Участие школьников в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах городского, областного и российского масштаба , дистанционные олимпиады Центра дистанционной сертификации учащихся ФГОС-тест, онлайн-олимпиады, краеведческих чтениях, «ВПР», способствуют решению главной задачи – нравственному развитию личности, использованию групповых и коллективных форм организации, развитию демократичности, диалогу, открытости, осмыслению и закреплению в памяти исторических событий в художественно-литературных образах, формируют навыки поисковой, исследовательской деятельности. Преподаватель выступает в роли консультанта, организатора сотрудничества, а школьник становится активным участником, у него возникает мотивация к совершенствованию себя и выбору активной жизненной позиции. Это способствует формированию позитивной жизненной стратегии и активной гражданской позиции обучающихся; развитию самостоятельного мышления, грамотной речи, творческого потенциала; воспитанию патриотизма, самореализации; организации социальной практики. 



Участие школьников в квест-играх, конкурсах, викторинах на правоведческие, экономические, исторические темы. Игровые формы наиболее занимательны и популярны среди ребят. При этом сами ученики становятся организаторами подобных мероприятий. Большую роль в организации вышесказанной формы работы играет школьное самоуправление.

Интересной формой работы является написание обществоведческих эссе. Написание эссе -  это тренинг отработки понимания смысла афоризма, цитаты. В эссе проверяется сформированность общекультурных и информационных компетенций через опору на   личный жизненный опыт и знания студента. Они нарабатываются через систематический анализ новостей из СМИ, уроков обществознания, истории, литературы. Рассуждения на такие темы, как «Налоги - цена, которую мы платим за цивилизованное общество» (О.Холмз), «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин), «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция» (А. Смит) способствуют формированию активного, экономически грамотного члена общества. Например, такая тема как «Свобода – есть познанная необходимость» (Гегель) способствует формированию правового сознания выпускников школы..   

Одной из наиболее активных форм обучения проектная деятельность, которая не ограничивается системой уроков и требует дополнительного времени. Проектная деятельность  позволяет развивать творческие способности студентов,  раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Благодаря проектной деятельности школьник учится  осуществлять поиск социальной информации из разных источников, сравнивает исторические эпохи, устанавливает причинно-следственные связи, извлекает из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам, учится различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, подготавливать устное выступление и презентацию. Проектная деятельность учит   адекватно оценивать объективную трудность при решении поставленной задачи и свои возможности достижения цели, учит работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, брать на себя инициативу в организации совместного действия, владеть устной и письменной речью, умению убеждать.  Школьники  в течение года защищают собственный научный или социальный проект на одну из предложенных тем или предложить свою. Например, актуальны и популярны темы «Знай свои права (пособие для подростка)», «Бизнес (иллюстрированный словарь)», «Как открыть свое дело?» «Мое родословное древо», «В каждом доме есть свой герой». Из этих проектов лучшие получают возможность развиваться дальше и участвовать на конференциях разного уровня или олимпиаде по предпринимательству.

Школьный музей – так же обязательный этап в воспитании школьников.. Именно история является стимулом для посещения городских музеев, где школьники

могут непосредственно приобщиться к истории и  культуре своего народа.

Сотрудничество с социальными партнерами , выпускниками так же призвано социализировать школьников..  Организуются круглые столы, встречи, где ребята непосредственно общаются с представителями ВУЗОВ и средне – специальных учебных заведений

При этом проблема дальнейшего обучения школьников решается превентивно: и будущий специалист задумывается о своей траектории развития, и ребенок получает определенную информацию для сотрудничества в этом аспекте.

Таким образом, система внеурочной работы в связке с уроками истории и обществознания при правильной организации деятельности способствуют социальной адаптации будущего выпускника, что требует стандарт образования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!