СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация детей с ОВЗ (из опыта работы).

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается самостоятельная работа на тему "Социализация детей с ОВЗ (из опыта работы)" в рамках курсов повышения квалификации на базе ГБОУ ВПО Московской области АСОУ.

Просмотр содержимого документа
«Социализация детей с ОВЗ (из опыта работы).»

Социализация детей с ОВЗ (из опыта работы). Ивлев Александр Владимирович, Директор, учитель общетехнических дисциплин,

МБОУ «СОШ № 1» г. Королёв, мкр. Юбилейный


В детские годы формируется мировоззрение, вырабатывается жизненная позиция и самооценка человека. От этих категорий зависит, как будет складываться в дальнейшем жизнь человека, какое место займёт он в этом мире.

Поэтому-то и важно создать необходимые условия для каждого ученика, особенно для тех, чьи возможности здоровья ограничены. Безусловно, значительное влияние на них оказывают родители и родственники, т.е. первичные агенты социализации. Но не меньшее значение имеют и сверстники, одноклассники, специалисты-педагоги. Ведь они – это не только расширенный круг общения, но и возможность иначе, не так как ежедневно в семье, взглянуть на мир.

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.

Процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен в дистанционной форме – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции, Я-концепции, успешности, саморазвития и прочие.

Грамотно организованный педагогом процесс работы с ребёнком-инвалидом, помогает ему избежать стеснения сверстников, чувства психологического дискомфорта, трудностей физического перемещения из кабинета в кабинет и т.п., снять сложности в обретении статуса ученика, во взаимоотношениях со сверстниками и окружающим миром.

Работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством, например, дистанционной формы обучения, очевидно, эффективна. Во многом эта эффективность становится возможной, благодаря индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Кроме того, сводится до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Т. е. освоение учебного материала в происходит в укороченные сроки, регламентированные учебным планом для таких обучающихся, и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Социализация детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту (сиречь вне коллектива) в нашей школе осуществляется следующим образом.

Большую роль в процессе социализации играют дистанционные предметные олимпиады, в которые вовлекаются дети-инвалиды (в нашем случае их инвалидность не отражается серьёзно на интеллектуальных способностях). Данные олимпиады - своеобразный заочный интеллектуальный марафон. Если дети с ОВЗ не всегда могут принять участие в очных школьных и муниципальных олимпиадах, то в дистанционных они всегда могут проявить себя наравне с одноклассниками-"очниками". Здесь и особая мотивация к изучению предмета, и поощрение за труд (сертификаты, дипломы, грамоты). По результатам проведения олимпиад учителя устраивают внеурочный разбор материалов олимпиад, включая в эту работу и детей с ОВЗ (по скайпу или заранее оговаривая очную встречу всех участников олимпиад), так что они могут не только устранить свои пробелы в знаниях либо узнать что-то для себя новое, но и выслушать мнения других участников-олимпиад, высказать свою точку зрения (это ли не социализация?!). А вышеупомянутые награды традиционно вручаются на школьных линейках, на которые мы приглашаем и тех, кто обучается дистанционно и индивидуально. Для этого всего лишь нужно заранее уведомить родителей этих учащихся и их самих. Здесь дети не только не чувствуют себя неуютно вследствие малого общения с одноклассниками, но бывают сопричастны их успехам, вырабатывают (и повышают) собственную самооценку, лишённую комплексов (по крайней мере, связанных со своим здоровьем).

В силу того, что большинство наших инвалидов не прикованы к постели, классные руководители, постоянно контактируя с их родителями, вовлекают их во внеурочную жизнь класса и школы. Такие дети участвуют в тематических классных часах, читают стихи, поют песни, рисуют. Все экскурсии (от местных пешеходных до дальних выездных) планируются с учётом возможностей в том числе и детей-инвалидов. И те с удовольствием в них участвуют, с радостью общаются с классом, познают окружающий их мир.

Некоторые педагоги строят уроки повторения (особенно в начальной школе, в 5-7 классах) и мероприятия предметных недель в виде игр, викторин, конкурсов. И, заранее предупреждая ребёнка-"индивидуальника", проводят урок, включая скайп, вовлекая его в работу, такие дети становятся членом команды и получают для себя какую-то роль, имеют возможность в игре получше узнать одноклассников, проявить себя.

Хотя бы одно из занятий с ребёнком-инвалидом (с использованием ДОТ) у нас стоит в расписании в "окне" в расписании педагога. Многие учителя взяли в практику включение скайпа за некоторое время до начала занятия, таким образом, у детей "очников" и "индивидуальников" появляется возможность пообщаться на перемене, поделиться новостями из жизни (что в первое время вызывало у нас некоторые сомнения, но дало удивительно радостные результаты: дети знают друг друга, с удовольствием общаются, продолжают общение вне школы).

А есть и такие дети и родители, кто просит позволить их детям-инвалидам просто поприсутствовать иногда на обычном уроке со всем классом. Такая форма живого общения с одноклассниками, чувства сопричастности классному коллективу также имеет место.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!