«Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьников».
Подготовила: Купцова Л.В учитель математики и информатики МБОУ СОШ № 4 г. Светлограда Ставропольского края
- Социальная компетентность - умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения.
- Личностная компетентность человека предстает как необходимое ядро его саморазвития – личностного роста.
Одной из самых продуктивных технологий развития социальной компетентности является технология социального проектирования , осуществляемая на уроках и во внеурочной деятельности. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Учащемуся даётся возможность попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации в школе, в деревне, в обществе в целом.
Метод проектов является оптимальным методом для развития социальной компетенции учащихся.
Показатели социальной компетентности:
- сотрудничество, работа в команде,
- коммуникативные навыки;
- способность принимать собственные решения;
- социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
- наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
- развитие личностных качеств, саморегулирование.
Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности.
«Я выбираю жизнь!»
Профилактика наркомании
(соц. проект)
МБОУ СОШ №4, г. Светлоград Ставропольский край
2012 г.
Выполняли работу: учащиеся 8 В класса МБОУ СОШ №4:
Руководитель работы:
учитель математики, информатики
Купцова Л.В.
« У кого есть здоровье, у того есть надежда. У кого есть надежда, у того есть всё».
Восточная мудрость
этапы работы над социальным проектом
- 1-й этап. Подготовительный.
- 2-й этап. Основной - деятельностный.
- 3-й этап. Аналитический.
- 4-й этап. Подготовка к защите проекта.
- 5 - этап. Презентация проекта.
- 6-й этап. Рефлексия.
Актуальность выбранной темы
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. По последним данным в Ставропольском крае она просто катастрофическая. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту употребления наркотиков с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Именно школы и места массового развлечения молодежи являются сегодня основными местами распространения наркотиков. Несмотря на то, что в последние годы работа по профилактике подростковой наркомании существенно активизировалась, дефицит знаний у учащихся о последствиях и конкретных шагах противостояния этой пагубной привычки остается значительным. Разовыми беседами повысить уровень социально-психологической компетенции школьников невозможно. Поэтому мы считаем, что проводить эту работу необходимо регулярно. Сегодня это острейшая проблема, стоящая перед обществом, ставшая всемирной. Поэтому мы, восьмиклассники МБОУ СОШ №4, г. Светлограда не можем находиться в стороне и хотим предложить свою программу действий по профилактике наркомании.
Проблема:
Предупреждение употребления молодёжью наркотических средств.
Цель проекта:
Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.
Задачи:
- развивать у школьников осознанное неприятие наркотических средств как способов воздействия на свою личность;
- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;
- способствовать осознанию школьников наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;
- формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни.
План работы:
- Составление анкеты для социологического исследования с целью выявления их потребностей в новых ощущениях,отношению к употреблению наркотиков; – Бартинева Екатерина
- Проведение социологического исследования среди учащихся 8-х классов и анализ ответов обучающихся по предложенным вопросам ,– Головко Ольга, Дронов Константин
- Посещение библиотеки с целью выявления наличия литературы по профилактике наркомании - Голодок Ирина
- Выставка рисунков по теме проекта – учащиеся класса
- Подборка пословиц и цитат о вреде наркотиков, курения, алкоголя, о здоровье - учащиеся класса
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ по профилактике наркомании и формированию ЗОЖ в школе на 2012-2013 учебный год.
1. Выявление педагогически запущенных детей. Составление списков детей, состоящих на внутришкольном учете.
2. Информационно-правовая помощь учащимся и их родителям.
3. Организация досуга подростков «группы риска» в течение учебного года и в каникулярное время.
4. Организация летнего отдыха и занятости учащихся.
5. Организация бесед с медработниками, с органами милиции.
6. Санитарно-гигиеническое просвещение учащихся.
7. Пропаганда ЗОЖ.
8. Привлечение детей к общеполезному труду.
9. Запрещение курения и употребления спиртных напитков для учащихся, педагогов, посетителей в учреждении и на прилегающей территории.
Теоретическая часть
Изучив теоретическую часть по проблеме, используя Интернет, радио и телевидение, чтение соответствующей литературы была определена причина употребления молодёжью наркотиков и алкоголя - непонимание человеком опасности приема. По мнению специалистов - медиков наркоманией страдают буквально все страны. При сравнении бросается в глаза, что те государства, которые являются главными центрами выращивания наркотиков (Афганистан, Колумбия, Перу), отличаются, как правило, более низким уровнем потребления наркотиков, чем развитые страны Северной Америки и Западной Европы. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не были бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. По данным международной организации «Врачи без границ», уже сегодня в России от 3 до 4 млн. наркоманов, а некоторыми специалистами их число оценивается даже выше 9 млн. чел. . Проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, то есть практически каждого пятого жителя страны.
Теоретическая часть
Наркомания в России продолжает "молодеть". По последним данным, более 60 % наркоманов - люди в возрасте 18-30 лет и почти 20 % - школьники . Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет , но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет.
Ставропольский край вышел на II место в России по употреблению наркотиков .Сейчас на учете в краевом диспансере состоят около восьми тысяч подростков.Однако специалисты утверждают , что реальное количество наркоманов в 10 раз больше.
Наркомания наносит вред не только больному, но и обществу в целом. В Российском уголовном праве предусмотрена уголовная ответственность за распространение наркотиков и др. действия, способствующие вовлечению в их употребление. В отношении лиц, страдающих наркоманией, алкоголизмом, могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
Практическая часть:
1. Разработка вопросов для анкеты;
2. Подбор материала из различных источников информации к классному часу;
3. Анализ опроса обучающихся
4. Выставка рисунков по теме проекта
5.Конкурс пословиц и поговорок о вреде наркотиков, курения, о здоровье.
1. Анкета: потребности человека в новых ощущениях (опросник М. Цукермана )
1. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,
б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
2. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие,
б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих галлюцинации.
3. а) Я бы предпочёл жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надёжен и счастлив,
б) Я бы предпочёл жить в неопределённые, смутные дни нашей истории.
4. а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость,
б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это возбуждающим.
5. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,
б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным
6. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней,
б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.
7. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,
б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.
8. а) Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком,
б) Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.
9. а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,
б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».
3. Анализ опроса учащихся 8-х классов
7 -9 баллов -- высокий уровень -- 22% учащихся
4 -6 баллов -- средний уровень -- 31% учащихся
0 - 3 баллов -- низкий уровень -- 47% учащихся
Вывод: у половины учащихся присутствует предусмотрительность и осторожность. Испытуемые предпочитают стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни, скорее всего, они не станут даже экспериментировать с приёмом наркотиков.
Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ: 1. а 2. б 3. б 4. б 5. б 6. б 7. б 8. б 9. б
Высокий уровень потребностей в ощущениях (7-9 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.
Риск попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов очень велик.
От 4 до 6 баллов – средний уровень потребностей в новых ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни. Вероятность попасть в ситуацию психической зависимости – низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.
Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 3 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.
4. Выставка рисунков
5. Цитаты известных людей о здоровом образе жизни, вреде алкоголя, наркотиков .
«Здоровье есть высочайшее богатство человека» - Гиппократ
«Без здоровья невозможно и счастье» - Виссарион Григорьевич Белинский
«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война» - Уильям Юарт Гладстон
«Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью» - Франсуа Мориак
Пословицы и цитаты о вреде наркотиков, курения, алкоголя, о здоровье.
“ У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все ” (Арабская пословица) Кто курит табак, тот себе враг. (Русская пословица.) «Потянешься за водкой – будет жизнь короткой».
Наркотики - война без взрывов.
Заядлого курильщика муха крылом перешибет.
Вино пить да табак курить – здоровье губить.
Наркотики убивают в людях человечность.
Был Иван, а стал Болван, а всё винцо виновато. (Русская пословица.)
Кто вино любит, тот своё сердце губит. (Русская пословица.)
Пьяница в народе, что сорняк в огороде. (Русская пословица.)
Наркомания - это многолетнее наслаждение смертью. (Франсуа Мориак)
Мы говорим сегодня:
Нет –наркотикам!
Нет -преждевременной старости, раннему уходу из жизни!
Мы говорим сегодня:
Да – солнцу и звёздам!
Да – цветам и любимым!
Да – друзьям и близким!
Да – радости и свету!
Используемая литература:
- И.Г. Ураков «Наркомания: мифы и действительность»
- Н.Н. Исмуков «Без наркотиков»
- Н.Б.Коростелёв «От А до Я»
- Энциклопедия «Я познаю мир – Медицина»
- Интернет – сайты:
http :// slovari . yandex . ru / : ~книги/БСЭ/Наркомания/
http://rsmu.ru/5300.html : Цитаты известных людей о
здоровом образе жизни, вреде алкоголя, наркотиков и курения
http://russlav.ru/index.html : Наркотики, алкоголизм, курение – сайт RusSlav – все о вреде наркотиков, вред алкоголя, вред табакокурения. Наркомания среди подростков – фото.