СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальное поведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по теме "Социальное поведение" разработан для обучающихся СУЗа в виде практического занятия. Занятие расчитано на 90 минут.

Просмотр содержимого документа
«Социальное поведение»

План учебного занятия № 39

Тема: Социальное поведение

Вид учебного занятия: практическое занятие

Цель занятия: познакомиться с особенностями социального поведения.

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию научных представлений об особенностях социального поведения.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах. Отработать навык получения знания через решение познавательных задач.

Воспитывающая: воспитание ответственности за свои поступки. Формировать непримиримое отношение к негативным отклонениям от социальных норм.

Методы: проблемного обучения, работа с текстом.

Межпредметные связи:

История.

Обеспечение занятия:

Учебник «Обществознание» под редакцией Боголюбова, раздаточный материал.

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: особенности социальных ролей.

Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема), характеризовать основные социальные объекты.


Содержательный аспект занятия:


Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.


Мотивация:

Сегодняшнее занятие я хотела бы начать словами притчи:

В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»


Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения. Зависит ли от нас социальное поведение и как мы можем на него повлиять?


Целеполагание: познакомиться с особенностями социального поведения.


Актуализация: (устный опрос)

  • Сформулируйте определение понятию «Социальная роль»;

  • Определите основные социальные роли в юношеском возрасте;


Изучение нового материала:

План изучения нового материала:

1. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность.
2. Отклоняющееся поведение и его типы. Мотивы и предпочтения. Мотивы коррупционного поведения.


1. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность.

Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1).

Задание для обучающихся (Работа с текстом Приложение 2). 10 минут

  • Познакомьтесь с текстом. Выпишите определение понятиям «самосознание» и «социальное поведение». Сформулируйте Особенности взаимодействия влияния свободы и ответственности на социальное поведение индивида.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.


Самосознание  осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с другими людьми и с природой, нести ответственность за принятые решения и действия.

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом.


2. Отклоняющееся поведение и его типы. Мотивы и предпочтения. Мотивы коррупционного поведения.

Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 176-179). 10 минут

  • Используя текст, сформулируйте определение понятию «отклоняющееся поведение». Определите типы отклоняющегося поведения.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Задание для обучающихся (Эвристическая беседа). 5 минут

  • Влияние мотивов и предпочтений на поведение человека. Мотивы коррупционного поведения

Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с нормами принятыми в обществе.

Типы: позитивное и негативное (девиантное).




3. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Задание для обучающихся (Работа с текстом приложение 3). 45 минут

Обсуждение ответов обучающихся.

Подведение итогов.

  1. Выставление оценок.

  2. Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

  3. Домашнее задание: Глава 4. п. 4.2. Внеаудиторная работа: «Причины и истоки возникновения социальных конфликтов» (1) таблица.


Преподаватель И.В. Атаманчук


Приложение 1

Рабочий лист

Тема: Социальное поведение

План занятия:

1. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность.
2. Отклоняющееся поведение и его типы. Мотивы и предпочтения. Мотивы коррупционного поведения.

Задание № 1 (Работа с текстом приложение 2). 10 минут

  • Познакомьтесь с текстом. Выпишите определение понятиям «самосознание» и «социальное поведение». Сформулируйте Особенности взаимодействия влияния свободы и ответственности на социальное поведение индивида.


Задание № 2 (Работа с текстом стр. 176-179). 10 минут

  • Используя текст, сформулируйте определение понятию «отклоняющееся поведение». Определите типы отклоняющегося поведения.

Задание № 3 (Эвристическая беседа). 5 минут

Влияние мотивов и предпочтений на поведение человека. Мотивы коррупционного поведения

Задание № 4 Работа с текстом приложение 4.


Подведение итогов.

Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

Домашнее задание: Глава 4. п. 4.2. Внеаудиторная работа: «Причины и истоки возникновения социальных конфликтов» (1) таблица.



Приложение 2

Самосознание и социальное поведение

Самосознание – осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с другими людьми и с природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Самосознание свойственно не только личности, но и различным социальным группам, поднявшимся до уровня понимания своих групповых интересов и своего места в системе общественных отношений.

Сложность проблемы самосознания состоит в том, в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив», «Я абсолютная бездарность», «Я не хуже других» и т. д. Самооценка чаще всего субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне.

В формировании самооценки важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЕ

Повысить самооценку можно, либо добившись успеха, либо снизив уровень притязаний.

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом.

Если деятельность состоит из действий, то поведение из поступков. Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу.

В основе социального поведения лежат принятые в обществе образцы (нравы и обычаи).

Нравы – такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определённого круга людей под влиянием привычек.

Обычаи – неуклонное следование предписаниям воспринятым из прошлого.

Приложение 3

Задание № 1

Прочитайте отрывок из доклада «Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценки экспертов», подготовленного Институтом социологии РАН совместно с представительством Фонда им. Фридриха Эберта (Германия) осенью 2005 г.:

«Значительная часть общества, критически оценивающая деятельность чиновничества, не отличается высоким уровнем законопослушания. Чиновники, хотя бы на уровне деклараций, демонстрируют гораздо более высокий уровень приверженности закону, чем рядовые граждане, Так, среди работников бюрократического аппарата более половины опрошенных (58,0%) разделяют точку зрения о том, что во всем и всегда следует соблюдать букву закона. Среди населения такой точки зрения придерживаются почти в два раза меньше – 26,0%, а основная масса людей стремится решать свои проблемы более простыми и привычными способами, которые принято называть сегодня «неправовыми» практиками. В обществе сложился своеобразный замкнутый круг.

Власть, чиновничий аппарат часто игнорируют интересы и права граждан. Значительная часть общества отвечает власти той же «монетой», стремясь обходить стороной легальные и легитимные способы решения своих насущных проблем, и свести общение с государственными органами к минимуму, обращаясь к ним только тогда, когда нет иных способов решения той или иной проблемы».

А вы бы могли переступить через закон? Какие социальные и политические последствия может иметь эта проблема? Какие способы ее решения вы бы предложили?

Задание № 2

В целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т.п. Считаете ли вы курение девиацией? Согласны ли вы с мнением, что курильщик – это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении? Как общество должно относиться к курильщикам?

Задание № 3

И. В. Староверова. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи //Социс. 2009. № 11, Ноябрь, C. 107-117


Проанализируйте данные таблицы? Что изменилось за 10 лет? Назовите причины выявленных тенденций? Какие последствия они могут иметь? Что делать?



Задание № 4

“Необходимо поощрять коррупцию, ибо коррупция порождает соучастие, а соучастие порождает преданность”. Парагвайский диктатор Стресснер

Дайте определение коррупции. Можно ли считать коррупцию девиантным поведением? Как общество должно относиться к коррупции?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!