СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-психолого-педагогическое сопровождение классного коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-психолого-педагогическое сопровождение классного коллектива с 8 по 11 класс. Структура работы с классным коллективом разработана таким образом, что все мероприятия касаются самых разных сфер жизни класса. 

Просмотр содержимого документа
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение классного коллектива»

Адаменко Валерия Александровна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, ГНОУ АО «Университетская Ломоносовская Гимназия», г.Архангельск

Социально-психолого-педагогическое сопровождение классного коллектива

«Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище», - эти слова Дениса Ивановича Фонвизина сегодня, как нам кажется, звучат крайне актуально. Что есть «благонравие»? По словарю Даля, «Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, без укорной нравственности». Почему же именно благонравие ставит на первое место в образовании и воспитании личности русский просветитель XVIII века? Почему нравственные законы в человеке должны быть важнее интеллектуальных возможностей и материальных потребностей особенно в наше время? Ответ очевиден. Налицо нравственное неблагополучие в обществе, деструктивизм и дегуманизация проявлений молодежи. Поэтому так актуально сейчас стоит вопрос о нравственном образовании в школе, поэтому именно сегодня школа должна стать той воспитательной средой, тем социальным организмом, в нравственной сфере которого происходило бы цементирование и актуализирование общечеловеческих ценностей. В связи с этими выводами нами была разработана программа социально-психолого-педагогического сопровождения классного коллектива, также внимание уделялось личности каждого ученика, при этом работа велась и с родителями.

Спецификой нашего учебного заведения является то, что учащиеся поступают в 8-ые профильные классы (физико-математический, химико-биологический, гуманитарный, технический) из разных школ города и области. Поэтому в начале обучения ведущей воспитательной целью стало формирование классного коллектива физико-математического 8 класса Б. Дабы лучше узнать возможности каждого, выявить особенности личности, понять, с чем и как работать, проводились следующие тесты: школьный тест умственного развития (цель - разработка общих и индивидуальных рекомендаций для более успешного дальнейшего умственного развития учащихся), экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (цель - определение особенностей темперамента ребенка для коррекции взаимоотношений в системах «ученик-учитель» и «ученик-класс»), тест школьной тревожности Филлипса (цель – изучение уровня тревожности, связанной с поступлением в новую школу), опросник «Подростки о родителях» (цель – расширить представления о формирующемся самосознании подростков, о воспитательной практике родителей, дабы лучше понять причины нарушения семейных отношений и во время помочь ребенку). С результатами этих тестов в начале второй четверти на педагогическом консилиуме по поводу восьмиклассников были ознакомлены все учителя, чтобы оптимизировать и согласовать педагогическое воздействие на коллектив в целом и на личности отдельных учащихся. Также дабы лучше познакомиться с классом, познакомить каждого ученика с каждым, создать условия для развития эмпатии, эмоционального чувствования другого, был проведен классный час «Минута славы», на котором ребята рассказывали о своих хобби, показывали, чем они увлечены, кроме учебы. Лучшие и желающие потом представляли себя и класс на подобном общешкольном мероприятии. Во втором полугодии проводились тематические классные часы, целью которых было насыщение школьников нравственными знаниями, эмоционально и деятельностно окрашенными в различные формы: игра, упражнение, размышление, диалогическое взаимодействие. Темы классных часов: «Секреты успешной учебы», «Dress-kod. Понятие. Правила», «Пропаганда здорового образа жизни», «Мобильный телефон – друг или враг». Большое внимание было уделено работе с родителями и работе родителей с детским коллективом. Кроме традиционного родительского собрания в начале года, целью которого в 8 классе становится знакомство родителей с педагогическим коллективом, с Уставом гимназии и пр., проводились и другие тематические собрания: «Вот мы какие!» (цель - знакомство с результатами тестов для дальнейшей оптимизации семейного воздействия на личность ребенка), «Принципы здорового питания», «Интернетзависимость: методы борьбы». Перед каждым родительским собранием, чтобы не быть голословными, проводились специальные исследования в классе, на результате которых и строился план собрания. Но ничто и никогда не заменит живого, непосредственного общения! Поэтому родители активно реагировали на предложения совместного отдыха. Так были осуществлены два выезда за город на природу: первый – в начале года вместе с другими физико-математическими классами, своеобразное посвящение в физики-математики; второй «Экологический десант» – в конце года, целью которого были не только развлечение и отдых, но и уборка территории леса. Также в течение каждого года обучения родители приглашались на внеклассные мероприятия по литературе, на которых ребята представляли отрывки из пьес, изученных на уроках. (В 8 классе – сцены из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», в 9 классе – комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», в 10 классе – драма А.Н.Островского «Гроза». А на четвертый год обучения два 11 класса Б и Т представляли на большой сцене САФУ спектакль по мотивам произведения Василия Шукшина «До третьих петухов», что стало показателем толерантности, способности к большей коллективной творческой деятельности). В 8 классе была сформирована команда «Enter.net», которая с успехом участвовала во всех играх «Что?Где?Когда?», проводимых в гимназии. А к 11 классу ребята отличились в играх на областном уровне – стали победителями.

В 9 классе работа с классным коллективом продолжалась по нескольким направлениям. Во-первых, обозначились проблемы в учебной деятельности: часть ребят считала свои результаты некачественными и хотела улучшить оценки, получить большие знания, умения, навыки; другие же, имея выдающиеся интеллектуальные способности, все больше и больше требовали к себе внимания. Были проведены тесты: методики «Направленность на приобретение знаний», «Направленность на отметку», «Мотивация достижения успеха и избегания неудач». Осуществлялась большая работа по координации взаимодействий учеников и учителей-предметников. Во-вторых, в классе начался конфликт между юношами и девушками, на решение которого были брошены все силы: классные часы по разным темам («Воспитываем толерантного гражданина», «Жизнь без агрессии», «Компромисс. Пути поиска», «Способы преодоления конфликта», «Я – лидер!»), ощутимо помогал школьный психолог, также невозможно переоценить поддержку родителей, которые не только активно посещали тематические родительские собрания («Если ваш ребенок ругается…», «Причины агрессивности и насилия»), но и участвовали в организации внеклассных мероприятий и классных поездок – самой яркой на втором году обучения является турбаза «Мечка» в городе Новодвинске, где были устроены веселые старты для взрослых и детей, мальчиков и девочек. Также уделялось время для психолого-педагогической поддержки учащихся в связи с предстоящей государственной аттестацией в конце 9 класса: проводились классные часы и родительские собрания на тему «Экзаменационный стресс. Пути преодоления».

В 10 и 11 классе отводилось большое внимание работе по профессиональному самоопределению учащихся. Как нам кажется, к этому моменту основные этапы формирования коллектива были уже пройдены, многие проблемы решены, поэтому стоило задуматься о более значимом моменте – о выборе профессии. Почему так важно определиться с будущей сферой деятельности? Во-первых, потому что, по мудрому, на наш взгляд, изречению Фрейда, «В этой жизни стоит заниматься только двумя вещами – работой и любовью, и только в таком порядке». От себя хотелось бы добавить, что работу свою надо любить, а над своими чувствами стоит работать. Поэтому если выбор будет сделан неправильно, то скорее всего 60 процентов жизни пройдут в негативных эмоциях и сожалениях. А во-вторых, как нам кажется, выбор дела всей жизни должен быть продиктован не суетными, сиюминутными желаниями материальных благ, а прежде всего желанием привнести в этот мир что-то хорошее. Хотелось бы, чтобы ребята как будущие ученые, творцы, родители, возможно, даже правители руководствовались категорией нравственной: «На всех уровнях и во всех изучениях жизни несомненно одно: всегда в основе бытия великая и спасительная сила любви» (Данте). Казалось бы, все просто: если поступил в физико-математический класс, то прямая дорога в инженеры. Но на деле оказалось, что и инженеры бывают разные, да и кроме них, есть огромное количество профессий, а еще нравится, петь, танцевать, писать стихи и прочее. Поэтому в классе было проведено большое количество исследований: методика «Дифференциально-диагностический опросник», опросник профессиональных предпочтений (модификация теста Дж.Холланда), методика КОС-1, тест на выявление лидерских качеств личности, тест темперамента В.М.Русалова, тест Д.Кейрси, определение направленности личности и другие. Благодаря такому всеобъемлющему исследованию были даны рекомендации, в каком направлении, благодаря каким свойствам личности будущий выпускник сможет себя лучше реализовать. Также было предложено родителям устроить экскурсии на места работы или прийти на классный час и рассказать ребятам о своей работе. Еще были предложены учащимся классные часы по теме: «Я и моя профессия», на которых не просто отслеживались результаты тестов, шли дебаты по поводу, какая профессия лучше, но по возможности составлялись профессиограммы интересующих ребят профессий. Кроме данного вида работы, проводились и уже успевшие стать традиционными для класса мероприятия: выезды на природу (в 10 классе дважды: зимой на турбазу с другим 10 классом покататься на санках, погадать «в крещенский вечерок» и летом на озеро с ночевкой, где в полевых условиях ребята, занимавшиеся в кружке «Юный турист», учили всех остальных правильно разводить костер, варить суп, ставить палатки), классные часы на нравственные темы, тематические родительские собрания.

В заключение хотелось бы отметить, что деятельность по формированию и сопровождению классного коллектива характеризовалась последовательной поэтапностью и системностью, что позволило создать условия для духовного, интеллектуального, творческого и нравственного развития каждого учащегося. Стоит надеяться, что выпускники 11 физико-математического класса будут отличаться благонравием, достойным Человека поведением.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!