СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-экономическое развитие россии в 17 веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему: "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 17 ВЕКЕ" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Социально-экономическое развитие россии в 17 веке»

Технологическая карта урока истории на тему:

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 17 ВЕКЕ»

класс: 7

Учитель истории:

Змиевская О.В.

Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий польско-шведской интервенции и Смуты.

  • Познакомить с новыми чертами, появившимися в сфере экономического развития.

  • Развивать навыки заполнения таблиц, работы с документами, учебником, картой, умения выделять главное, сравнивать.

Задачи урока: охарактеризовать экономическое развитие России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны

Планируемые результаты:

Предметные:

Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке;

Раскрывать смысл понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, засечная черта;

Личностные:

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Метапредметные:

Используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Оборудование: Учебник по истории России под ред. Андреева, Федорова.

Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Оргмомент

Приветствие учащихся, проверка присутствующих

Приветствие учителя

2.Мотивация

1)Задает учащимся вопросы:

-Почему был избран на царство Михаил Романов?

-В чем заключается значимость Земского собора 1613 г.?

2)Далее работа с эпиграфом, главным вопрос урока

3)Вопрос: в каком состоянии могла находится экономика страны после Смутного времени

Отвечают на вопросы



Работают с учебником

Отвечают на вопрос

3.Изучение нового материала

План урока

1. Территория и население.

2. «Куда соха ходила».

3. Ремесленное производство и появление мануфактур.

4. Ярмарки.

Вопрос №1—№2.

Учащимся предлагается послушать рассказ учителя и на основе объяснения нового материала охарактеризовать хозяйство страны после Смуты.

Рассказ учителя – ПРИЛОЖЕНИЕ №1

По рассказу учителя – работа с картой в учебники и настенной картой.

Вопрос №3-4 изучения вопросов — практическая

работа по карте (см. карту в параграфе).

Вопрос и задания:

1) Запишите названия сельскохозяйственных районов и укажите их специализацию. Прочитайте п. 4 «Ремесленное производство и появление мануфактур» и проверьте правильность выполнения задания.






2) Укажите города, ставшие центрами развития мануфактур, а также их специализацию. Проверьте правильность выполнения задания, сверившись с учебником.

3) Прочитайте пункт 4 параграфа. Дайте определение термина «всероссийский рынок». Назовите крупные торговые центры. Какие меры были приняты для стимулирования торговли?

4) Определите направления внешней торговли.


БЕСЕДА с привлечением карты.

Вопросы и задания:

1) Каких крестьян называли бобылями? Докажите, что хозяйственное разорение моглотпривести к ослаблению власти.

2) Какое значение для стабилизации экономического положения страны имело внедрение в сельское хозяйство трехполья и развитие хозяйственной специализации? Покажите на карте районы товарного производства хлеба, льна и конопли, пушного промысла, кочевого скотоводства.

3) Вспомните определение понятия «натуральное хозяйство». Дайте характеристику мелкотоварного производства. Сделайте вывод, в чем отличие товарного хозяйства от натурального.

4) Покажите на карте районы, специализирующиеся на производстве полотна, железа, добыче соли, поташа. Как вы думаете, почему использование наемного труда при- носило ремесленникам больше выгод, чем занятие личным трудом?

5) В чем отличие мануфактуры от ремесленной мастерской? Покажите на карте районы, где возникли первые казенные и частные мануфактуры. Назовите имена первых крупных российских промышленников.

6) Какие явления в развитии российской экономики в XVII в. позволяют ученым делать вывод о формировании всероссийского рынка? С какой целью были приняты Таможенный устав (1653) и Новоторговый устав (1667)? Почему Россия отставала в торговом развитии от западных стран? Покажите на карте города, которые появились в XVII в.

Записывают план урока в тетрадь





Слушают рассказ учителя и отвечают на вопросы


Работа с картой.


Работа с картой + письменная работа





















Участвуют в беседе

4.Итоговое закрепление + рефлексия

Вопрос: как происходило восстановление страны после Смуты

Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал….. Было понятно…. Было интересно

Выставление оценок

Отвечают на вопрос


Проводят рефлексию

5.ДЗ

Пар.15, рубрика «Вопросы и задания»

Записывают ДЗ









ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Смута предопределила весь ход развития хозяйственной и прочей жизни в России XVII в. Она показала стремление людей к новой, свободной жизни, но также и неумение по- строить эту жизнь путем созидания, а не разрушения. Она продемонстрировала несовершенство общественного по-

рядка в России, но не исправила его, а только усугубила.

Прежде всего, Смута показала нерациональность устройства общества. Основанный на насилии порядок рушится после смерти устроителя. Смута активизировала массу населения, не имеющего жизненных ориентиров, не готового к общественной деятельности, а лишь проявляющего не-

уважение к власти и закону.

В годы Смуты поместные владения, выданные государством за службу или как «милость», полностью разорились. В то же время, не дождавшись от власти улучшения своего положения, простые люди стали бороться против угнетателей. Именно во время Смуты движение против богатых было очень сильным — бедные, доведенные до отчаяния поддерживали Болотникова, «тушинского вора», чтобы участвовать в разграблении людей состоятельных, а также городов, которые «неправедными» путями нажили свои богатства.

В этих условиях экономическая политика новой династии Романовых состояла в следующем: стимулировать развитие за счет государственного (царского) сектора, пополнить казну за счет жесткой организации жизни людей.

До середины XVII в. экономическое положение России было очень тяжелым. Застой в промышленности и торговле, всеобщая бедность; города и торговые сотни не мог ли оправиться после Смутного времени, в то же время велись и новые тяжелые войны. Даже из богатых городов приходили вести, что нет денег на покрытие издержек, не хватает на жалованье служащим, военным и подьячим.

В то же время вторая половина XVII в. все же была самым благоприятным временем для развития внутренней торговли и промышленности. Правительство видело в купцах и промышленниках главный источник своего дохода, разрешая им богатеть под присмотром казны. Купцы же считали необходимым сосредоточить в своих руках всю торговлю и освободиться из-под гнета администрации.

С развитием внутренней и международной торговли от Персии до Швеции, от Сибири до Англии и Голландии, от Польши и ливонских городов до Китая выделяются «торговые люди», занятые исключительно скупкой и перепродажей товаров.

Со второй половины XVII в. вместе с зависимой от казны торговлей развивалась и казенная промышленность. Начиная разговор о развитии отечественных мануфактур, необходимо вспомнить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Учащимся предлагается записать в тетрадь определения понятий «мелкотоварное производство», «мануфактура».

Некоторые мануфактуры XVII в. в России являлись довольно крупными предприятиями со значительным количеством работников, разнообразным техническим разделением труда. Одной из крупнейших русских мануфактур был Пушечный двор, возникший еще в конце XV в.В 30-х гг. XVII в. на Пушечном дворе работало 100 человек. В начале XVII в. здесь было изготовлено первое в мире

нарезное оружие — бронзовая пищаль с десятью спиральными нарезами в канале ствола.

В XVII в. появились мануфактуры и вне Москвы — в районах Тулы, Каширы, Воронежа, Соликамска и т. д. Всего же в XVII в. известно 65 мануфактур, занятых изготовлением железа, меди, стекла, бумаги, кожевенных, суконных и других изделий. Появились и частные мануфактуры, основанные главным образом купцами. Был небольшой опыт сотрудничества с иностранцами (см. карту в учебнике).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!