Технологическая карта урока истории на тему:
«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 17 ВЕКЕ»
класс: 7
Учитель истории:
Змиевская О.В.
Цели урока:
Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий польско-шведской интервенции и Смуты.
Познакомить с новыми чертами, появившимися в сфере экономического развития.
Развивать навыки заполнения таблиц, работы с документами, учебником, картой, умения выделять главное, сравнивать.
Задачи урока: охарактеризовать экономическое развитие России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны
Планируемые результаты:
Предметные:
Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке;
Раскрывать смысл понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, засечная черта;
Личностные:
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
Метапредметные:
Используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Оборудование: Учебник по истории России под ред. Андреева, Федорова.
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Оргмомент | Приветствие учащихся, проверка присутствующих | Приветствие учителя |
2.Мотивация | 1)Задает учащимся вопросы: -Почему был избран на царство Михаил Романов? -В чем заключается значимость Земского собора 1613 г.? 2)Далее работа с эпиграфом, главным вопрос урока 3)Вопрос: в каком состоянии могла находится экономика страны после Смутного времени | Отвечают на вопросы Работают с учебником Отвечают на вопрос |
3.Изучение нового материала | План урока 1. Территория и население. 2. «Куда соха ходила». 3. Ремесленное производство и появление мануфактур. 4. Ярмарки. Вопрос №1—№2. Учащимся предлагается послушать рассказ учителя и на основе объяснения нового материала охарактеризовать хозяйство страны после Смуты. Рассказ учителя – ПРИЛОЖЕНИЕ №1 По рассказу учителя – работа с картой в учебники и настенной картой. Вопрос №3-4 изучения вопросов — практическая работа по карте (см. карту в параграфе). Вопрос и задания: 1) Запишите названия сельскохозяйственных районов и укажите их специализацию. Прочитайте п. 4 «Ремесленное производство и появление мануфактур» и проверьте правильность выполнения задания. 2) Укажите города, ставшие центрами развития мануфактур, а также их специализацию. Проверьте правильность выполнения задания, сверившись с учебником. 3) Прочитайте пункт 4 параграфа. Дайте определение термина «всероссийский рынок». Назовите крупные торговые центры. Какие меры были приняты для стимулирования торговли? 4) Определите направления внешней торговли. БЕСЕДА с привлечением карты. Вопросы и задания: 1) Каких крестьян называли бобылями? Докажите, что хозяйственное разорение моглотпривести к ослаблению власти. 2) Какое значение для стабилизации экономического положения страны имело внедрение в сельское хозяйство трехполья и развитие хозяйственной специализации? Покажите на карте районы товарного производства хлеба, льна и конопли, пушного промысла, кочевого скотоводства. 3) Вспомните определение понятия «натуральное хозяйство». Дайте характеристику мелкотоварного производства. Сделайте вывод, в чем отличие товарного хозяйства от натурального. 4) Покажите на карте районы, специализирующиеся на производстве полотна, железа, добыче соли, поташа. Как вы думаете, почему использование наемного труда при- носило ремесленникам больше выгод, чем занятие личным трудом? 5) В чем отличие мануфактуры от ремесленной мастерской? Покажите на карте районы, где возникли первые казенные и частные мануфактуры. Назовите имена первых крупных российских промышленников. 6) Какие явления в развитии российской экономики в XVII в. позволяют ученым делать вывод о формировании всероссийского рынка? С какой целью были приняты Таможенный устав (1653) и Новоторговый устав (1667)? Почему Россия отставала в торговом развитии от западных стран? Покажите на карте города, которые появились в XVII в. | Записывают план урока в тетрадь Слушают рассказ учителя и отвечают на вопросы Работа с картой. Работа с картой + письменная работа Участвуют в беседе |
4.Итоговое закрепление + рефлексия | Вопрос: как происходило восстановление страны после Смуты Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал….. Было понятно…. Было интересно Выставление оценок | Отвечают на вопрос Проводят рефлексию |
5.ДЗ | Пар.15, рубрика «Вопросы и задания» | Записывают ДЗ |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Смута предопределила весь ход развития хозяйственной и прочей жизни в России XVII в. Она показала стремление людей к новой, свободной жизни, но также и неумение по- строить эту жизнь путем созидания, а не разрушения. Она продемонстрировала несовершенство общественного по-
рядка в России, но не исправила его, а только усугубила.
Прежде всего, Смута показала нерациональность устройства общества. Основанный на насилии порядок рушится после смерти устроителя. Смута активизировала массу населения, не имеющего жизненных ориентиров, не готового к общественной деятельности, а лишь проявляющего не-
уважение к власти и закону.
В годы Смуты поместные владения, выданные государством за службу или как «милость», полностью разорились. В то же время, не дождавшись от власти улучшения своего положения, простые люди стали бороться против угнетателей. Именно во время Смуты движение против богатых было очень сильным — бедные, доведенные до отчаяния поддерживали Болотникова, «тушинского вора», чтобы участвовать в разграблении людей состоятельных, а также городов, которые «неправедными» путями нажили свои богатства.
В этих условиях экономическая политика новой династии Романовых состояла в следующем: стимулировать развитие за счет государственного (царского) сектора, пополнить казну за счет жесткой организации жизни людей.
До середины XVII в. экономическое положение России было очень тяжелым. Застой в промышленности и торговле, всеобщая бедность; города и торговые сотни не мог ли оправиться после Смутного времени, в то же время велись и новые тяжелые войны. Даже из богатых городов приходили вести, что нет денег на покрытие издержек, не хватает на жалованье служащим, военным и подьячим.
В то же время вторая половина XVII в. все же была самым благоприятным временем для развития внутренней торговли и промышленности. Правительство видело в купцах и промышленниках главный источник своего дохода, разрешая им богатеть под присмотром казны. Купцы же считали необходимым сосредоточить в своих руках всю торговлю и освободиться из-под гнета администрации.
С развитием внутренней и международной торговли от Персии до Швеции, от Сибири до Англии и Голландии, от Польши и ливонских городов до Китая выделяются «торговые люди», занятые исключительно скупкой и перепродажей товаров.
Со второй половины XVII в. вместе с зависимой от казны торговлей развивалась и казенная промышленность. Начиная разговор о развитии отечественных мануфактур, необходимо вспомнить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Учащимся предлагается записать в тетрадь определения понятий «мелкотоварное производство», «мануфактура».
Некоторые мануфактуры XVII в. в России являлись довольно крупными предприятиями со значительным количеством работников, разнообразным техническим разделением труда. Одной из крупнейших русских мануфактур был Пушечный двор, возникший еще в конце XV в.В 30-х гг. XVII в. на Пушечном дворе работало 100 человек. В начале XVII в. здесь было изготовлено первое в мире
нарезное оружие — бронзовая пищаль с десятью спиральными нарезами в канале ствола.
В XVII в. появились мануфактуры и вне Москвы — в районах Тулы, Каширы, Воронежа, Соликамска и т. д. Всего же в XVII в. известно 65 мануфактур, занятых изготовлением железа, меди, стекла, бумаги, кожевенных, суконных и других изделий. Появились и частные мануфактуры, основанные главным образом купцами. Был небольшой опыт сотрудничества с иностранцами (см. карту в учебнике).