I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | В начале урока проводится беседа в ходе которой дети повторяют пройденное на прошлом уроке. Показ слайда с изображением геологической страты. - Какое отношение имеет геологическая страта к обществу, которое мы изучаем? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему. Предлагают версии: деление общества на слои; социальное неравенство в обществе. Составляют план деятельности | Работа в парах Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Деловая беседа. Презентация «Социальная структура общества», работа с флипчартом. Работа со слайдами презентации. Самостоятельная работа по тексту Самостоятельная работа по учебнику (Стр.112 учебника «Социальные конфликты и пути их решения») | Называет тему урока. Предлагает учащимся вместе сформулировать учебную задачу, прочитав определение структуры общества. Вводятся понятия социальная стратификация, страта, понятие «социальное неравенство». Объясняет задание: найти в тексте критерии для стратификации общества. Работа с презентацией по вопросам учителя. Назовите каналы социальной мобильности. Создание учебной ситуации: на прошлом уроке мы обсуждали проблему социального неравенства. Как человек может исправить своё социальное положение? Что ему необходимо предпринять, чтобы из более низкого социального статуса подняться на более высокий? Поясняет задания по слайду: как называется явление в обществе, связанное с возможностью перемещаться из одной группы в другую? Учитель предлагает назвать признаки социальной группы, основания для выделения (классификации) социальных групп, многообразие социальных групп, существующих в обществе, причины объединения людей в группы. Поясняет задания: прочитать текст, записать виды конфликтов, привести примеры. | – формулируют задачи и способы достижения цели урока. Работают по тексту, записывают в тетрадь критерии стратификации общества: доход, власть, престиж, образование. Учебная ситуация: определите по фото, кем стали дети, запечатлённые на них? Обсуждение в группах. Варианты ответов. Учебная ситуация: Расширить таблицу дополнительными признаками, неуказанными в тексте учебника. Для этого учащимся предлагаются готовые вырезки с признаками, примерами, которые нужно правильно расположить в большой таблице для групповой работы на формате А 3. Заполнение таблицы. Читают текст, отвечают на вопросы, записывают виды конфликтов. | Фронтальная работа. Работа в парах Групповая работа. Фронтальная работа Работа в парах Работа в парах | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы Устные ответы Записи в тетради Устные ответы и записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задание «Углы» | Поясняет задания: учащимся необходимо выбрать «угол», в котором предложен определённый способ решения конфликта. 1.— компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон; 2.— переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы; 3.— посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы; 4. — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы; 5. — применение силы, власти, закона. | Учащиеся выбирают, какой способ решения социального конфликта они считают наиболее эффективным и записываю на листочке номер «угла». Становятся в выбранный «угол» и в паре с товарищами обсуждают основание своего выбора. | Работа в парах Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - По каким признакам выделяют в обществе различные страты? - В чем выражается социальное неравенство? Что такое социальная мобильность? - Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |