СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная стратификация и дифференциация Материалы к уроку обществознания в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю очередную подборку заданий и текст для изучения довольно сложной темы в 10 классе. В моей работе такие тексты использубются как дополнительны раздаточный материал. Часто предлагаю его копировать тем, кто пропустил занятие.

Просмотр содержимого документа
«Социальная стратификация и дифференциация Материалы к уроку обществознания в 10 классе»

Социальная стратификация и дифференциация

В последние десятилетия в социологии приобрела популярность теория стратификации, согласно которой общество представляет собой совокупность различных страт - лат. Stratum, слой, т. е. общественных слоев или групп, объединенных каким-либо общим социальным признаком. Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, известный американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968). Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию. Социальная стратификация – это система признаков социального расслоения и неравенства. Основы теории стратификации заложены М. Вебером, Т.Парсонсом, которые выделяли разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения социальных страт. Социальная стратификация связана с распределением населения в высшие и низшие слои; она заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. Т. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков:

1. характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.;

2. признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;

3. элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.

У Питирима Сорокина объектом социального неравенства выступают 4 группы факторов:

  1. права и привилегии

  2. обязанности и ответственность

  3. социальное богатство и нужда

  4. власть и влияние

Стратификация тесно связана с системой ценностей: формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции

Различают четыре основные исторические системы стратификации:

1) рабовладельческая система стратификации закрепляет крайние формы неравенства, при которой отдельные люди являются в буквальном смысле собственностью других. Причинами краха обществ с такой системой были отчасти сопротивление рабов, а отчасти более высокая эффективность экономических и других стимулов по сравнению с прямым принуждением;

2) кастовая система стратификации, прежде всего, ассоциируется с индийским обществом. Но понятие касты иногда используется вне контекста индийской культуры, в случаях, когда этнические группы отделены друг от друга из соображений чистоты расы. Касты характеризуются религиозной и наследственной закрепленностью социальных различий; Это закрытый тип общества, где статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна.

3) сословная система стратификации была характерна для многих традиционных цивилизаций. В отличие от каст, сословия были менее замкнутыми и обладали различными правами и обязанностями, многие из которых устанавливались законом. Поэтому сословия представали как социально-правовые группы, каждая из которых характеризовалась специфическим правовым положением; Это закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма. В России с Ивана Грозного до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных ее указами (1762 - 1785): дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах полувоенное сословие (субэтнос) - казачество и разночинцы

4) классовая система стратификации во многих отношениях отличается от трех предыдущих систем. Классы в отличие от других типов страт не зависят от законодательных и религиозных установок. Классовая принадлежность достигается, а не просто «дается» при рождении. Классы связаны с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними. Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств; социальная мобильность значительно проще, формальных ограничений не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.

Функции стратификации:

1) выступает как метод выявления слоев данного общества 2) представляет его социальный портрет.

Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Обобщенным показателем стратификации выступает социальный статус – это положение человека в социальной структуре общества. Он определяется, по мнению социологов, доходом, властью, престижем и образованием.

Итак, любому обществу свойственно социальное расслоение или неравенство. Люди рождаются неравными по способностям, по социальному положению и богатству. Термин, близкий к понятию социальной стратификации, акцентирует эту особенность социальной структуры. Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение с точки зрения объема и характера права, привилегией и обязанностей, престижа и влияния называется социальной дифференциацией. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, средних и бедных слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу связано с политической дифференциацией. К профессиональной дифференциации можно отнести в обществе выделение различных групп по роду их деятельности, при этом некоторые профессии считаются более престижными по сравнению с другими. Современная либеральная идеология исповедует равенство возможностей, равенство перед законом. Но это не равенство во всем.

Социальные процессы, происходящие в нашей стране, сложны и противоречивы. Возрастает социальная дифференциация. Снижается статус многих интеллектуальных массовых профессий и научной деятельности. Появились новые социальные группы, связанные с экономическими переменами: предприниматели и фермеры. Тяжелое положение сохраняется у «групп социального риска», к которым относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры и безработные. Активные социальные перемещения усиливают степень маргинализации общества. Основные факторы эволюции социальной сферы в России: 1) уменьшение численности населения Российской Федерации (6 место); 2) изменение численности и состава экономически активного населения, перемещение рабочей силы в услугопроизводящий сектор экономики; 3) решающим фактором стал фактор собственности: наемные работники составляют абсолютное большинство занятых в экономике, происходит развитие крупного, среднего и малого бизнеса; сократилась численность работающих на государственных предприятиях, и возросли количественные показатели для частных предприятий; 4) размывание интеллигенции, связанный с уходом из сферы умственного труда или переездом на жительство в другие страны). Сегодня в рамках социальной структуры в нашем обществе переплелись три группы отношений, принадлежащих к традиционному, индустриальному и постиндустриальному типам. Вместе с тем общая направленность эволюции социальной структуры во многом совпадает с мировыми тенденциями.

Самостоятельная работа

Задание 1. Социальное неравенство выражается в 1) изменении социального статуса человека 2) разном доступе к социальным благам 3) многообразии социальных норм 4) особенностях поведения людей

Задание 2. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве? А. Социальное неравенство проявляется в наличии льгот и привилегий. Б. Социальное неравенство стимулирует социальную мобильность личности.

Задание 3. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве? А. Социальное неравенство существует во всех странах с рыночной экономической системой. Б. Социальное неравенство может стимулировать социальную мобильность личности.

Задание 4. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это – проявление 1) социальной мобильности 2) социализации 3) социального кризиса 4) социального неравенства

Задание 5. К критериям социальной стратификации относится(-ятся) 1) размер дохода 2) форма проведения досуга 3) черты характера 4) политические убеждения

Задание 6. Социальной стратой является 1) политическая партия 2) общественный класс 3) коллектив единомышленников 4) общественное движение

Задание 7. В средние века сын крестьянина не имел возможности получить такое же образование, как сын дворянина. Это пример 1) социальных взглядов 2) социальной мобильности 3) социальной адаптации 4) социального неравенства.

Задание 8. Политическую дифференциацию общества характеризует 1) различие доходов 2) различие уровня жизни населения 3) деление общества на управляемых и управляющих 4) выделение различных групп по роду их деятельности.

Задание 9. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальным благам, называется 1) социальной мобильностью 2) социальным статусом 3) социальным неравенством 4) социальными отношениями.

Задание 10. Выражением социальной стратификации является 1) различие типов экономических систем 2) разнообразие культурных традиций 3) сословное деление общества 4) идейный плюрализм

Задание 11. К историческому типу стратификации относятся 1) сословия 2) социальные группы 3) маргиналы 4) социальные прослойки.

Задание 12. Социальное неравенство проявляется в обществах традиционного типа в 1) различном доступе представителей разных сословий к власти и обладанию привилегиями 2) возможности для всех граждан получить образование и социальное обеспечение 3) равных правах граждан в политической сфере, но различии в доходах, в обладании собственностью 4) делении общества на страты, определяемые уровнем образования, дохода, профессией

Задание 13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических положений.

А) Социальная стратификация подразумевает деление общества на группы в соответствии с определёнными значимыми признаками. Б) Для традиционного общества характерна сословная структура. В) Можно с достоверностью предположить, что тип общества, характер экономики оказывают существенное воздействие на формирование групп. Г) Очевидно, что для современного общества крайне сложно найти какой-либо один признак, который лёг бы в основу его стратификации. Д) Допустим, для отнесения отдельного человека к среднему классу важно, какое он имеет образование, доход, профессию.

Задание 14. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических положений.

А) Источником социального расслоения служит неравномерность распределения доходов и материальных благ. Б) В государстве Z с началом перехода к рыночной экономике доля населения, живущая за чертой бедности, возросла. В) В то же время несколько увеличилось и число наиболее состоятельных граждан. Г) Усиление социального неравенства — процесс неизбежный и необратимый. Д) Усиление государственного вмешательства в экономику вряд ли изменит ситуацию.

Задание 15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда. 1) поляризация общества 2) социальный лифт 3) социальный институт 4) социальная мобильность 5) социальная стратификация 6) социальная клаузула

Задание 16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда 1) классовое неравенство 2) статус социальной группы 3) иерархия социальных групп 4) социальная стратификация 5) сословное преимущество

Задание 17. Найдите в предложенном списке причины неравенства населения по уровню доходов. 1. включенность в предпринимательскую деятельность 2. владение собственностью 3. социальный статус 4. место рождения 5. отношения с сослуживцами 6. религиозная принадлежность

Задание 18. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными 1) кастовая

социальными группами 2) сословная

Б) преимущественно наследственный характер принадлежности 3) классовая

к элите общества

В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую

Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты

Д) запрет на браки с представителями других групп

Задание 19. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Список слов А) престиж Б) мобильность В) доход Г) мнение Д) неравенство Е) профессия Ж) власть З) авторитет И) общество

«Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение ___ 1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница ___ 2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем _____ 3). Кроме того, в общественном ____ 4) та или иная____ 5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального ____ 6)».

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ___ А). Это явление получило название социальной ____ Б). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ____ В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ____ Г). _____ Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные_____ Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.» Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. 1) миграция 2) мобильность 3) горизонтальная 4) институт 5) статус 6) вертикальная 7) группа 8) стратификация 9) маргинализация.

З

адание 21. Фонд общественного мнения провёл опросы в странах Z и Y. Респондентам предлагалось определить, к какой страте они могут отнести себя. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме. Какие выводы можно сделать на основе данной диаграммы? 1) 15% населения страны Z отнесли себя к богатым / очень богатым и состоятельным / высокообеспеченным слоям общества. 2) Доля тех, кто отнёс себя к среднеобеспеченным, в стране Y выше, чем в стране Z. 3) Равные доли опрошенных в стране Z отнесли себя к богатым / очень богатым и малообеспеченным. 4) Доля тех, кто отнёс себя к бедным, в стране Z больше, чем в стране Y. 5) В стране Y доля тех, кто отнёс себя к малообеспеченным, меньше доли тех, кто отнёс себя к бедным.

Задание 22. Выберите верные суждения о социальной стратификации 1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе. 2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения раз­личных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом. 3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть. 4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека. 5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий. 6)Учёные выделяют прогрессивную и регрессивную социальную стратификацию.

Задание 23. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации. 1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы. 2) Доиндустриальное общество было социально однородным. 3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности. 4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека. 5) Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.

Задание 24. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Список слов 1. мобильность 2. привилегии 3. обязанности 4. престиж 5. авторитет 6. доход 7. расслоение 8. страта 9. стратификация

Социальная _____ А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе _____ Б) было незначительным. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____ В), уровня образования, доступа к власти, ____ Г) занимаемой позиции. Так возникли касты, затем - сословия, а позже - классы. В некоторых обществах переход из одной социальной _____ Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной ____ Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».

Задание 25.Возведение социальных барьеров, ограничение доступа в другую группу или замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой. Для каких систем стратификации клаузула является основополагающим признаком?

Задание 26. Выполнить задания С1-С4

«С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…

Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…

В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею»… (В.Л. Иноземцев)

С1 Какие изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса интеллектуалов»? Назовите любые два изменения.

С2 Как автор оценивает новый принцип социальной стратификации? Приведите два авторских обоснования этой оценки.

С3 Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, поясните значение терминов «социальная стратификация», «элита», «постиндустриальное общество».

Задание 26. Выполнить задания С1-С4

«Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.

Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.

Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются». (В.А. Медведев, Ю.А. Красин)

С1. Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства

С2. Авторы пишут о неоднозначности влияния неравенства на общество. Приведите по одному данному авторами объяснению положительного и отрицательного влияния неравенства на общество. Приведите вывод, который сделали авторы, проанализировав влияние неравенства.

С3. Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.

С4. Каково, по мнению авторов, экономическое последствие попыток введения уравнительного распределения? Опираясь на обществоведческие знания и знания из смежных дисциплин, поясните этот вывод и конкретизируйте его на примере.

Задание 27. Раскройте смысл высказываний. Приведите примеры, подтверждающие мысль авторов «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов). «…Только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности» (В. Дудинцев). «Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель)*

Задание 28. Раскройте смысл высказываний. Согласны ли вы с авторами? «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр). «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп) «Каждый человек – творец собственного благополучия» (Р. Стил *)


























Лист ответов

1 – 2 2 – 3 3 – 3 4 – 4 5 – 1 6 – 2 7 – 4 8 – 3 9 – 3 10 – 3 11 – 1 12 – 1

13 - А3 Б1 В2 Г2 Д2 14 – А3 Б1 В1 Г2 Д2 15 - 5 16 – 4 м 17 - 1,2 18 - А3 Б2 В1 Г3 Д1 19 - 1И 2В 3Ж 4Г 5Е 6А 20 - А5 Б2 В3 Г1 Д6 Е4 22 – 2,3,5 23 – 1,3,5 24 - 976481


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!