План-конспект урока в 8 классе
Тема: Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением.
Цели обучения:
• закрепление материала предыдущих уроков;
• формирование навыков составления алгоритмов с ветвлением и повторением;
• развитие логического и алгоритмического мышления;
Тип урока: урок закрепления знаний, навыков и умений.
Учащиеся должны знать: операторы ветвления и повторения.
Учащиеся должны уметь: реализовывать и составлять программы с использованием операторов ветвления и повторения.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC, учебное пособие «Информатика. 8 класс», §4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ
1. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала (фронтальная форма работы). Решение задач с учащимися:
Задача 1. Под действием силы тяги F (Н) автомобиль совершает путь s (м). Определить работу силы F.
program lin;
var a,f,s : real;
begin
writeln('Введите величину силы тяги (н): ');
readln(f);
writeln('Введите расстояние (м): ');
readln(s);
a := f*s;
writeln('Совершенная работа силы тяги ',a:5:2,' Дж');
end.
Задача 2. Введите число. Если введенное число неотрицательное, то найдите квадратный корень из числа, иначе вычислите обратное число.
program if_4;
uses crt;
var k,k1 : real;
begin
writeln('Введите число: ');
readln(k);
if k=0 then begin
k1 := sqrt(k);
writeln('Квадратный корень из числа: ',k1:5:2);
end
else begin
k1 := 1/k;
writeln('Обратное число: ',k1:9:6);
end;
end.
2. Составление и реализация алгоритмов (Объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым методом, фронтальная и индивидуальная формы работы).
Задача 1. Введите рост (в сантиметрах) трех подружек Маши, Наташи и Оли. Узнайте, какая из подружек самая маленькая.
program if_1;
uses crt;
var m,n,o,min : byte;
{для значения роста (в см) достаточно 1 байта памяти}
{в этом случае рост может принимать значения от 0 до 255}
begin
writeln('Введите рост трех подружек(см)');
write('Маша: '); readln(m);
write('Наташа: '); readln(n);
write('Оля: '); readln(o);
min := m; {самая маленькая - Маша}
if n
if o min then min:=o; {самая маленькая - Оля}
write('Самая маленькая из подружек - ');
if min = m then writeln('Маша')
else if min = n then writeln('Наташа')
else writeln('Оля');
end.
Задача 2. Напишите программу для решения линейного неравенства вида a*x b
program if_5;
uses crt;
var a,b,c : real;
begin
writeln('Неравенство вида ax
write('a= '); readln(a);
write('b= '); readln(b);
writeln(a,'x
if a 0 then
begin
c := b/a;
write('x'); {начинаем вывод решения}
{при делении неравенства на отрицательное число знак неравенства меняется}
if a 0 then write(' выводим знак неравенства}
else write(' ');
writeln(c:5:2); {завершаем вывод решения}
end;
if (a = 0) and (b 0) then writeln('Любое число является решением неравенства');
if (a = 0) and (b
end.
Задача 3. Введите количество учащихся в группе по информатике и четвертную отметку каждого учащегося. Вычислите средний балл успеваемости по информатике в группе за четверть.
program cykl_1;
uses crt;
var i,k,b,sum,sball_c : integer; {для значения указанных переменных достаточно 1 байта памяти}
{в этом случае они могут принимать значения от 0 до 255}
sball : real;
begin
writeln('Введите количество учащихся в группе: ');
readln(k);
sum := 0;
writeln('Введите отметки по информатике за четверть');
for i := 1 to k do
begin
write(i,': ');
readln(b);
sum := sum+b;
end;
sball := sum/k;
writeln('Cредний балл группы за четверть: ',sball:5:2);
end.
Задача 4. Введите количество отметок по одному из предметов за четверть и сами отметки. Выведите информацию о средней отметке с комментирующим текстом.
program cykl_if_1;
uses crt;
var i,k,b,sum,sball_c : byte; {для значения переменных достаточно 1 байта памяти}
{в этом случае они могут принимать значения от 0 до 255}
sball : real;
begin
write('Введите количество отметок: ');
readln(k);
sum := 0;
for i := 1 to k do
begin
read(b);
sum := sum+b; {сумма отметок}
end;
sball := sum/k; {средний балл}
writeln('Ваш средний балл: ',sball:5:2);
sball_c := round(sball); {округлим средний бал до целых}
writeln('Округлим: ',sball_c);
if sball_c = 8 then writeln('Молодец!');
if (sball_c = 6) and(sball_c Неплохо');
if (sball_c = 4) and (sball_c Надо подтянуться!');
if sball_c
end.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Самооценка работы учащихся на уроке. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Дать учащимся информацию о реальных результатах достижения целей изучаемой темы. Выставление отметок.
Рефлексия с помощью приема «Синквейн»:
существительное
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол
ключевая фраза
существительное
5. Информация о домашнем задании.
Повторить материалы §3,4, выполнить упражнение 5 (§4).
Дополнительные задания к уроку.
Сильным учащимся может быть дополнительно предложено задание:
Задание 5. Найдите НОК двух данных чисел. НОК(a,b)=a*b/НОД(a,b).
var a,b,x,y,NOD,NOK:integer;
begin
write ('x='); readln (x);
write ('y='); readln (y);
a:=x; b:=y;
while ab do
if ab then a:=a-b
else b:=b-a;
NOD:=a; NOK:= a*b div NOD;
writeln ('НОК=',NOK)
end.
Карточка к уроку «Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением».
Фронтальная работа
Задача 1. Под действием силы тяги F (Н) автомобиль совершает путь s (м). Определить работу силы F.
Задача 2. Введите число. Если введенное число неотрицательное, то найдите квадратный корень из числа, иначе вычислите обратное число.
Самостоятельная работа за компьютерами
Задача 1. Введите рост (в сантиметрах) трех подружек Маши, Наташи и Оли. Узнайте, какая из подружек самая маленькая.
Задача 2. Напишите программу для решения линейного неравенства вида a*x b
Задача 3. Введите количество учащихся в группе по информатике и четвертную отметку каждого учащегося. Вычислите средний балл успеваемости по информатике в группе за четверть.
Задача 4. Введите количество отметок по одному из предметов за четверть и сами отметки. Выведите информацию о средней отметке с комментирующим текстом.
Задание 5. Найдите НОК двух данных чисел. НОК(a,b)=a*b/НОД(a,b).
Карточка к уроку «Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением».
Фронтальная работа
Задача 1. Под действием силы тяги F (Н) автомобиль совершает путь s (м). Определить работу силы F.
Задача 2. Введите число. Если введенное число неотрицательное, то найдите квадратный корень из числа, иначе вычислите обратное число.
Самостоятельная работа за компьютерами
Задача 1. Введите рост (в сантиметрах) трех подружек Маши, Наташи и Оли. Узнайте, какая из подружек самая маленькая.
Задача 2. Напишите программу для решения линейного неравенства вида a*x b
Задача 3. Введите количество учащихся в группе по информатике и четвертную отметку каждого учащегося. Вычислите средний балл успеваемости по информатике в группе за четверть.
Задача 4. Введите количество отметок по одному из предметов за четверть и сами отметки. Выведите информацию о средней отметке с комментирующим текстом.
Задание 5. Найдите НОК двух данных чисел. НОК(a,b)=a*b/НОД(a,b).
Карточка к уроку «Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением».
Фронтальная работа
Задача 1. Под действием силы тяги F (Н) автомобиль совершает путь s (м). Определить работу силы F.
Задача 2. Введите число. Если введенное число неотрицательное, то найдите квадратный корень из числа, иначе вычислите обратное число.
Самостоятельная работа за компьютерами
Задача 1. Введите рост (в сантиметрах) трех подружек Маши, Наташи и Оли. Узнайте, какая из подружек самая маленькая.
Задача 2. Напишите программу для решения линейного неравенства вида a*x b
Задача 3. Введите количество учащихся в группе по информатике и четвертную отметку каждого учащегося. Вычислите средний балл успеваемости по информатике в группе за четверть.
Задача 4. Введите количество отметок по одному из предметов за четверть и сами отметки. Выведите информацию о средней отметке с комментирующим текстом.
Задание 5. Найдите НОК двух данных чисел. НОК(a,b)=a*b/НОД(a,b).
существительное
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол
ключевая фраза
существительное