СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление генеалогического дерева как один из способов духовно-нравственного развития личности младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие личности младших школьников.

Работа по составлению генеалогического дерева во 2 классе православной гимназии, и ее результаты.

.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Составление генеалогического дерева как один из способов духовно-нравственного развития личности младших школьников.»

Составление генеалогического дерева как один из способов духовно-нравственного развития личности младших школьников.





План.

  1. Духовно-нравственное развитие личности младших школьников.

  2. Работа по составлению генеалогического дерева во 2 классе православной гимназии, и ее результаты.

3.Духовно-нравственное развитие личности младших школьников в ходе проведения работы по составлению генеалогического дерева.





























































1.Духовно – нравственное развитие личности младших школьников.



Современная ситуация в духовно- нравственном плане характеризуется своеобразным кризисом духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей общества. В связи с происходящими в обществе социально-экономическими изменениями к современной школе изменяются требования, выражающиеся в том, что ее выпускникам необходимо не только обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями, но и быть духовно-развитой личностью. Православная гимназия переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, обеспечивающих учащихся только определенным объемом знаний, на более глубокое духовно-нравственное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности и сформировать навыки активной жизненной позиции.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом развития личности, и формирования духовно-нравственны ценностей. Происходит активная социализация ребенка, формируется личностная позиция. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, младший школьник осваивает нравственный опыт, духовно- нравственную культуру общества [5, с.158].

Тем не менее на пути духовно-нравственного становления личности младшего школьника часто встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в духовно-нравственном развитии. Непосредственно в поведении таких детей ярко проявляется нежелание подчиняться общественным правилам, порядкам; не утруждают себя ни в учебе, ни в труде, ни в отношениях с окружающими; практически полная центрация на себе; своенравие, выражающиеся в желании быть «лидером» во всем и над всем, диктовать свою волю, проявлять власть, возникает агрессивность.

В дальнейшем их последствиями могут быть более серьезные девиации в поведении, социальных взаимодействиях, других видах деятельности, девальвация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом.

Как отмечает Д.И. Фельдштейн произошла интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребенка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. [6, с.30]

В этих условиях начальная школа, имея достаточный опыт и традиции воспитания, берет на себя функцию заботы о духовно-нравственном развитии подрастающего поколения, помочь семье и обществу в целом предотвратить его моральную деградацию.

Духовно-нравственное воспитание детей является одним из приоритетных направлений содержания начального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Для решения этой проблемы необходимо принять во внимание механизмы духовно-нравственного воспитания. Внутреннюю сторону нравственного воспитания составляет организованный процесс усвоения детьми социального морального опыта, который должен перейти в личностные качества ребенка.

Процесс воспитания будет эффективным только в том случае, когда воспитательная деятельность учителя направлена на организацию соответствующей деятельности детей, обеспечивает усвоение школьниками социально-нравственного опыта, а также стимулирует активность учеников в этой деятельности.

Развитие личности есть процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.С.Рубинштейн, Э.Эриксон и др.). Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и особенностей взаимодействия с окружающим зависит процесс развития личности. В педагогике идут поиски новых путей и средств формирования моральных качеств в личности школьников.[1, с.240].

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника предполагает осознание ребенком самого себя, развитие личностных механизмов поведения, развитие нравственных представлений, понятий и на их основе моральной оценки, возникновение новых мотивов поступков. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребенка, становлением целостной личности.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И. [ 7]:

методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);



методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.





  1. Работа по составлению генеалогического дерева во 2 классе православной гимназии, и ее результаты.

В православной гимназии города Кемерово мы провели работу по духовно-нравственному развитию младших школьников (учеников 2 класса). Форма работы – составление своего генеалогического дерева. Нами был проведен классный час на данную тему.

Семья для ребенка имеет без преувеличения очень важное значение в духовно-нравственном его развитии. Ребенок интуитивно чувствует атмосферу своей семьи, от родителей и других членов семьи перенимает привычки и традиции, манеру поведения. Моральный уровень и уровень духовно-нравственного развития родителей является маяком в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Те традиции, которые сохраняют и чтят взрослые в семье и те моральные принципы, которые важны для родителей становятся фундаментом для развития личностных качеств ребенка. Духовно- нравственное развитие отдельного ребенка хоть и будет идти по его индивидуальной траектории, но воздействие семьи переоценить невозможно. Наша задача взрослых, которые имеют возможность воздействовать на развитие личности ребенка вести это развитие в правильном русле, направлять ребенка, давать правильные духовно- нравственные ориентиры. Работа по составлению своего генеалогического дерева состояла из нескольких этапов:

- Классный час, на котором мы изучали само понятие «Генеалогическое дерево», как и для чего его составлять.

- Включение в работу родителей учеников.

- Презентация младшими школьниками своего генеалогического дерева.

Можно вставить текст из классного часа, проведенного с детьми.

Родителям была предложена интернет-платформа по онлайн созданию генеалогического дерева. https://www.canva.com/design/DADoESj6qoU/remix

В приложении будут распечатаны работы детей.



3. Духовно-нравственное развитие личности младших школьников в ходе проведения работы по составлению генеалогического дерева.

В ходе составления своего генеалогического дерева дети знакомились с родственниками, о которых раньше не знали. Родители рассказали о достижениях и успехах своих родных. Для ребенка это осознание своей социальной значимости в своей семье, и государстве. Когда младшие школьники гордятся своими родными, которые воевали или достигли больших успехов на профессиональном поприще, имели какие-то хорошие качества, то для них это ставится еще одним из образцов и ориентиров в жизни. Или они понимают, что тоже могут в своей жизни чем –то прославить свой род.

Результатом духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребенка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанного на нравственных эталонах и нормах [3, с.15].



Духовно-нравственный мир младшего школьника подразумевает процесс удовлетворения различных его потребностей. Внешним показателем удовлетворения определенной потребности является свойство (качество, черта) характера младшего школьника, выражающееся в конкретном поступке, действии через нравственный выбор. По мнению С.Л. Рубинштейна, «поступком является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» [4, с.331]. Продолжая мысль С.Л. Рубинштейна, Б.Ф.Ломов считает, что поступок – это общественно значимый акт, который вызывает поступки других людей, либо их содействие, либо противодействие. Человек должен предвидеть возможные последствия своих поступков и нести ответственность за них [4, с.332].



Стержнем духовно-нравственного воспитания и развития является духовно-нравственный поступок.





Таким образом, духовно-нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.



















Список литературы



Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 372с.



Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. – М.: Дом педагогики, 1996. – 437с.



Ефимепкова, С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.А. Ефименкова. - Курск, 2004. - 24 с.



Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ М.: Наука, 1984 – 586с.



Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография/ Н.В.Мельникова, Р.В.Овчарова.- СПб: Изд-во «Амалтея».2008.-336с.



Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: поблемы и пути решения// Вестник практической психологии образования.-2009.-№2, стр. 28-32.



http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/03_01.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!