СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление алгоритмов и программ с использованием ветвления для управления исполнителем Робот

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Составление алгоритмов и программ с использованием ветвления для управления исполнителем Робот»

Цель урока:

Образовательные:

  1. расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;
  2. закрепить представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя.
  3. сформировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов с использованием команд Робота в среде “КуМир”

Развивающие:

  1. развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов;
  2. развитие навыков управления исполнителем Робот;
  3. развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир;
  4. развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  1. воспитание информационной культуры учащихся.
  2. способствовать повышению целеустремленности учащихся

Задачи урока:

  1. познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;
  2. изучить систему команд исполнителя Робот;
  3. научить учащихся управлять Роботом;
  4. развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;
  5. закрепить изученный материал;
  6. развитие практических навыков работы с компьютером

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Теория, видео по Роботу

Практическая работа 7 заданий

3. Изучение нового материала

Роботы в жизни человека

Человек с древности мечтал об искусственном создании, которое могло бы выполнять его приказы. Сегодня мечта стала реальностью — в жизни людей появились роботы. Они способны выполнять практически любую работу, доступную человеку, а также делать многие вещи, которые людям выполнить сложно или невозможно. Роботы используются на производстве и в быту, могут работать в сфере услуг и развлечений. Есть роботы, похожие на человека, а есть совсем непохожие.

Робот — автоматическое устройство, которое действует по заранее составленной программе.

Робот получает информацию о внешнем мире от датчиков (аналогов органов чувств живых организмов) и предназначен для осуществления различных операций.

Мир роботов очень разнообразен. В быту современного человека используются автоматические стиральные и посудомоечные машины, роботы-пылесосы. С помощью роботов можно выращивать растения или управлять домом.

Робот может быть материальным или виртуальным. Виртуальный робот — специальная программа, выполняющая определенные действия.

Роботы являются исполнителями. Для исполнителей обычно определяют среду обитания и систему команд.

Общим для всех роботов является то, что человек может ими управлять. Робот получает команды от оператора и выполняет их по одной или действует автономно по предварительно составленной программе.

Среда обитания и система команд исполнителя Робот

В среде программирования Кумир, кроме исполнителя Чертежник, можно выбрать исполнителя Робот.

Средой обитания исполнителя Робот является прямоугольное клетчатое поле. При этом начальное положение Робота — клетка в центре поля.

Между некоторыми клетками, а также по периметру поля находятся стены. Робот может передвигаться по полю и закрашивать указанные клетки. Большой желтый квадрат означает начальное положение Робота, маленький — конечное.

Поле Робота, на котором определено положение стен, начальное и конечное положение исполнителя, называют обстановкой.

Система команд исполнителя Робот:

Перемещает Робота вправо

Перемещает Робота вверх

Перемещает Робота вниз

Закрашивает текущую ячейку

Робот может становиться на обычную и закрашенную клетку. Робот не может переместиться с клетки на клетку, если они разделены стеной. Робот не может переместиться за границы поля. Эти действия вызывают ошибку. Робот может закрасить уже закрашенную клетку. Такое действие ошибку не вызывает.

Использование алгоритмической конструкции следование для исполнителя Робот

1. Робот находится на поле размером 3 × 3 клетки. Нужно закрасить все клетки, кроме средней.

закрасить; вправо;

закрасить; вправо;

закрасить; вниз;

закрасить; вниз;

закрасить; влево;

закрасить; влево;

закрасить; вверх;

закрасить; вверх.

Просмотр содержимого документа
«Составление алгоритмов и программ с использованием ветвления для управления исполнителем Робот»

29-30 урок, 9 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ___________

Тема урока: «Составление алгоритмов и программ с использованием ветвления для управления исполнителем Робот»

Цель урока:

Образовательные:

  1. расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;

  2. закрепить представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя.

  3. сформировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов с использованием команд Робота в среде “КуМир”

Развивающие:

  1. развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов;

  2. развитие навыков управления исполнителем Робот;

  3. развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир;

  4. развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  1. воспитание информационной культуры учащихся.

  2. способствовать повышению целеустремленности учащихся

Задачи урока:

  1. познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;

  2. изучить систему команд исполнителя Робот;

  3. научить учащихся управлять Роботом;

  4. развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;

  5. закрепить изученный материал;

  6. развитие практических навыков работы с компьютером

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Теория, видео по Роботу

Практическая работа 7 заданий

3. Изучение нового материала

Роботы в жизни человека

Человек с древности мечтал об искусственном создании, которое могло бы выполнять его приказы. Сегодня мечта стала реальностью — в жизни людей появились роботы. Они способны выполнять практически любую работу, доступную человеку, а также делать многие вещи, которые людям выполнить сложно или невозможно. Роботы используются на производстве и в быту, могут работать в сфере услуг и развлечений. Есть роботы, похожие на человека, а есть совсем непохожие.

Робот — автоматическое устройство, которое действует по заранее составленной программе.

Робот получает информацию о внешнем мире от датчиков (аналогов органов чувств живых организмов) и предназначен для осуществления различных операций.

Мир роботов очень разнообразен. В быту современного человека используются автоматические стиральные и посудомоечные машины, роботы-пылесосы. С помощью роботов можно выращивать растения или управлять домом.

Робот может быть материальным или виртуальным. Виртуальный робот — специальная программа, выполняющая определенные действия.

Роботы являются исполнителями. Для исполнителей обычно определяют среду обитания и систему команд.

Общим для всех роботов является то, что человек может ими управлять. Робот получает команды от оператора и выполняет их по одной или действует автономно по предварительно составленной программе.

Среда обитания и система команд исполнителя Робот

В среде программирования Кумир, кроме исполнителя Чертежник, можно выбрать исполнителя Робот.

Средой обитания исполнителя Робот является прямоугольное клетчатое поле. При этом начальное положение Робота — клетка в центре поля.

Между некоторыми клетками, а также по периметру поля находятся стены. Робот может передвигаться по полю и закрашивать указанные клетки. Большой желтый квадрат означает начальное положение Робота, маленький — конечное.

Поле Робота, на котором определено положение стен, начальное и конечное положение исполнителя, называют обстановкой.

Система команд исполнителя Робот:

Перемещает Робота вправо

Перемещает Робота вверх

Перемещает Робота вниз

Закрашивает текущую ячейку

Робот может становиться на обычную и закрашенную клетку. Робот не может переместиться с клетки на клетку, если они разделены стеной. Робот не может переместиться за границы поля. Эти действия вызывают ошибку. Робот может закрасить уже закрашенную клетку. Такое действие ошибку не вызывает.

Использование алгоритмической конструкции следование для исполнителя Робот

1. Робот находится на поле размером 3 × 3 клетки. Нужно закрасить все клетки, кроме средней.

закрасить; вправо;

закрасить; вправо;

закрасить; вниз;

закрасить; вниз;

закрасить; влево;

закрасить; влево;

закрасить; вверх;

закрасить; вверх.

2. Составим программу для закрашивания клеток поля Робота по образцу:

Такой обстановки нет в задачнике, поэтому вначале нужно создать поле Робота размером 5 × 3.

Начальное создать поле;

вниз; закрасить;

влево; вверх; закрасить;

влево; вверх; закрасить;

вправо; вправо; вправо; вправо;

закрасить;

влево; вниз; закрасить.

3. Напишем программу для закрашивания клеток поля Робота по образцу:

Создать поле 7×3. Начальное положение Робота отмечено заштрихованной клеткой.

В данной задаче Робот должен нарисовать две отдельные фигуры: крест и квадрат. Составим два вспомогательных алгоритма.

Вспомогательный алгоритм крест:

влево, закрасить;

вниз, влево, закрасить;

вверх, влево, закрасить;

вправо, закрасить;

вверх, закрасить.

крест;

вправо, вправо, вправо;

квадрат.

4. Подведение итогов. Домашняя работа

Теория + придумать 2 фигуры, в рабочей тетради нарисовать их и написать код.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!