СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав неизменяемых слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 4 «а» классе.           Учитель: Байсултанова  Зулай А.

 

Тема урока: «Неизменяемые имена существительные».

 

Цель: познакомить  учащихся с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;

Задачи:

  • познакомить со значением некоторых несклоняемых существительных, учить правильному употреблению  их в речи;
  • развивать навыки анализа, синтеза, орфографическую зоркость;
  • воспитание коммуникативных навыков. 

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор и экран для демонстрации презентации Power Point;
  •  карточки с заданиями.

 

Ход урока:

  1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших сегодняшних гостей.

 

 2. Психологический настрой на работу.

-Как вы уже догадались у нас сегодня пройдет  необычный урок, а открытый.

 -Чего вы ожидаете от этого урока?

-Скажите, а  с каким настроением вы пришли на урок? Почему?

-Я желаю всем хорошего настроения на протяжении всего урока, чтобы этот урок стал для вас не только интересным, но и полезным и оправдал все ваши ожидания!

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите дату, укажите вид работы.

3. Словарная работа.

-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

-  А начнём наш урок с орфографической разминки.

- Запишите словарные слова по транскрипции (слайд №1) [афтамаб*ил*], [б*иб*л*иат*эка], [б*ил*эт], [горат], [завот], [магаз*ин], [м*итро], [ул*ица], [дарога]. Поставьте знак ударения.

Взаимопроверка по слайду №2.

Автомобиль, библиотека, билет, город, завод, магазин, метро, улица, дорога.

 

-Поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок! Молодцы!

- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении : слайд №3

Асфальтовое, новое, Через леса сосновые,  Через луга медовые,  Через поля пшеничные, Полянки земляничные, Во всей своей красе, Дождём умыто, росами, Укатано колёсами, Раскинулось шоссе!

 

- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе (слайд №4).

3.Определение темы урока.

- Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).

Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).

-Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).

 

4. Решение проблемы.

- Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).

- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)

- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)

- Знакома ли вам такая группа слов?

-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).

 

-Итак, давайте осуществим одну из наших целей – это познакомимся с несклоняемыми именами существительными. Откройте учебники на стр. 63 и самостоятельно прочитайте правило.

 

-Какие слова называются несклоняемыми или неизменяемыми? (ответы детей). Расскажите это правило друг другу в парах.

-Проверим как вы поняли правило? У вас на столах лежат листы со словами. Прочитайте и скажите группы их можно разделить? (Изменяются по падежам инее изменяются).

Окно, кино, пианино, какао, молоко, сено.

- Обсудите в группе, как вы распределите слова и запишите их в 2 столбика склоняемые и несклоняемые. Слайд №5.

 

-В какой столбик отнесли слово окно? Докажите, что оно склоняемое?

-Кино? Докажите, что оно несклоняемое.

 

-Хорошо, молодцы! А сейчас давайте осуществим следующую нашу цель – это научиться правильно употреблять неизменяемые существительные в речи.

 

-Ребята, скажите, есть ли среди ваших друзей те, который произносят какие-нибудь слова  неправильно? Приведите примеры? Как нужно поступить, если ваш знакомый говорит неправильно?

 

-Давайте вместе поможем Пете Неумейкину и исправим его ошибки. Найдите упражнение 187.

-Виолетта, прочитай пожалуйста стихотворение с допущенными ошибками.

 

-Что вызвало улыбку? Почему? Значение какого слова вам не известно? Как узнать значение незнакомого слова? (посмотреть в словарь Ожегова).

-Что такое кашне?

 

-В парах исправьте ошибки и подготовьтесь к выразительному чтению.

 

-Хамзат, прочитай стихотворение без ошибок.

 

-Проверим, как вы справитесь со следующим стихотворением.

-Данил, прочитай стихотворение на карточке.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

 

Кенгура в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

 

-Какую ошибку допустил автор?

-В паре обсудите правильность написания неизменяемых слов, спишите стихотворение, исправляя ошибки. Подчеркните неизменяемые имена сущ. одной чертой.

 

-Яна, прочитай, что у тебя получилось?

 

- Сейчас немного отдохнем.

 

5. Музыкальная ФМ.

 

-Над какой темой урока мы работаем?

-Какие слова вы узнали на уроке? Как вы думаете неизменяемые слова – это исконно русские или пришли к нам из других языков?

-Молодцы! Я сейчас я предлагаю вам узнать другие неизменяемые слова. Для этого вы поработаете самостоятельно. Сейчас каждая группа выберет по 3 слова, познакомится с их значениями  и составит по 1 предложению с каждым словом.

Комиссия, которая решает вопрос о присуждении премии (жюри).

Ансамбль из трёх музыкантов (трио).

Кушанье из протертых овощей (пюре).

 

Перечень блюд и напитков, подаваемых в кафересторане или баре (меню).

Сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью (эскимо).

Вид транспорта, осуществляющий индивидуальную перевозку пассажиров или грузов из пункта отправления в пункт следования (такси).

 

Лошадь низкорослой породы. (пони).

Род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу    (ПЕНСНЕ) 

Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (ТИРЕ)

 

Крупная нелетающая птица, один из видов страусов, распространенная в Австралии и на о-ве Тасмания (ЭМУ).

Курортный город, в котором будет проходить зимняя олимпиада 2014 года (СОЧИ).

Яркое эстрадное представление (ШОУ).

 

Чтение предложений.

-Какие слова узнали?

-Молодцы!

6. Итог урока.

  • Над какой темой работали на уроке?
  • Какие цели ставили на  уроке?
  • Чему научились?
  • Зачем в начальной школе изучают такую тему? (Чтобы была грамотная речь.)

 

7. Оценивание.

-Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните тест (слайд №6) и проверьте свои знания (учащиеся на полях столбиком записывают правильные варианты ответов).

 

1. Найдите правильный ответ:

А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам.

В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам.

2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

А) земля  

Б) кафе

В) зеркало

3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

А)  кенгуру

Б) кашпо

В) метафора

4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже.  А)сочинить про метро

Б)вернулись из кино

 В)играл на пианино.

5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно:  А) появилось на табле    Б) еду в метре В) об умном шимпанзе

 

Проверка по ключу (учащиеся отмечают правильные ответы).

 

-Кто получил отметку «5»? «4»? «3»?

-Молодцы, всем спасибо за отличную работу на уроке.

 

8. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий.

- Урок у нас заканчивается. За время урока выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

-Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

-Если урок прошел хорошо, но вы ожидали большего – прикрепите цветы.

-Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

-А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

9. Домашнее задание.

 

У вас на столах лежат карточки трех цветов. Выберите карточку разного уровня сложности. Желтого цвета – легкий уровень, зеленогоо цвета – средний уровень сложности, розового цвета – высокий уровень сложности.

Переверните карточки. Это  ваше домашнее задание.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Состав неизменяемых слов.»

Открытый урок русского языка в 4 «а» классе. Учитель: Байсултанова Зулай А.


Тема урока: «Неизменяемые имена существительные».


Цель: познакомить  учащихся с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;

Задачи:

  • познакомить со значением некоторых несклоняемых существительных, учить правильному употреблению  их в речи;

  • развивать навыки анализа, синтеза, орфографическую зоркость;

  • воспитание коммуникативных навыков. 

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор и экран для демонстрации презентации Power Point;

  • карточки с заданиями.


Ход урока:

  1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших сегодняшних гостей.


2. Психологический настрой на работу.

-Как вы уже догадались у нас сегодня пройдет необычный урок, а открытый.

-Чего вы ожидаете от этого урока?

-Скажите, а с каким настроением вы пришли на урок? Почему?

-Я желаю всем хорошего настроения на протяжении всего урока, чтобы этот урок стал для вас не только интересным, но и полезным и оправдал все ваши ожидания!

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите дату, укажите вид работы.

3. Словарная работа.

-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

-  А начнём наш урок с орфографической разминки.

- Запишите словарные слова по транскрипции (слайд №1) [афтамаб*ил*], [б*иб*л*иат*эка], [б*ил*эт], [горат], [завот], [магаз*ин], [м*итро], [ул*ица], [дарога]. Поставьте знак ударения.

Взаимопроверка по слайду №2.

Автомобиль, библиотека, билет, город, завод, магазин, метро, улица, дорога.


-Поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок! Молодцы!

- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении : слайд №3

Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые, 
Через луга медовые, 
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось шоссе!


- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе (слайд №4).

3.Определение темы урока.

- Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).

Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).

-Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).


4. Решение проблемы.

- Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).

- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)

- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)

- Знакома ли вам такая группа слов?

-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).


-Итак, давайте осуществим одну из наших целей – это познакомимся с несклоняемыми именами существительными. Откройте учебники на стр. 63 и самостоятельно прочитайте правило.


-Какие слова называются несклоняемыми или неизменяемыми? (ответы детей). Расскажите это правило друг другу в парах.

-Проверим как вы поняли правило? У вас на столах лежат листы со словами. Прочитайте и скажите группы их можно разделить? (Изменяются по падежам инее изменяются).

Окно, кино, пианино, какао, молоко, сено.

- Обсудите в группе, как вы распределите слова и запишите их в 2 столбика склоняемые и несклоняемые. Слайд №5.


-В какой столбик отнесли слово окно? Докажите, что оно склоняемое?

-Кино? Докажите, что оно несклоняемое.


-Хорошо, молодцы! А сейчас давайте осуществим следующую нашу цель – это научиться правильно употреблять неизменяемые существительные в речи.


-Ребята, скажите, есть ли среди ваших друзей те, который произносят какие-нибудь слова неправильно? Приведите примеры? Как нужно поступить, если ваш знакомый говорит неправильно?


-Давайте вместе поможем Пете Неумейкину и исправим его ошибки. Найдите упражнение 187.

-Виолетта, прочитай пожалуйста стихотворение с допущенными ошибками.


-Что вызвало улыбку? Почему? Значение какого слова вам не известно? Как узнать значение незнакомого слова? (посмотреть в словарь Ожегова).

-Что такое кашне?


-В парах исправьте ошибки и подготовьтесь к выразительному чтению.


-Хамзат, прочитай стихотворение без ошибок.


-Проверим, как вы справитесь со следующим стихотворением.

-Данил, прочитай стихотворение на карточке.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.


Кенгура в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.


-Какую ошибку допустил автор?

-В паре обсудите правильность написания неизменяемых слов, спишите стихотворение, исправляя ошибки. Подчеркните неизменяемые имена сущ. одной чертой.


-Яна, прочитай, что у тебя получилось?


- Сейчас немного отдохнем.


5. Музыкальная ФМ.


-Над какой темой урока мы работаем?

-Какие слова вы узнали на уроке? Как вы думаете неизменяемые слова – это исконно русские или пришли к нам из других языков?

-Молодцы! Я сейчас я предлагаю вам узнать другие неизменяемые слова. Для этого вы поработаете самостоятельно. Сейчас каждая группа выберет по 3 слова, познакомится с их значениями и составит по 1 предложению с каждым словом.

Комиссия, которая решает вопрос о присуждении премии (жюри).

Ансамбль из трёх музыкантов (трио).

Кушанье из протертых овощей (пюре).


Перечень блюд и напитков, подаваемых в кафе, ресторане или баре (меню).

Сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью (эскимо).

Вид транспорта, осуществляющий индивидуальную перевозку пассажиров или грузов из пункта отправления в пункт следования (такси).


Лошадь низкорослой породы. (пони).

Род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу (ПЕНСНЕ) 

Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (ТИРЕ)


Крупная нелетающая птица, один из видов страусов, распространенная в Австралии и на о-ве Тасмания (ЭМУ).

Курортный город, в котором будет проходить зимняя олимпиада 2014 года (СОЧИ).

Яркое эстрадное представление (ШОУ).


Чтение предложений.

-Какие слова узнали?

-Молодцы!

6. Итог урока.

  • Над какой темой работали на уроке?

  • Какие цели ставили на уроке?

  • Чему научились?

  • Зачем в начальной школе изучают такую тему? (Чтобы была грамотная речь.)


7. Оценивание.

-Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните тест (слайд №6) и проверьте свои знания (учащиеся на полях столбиком записывают правильные варианты ответов).


1. Найдите правильный ответ:

А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам.

В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам.

2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

А) земля  

Б) кафе

В) зеркало

3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

А)  кенгуру

Б) кашпо

В) метафора

4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже. 
А)сочинить про метро

Б)вернулись из кино

В)играл на пианино.

5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно:
 А) появилось на табле   
Б) еду в метре
В) об умном шимпанзе


Проверка по ключу (учащиеся отмечают правильные ответы).


-Кто получил отметку «5»? «4»? «3»?

-Молодцы, всем спасибо за отличную работу на уроке.


8. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий.

- Урок у нас заканчивается. За время урока выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

-Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

-Если урок прошел хорошо, но вы ожидали большего – прикрепите цветы.

-Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

-А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

9. Домашнее задание.


У вас на столах лежат карточки трех цветов. Выберите карточку разного уровня сложности. Желтого цвета – легкий уровень, зеленогоо цвета – средний уровень сложности, розового цвета – высокий уровень сложности.

Переверните карточки. Это ваше домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!