СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав крови 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Состав крови 8 класс»

Состав крови и ее функции.

Ход урока :

  1. Организационный момент.

Приветствие. Отсутствующие.

Здравствуйте, садитесь, рада вас видеть на уроке биологии, давайте улыбнемся друг другу, чтобы создать хороший настрой на урок. Надеюсь, у нас получится на уроке плодотворно поработать и уйдете с урока вы, зная гораздо больше, чем сейчас.

-Мы знаем, что в настоящее время наша Российская наука и образование находятся на стадии модернизации и перехода на новый уровень. В современной науке как никогда требуются учёные – исследователи.

-И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла слова Альберта Сент-Дьердви (американского биохимика):

“Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто! ”

Сегодня мы побудем в роли исследователей.

Но прежде вернёмся на несколько млд. лет назад.

  1. Актуализация опорных знаний

В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?

+ жидкая внутренняя среда.

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Нам подскажет это Карманов Коля, выйдя к доске и заполнив схему. Ребята, вы с мест проверяете правильность заполнения.

Все верно? Хорошо, Николай, садись.

Сейчас еще 3 человека (по желанию, если нет, то Миша, Таня, Иван) мне нужны у доски.

Разместить карточки с различной информацией соответственно каждому компоненту внутренней среды.

- По химическому составу близка к плазме крови

- Фильтр

- Окружает клетки

- Состоит из плазмы и форменных элементов

- Отдает клеткам кислород, забирает продукты обмена

- Основная функция – защита

- При стрессах, повышении температуры тела ее объем увеличивается

-ГОМЕОСТАЗ (скажут, что лишнее, должны дать определение)

Молодцы! Справились!

  1. Изучение новой темы.

А сейчас закройте глаза и представьте следующую картину (включить звуки ночи).

Темная безлунная ночь. Кладбище на окраине итальянского города Падуи. Осторожно озираясь, между памятниками и склонами пробираются два человека в плащах со спущенными на лицо капюшонами. В руках у обоих лопаты. А вот и свежая могила, где только сегодня похоронили юношу, убитого на поединке. Таинственные незнакомцы выкапывают труп. Взвалив его на плечи, один из пришедших спешит к выходу. Другой торопливо засыпает раскопанную могилу и аккуратно покрывает ее дерном.

Кто эти люди? Почему прячут лица? Для чего им мертвое тело?

Почти 400 лет назад английский студент-медик Уильям Гарвей (портрет на доске) приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутренне строение организма человека, вскрывая трупы. В те времена делать вскрытие умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался, угрожала казнь: его сжигали на костре, как колдуна. Поэтому Гарвею приходилось тайно откапывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома. Там он впервые установил пути, по которому движется в организме кровь.

По чему движется кровь? (по сосудам)

Почему кровь называют «носительница жизни»?

С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Уже наши далекие предки задумывались, что такое кровь? И действительно, когда человек во время охоты или войн наблюдал за ранеными животными и людьми, он видел, что вместе с вытекающей кровью уходит и жизнь. Поэтому люди считали, что в крови заключена душа человека, его жизненная сила. Кровь и жизнь – слова синонимы. Кровью клялись, кровью смывали позор и оскорбление.

Из всего вышесказанного, думаю, нетрудно будет догадаться о теме нашего урока.

Кровь (верно). Тема нашего урока – «Строение крови и ее функции»

Что мы должны выяснить о крови на уроке, какие решить задачи?

Состав крови, ее значение.

Какого цвета капля крови? (красного)

Но на самом деле кровь состоит на 60% из светлой, полупрозрачной жидкости – плазмы. А красной она кажется потому, что в ней находится 25 триллионов крохотных красных шариков – эритроцитов.

Слайд



СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»

КРОВЬ





ПЛАЗМА

60 %



60%

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 40%

ТРОМБОЦИТЫ

ЭРИТРОЦИТЫ

ЛЕЙКОЦИТЫ





Если представить, что кабинет – это капля крови, все воздушной пространство в нем – это будет… Плазма. Тогда, люди, здесь присутствующие, мы с вами – это? Форменные элементы.

Сейчас вы будете работать в малых группах и заполнять таблицу. Бланк таблицы у вас на столах. После заполнения таблицу будет необходимо вклеить в тетрадь.

Но перед этим небольшая разминка для глаз. Нарисуйте, пожалуйста, глазами восьмерку в воздухе, повторите еще раз. Сейчас давайте вспомним географию, где расположен север и юг, запад и восток? Я называю сторону горизонта, вы глазами поворачиваете в ту сторону.

Хорошо! Сейчас объединяемся в группы – пары. Таня и Игорь. Дима и Миша, Рома и Коля, Ваня и Виталий.

Ваня и Виталий – на стр. 62 учебника ищете информацию о плазме крови, заносите в таблицу, Таня и Игорь – эритроциты, Дима и Миша – Лейкоциты, Ваня и Виталий – тромбоциты.

Форменные элементы

Количество

В 1мм3

Продолжи- тельность жизни

Строение

Где образуются, разрушаются

Функции

Эритроциты

(красные кровяные тельца)

5,5 млн.

120 дней.

Двояковогнутый диск, снаружи покрыт мембраной, внутри содержится гемоглобин, нет ядра.

Красный костный мозг.

Печень, селезенка

Перенос кислорода.

Лейкоциты (белые кровяные тельца)

4-9 тысяч.

От нескольких часов до 10 дней.

Форма непостоянна, состоят из ядра и цитоплазмы.

Красный костный мозг, лимфоузлы.

Селезенка

Защита.

Тромбоциты

(Кровяные пластинки)



200-400 тысяч.



8-10 суток.

Очень маленькие, плоские клетки без ядра

Красный костный мозг.,


Свертывание

Крови.



Проверка.

Сейчас, зная о функциях клеток крови, попробуем сделать вывод о функциях крови.

Кровь выполняет в организме важнейшие функции: транспортную, дыхательную, регуляторную и защитную.

Состав крови – важная характеристика состояния организма. При анализе крови определяют количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Если в организме имеется воспалительный процесс, то СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин 2-10 мм/ч, для женщин 2-15 мм/ч. При снижении количества эритроцитов или гемоглобина в крови по какой-либо причине у человека возникает длительное или кратковременное малокровие.

Прием «Формулировка выводов при сопоставлении текста и таблиц».

В лаборатории забыли подписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите Врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.



Анализ № Х (фрагмент)



Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

10 мм/ч

2–10 мм/ч

Подпись врача_________

Анализ крови №Z (фрагмент)



Результат

Норма

Гемоглобин

100г/л

120–160г/л

Эритроциты

3,2 млн/л

4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

4.5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2–10 мм/ч

Подпись врача_________

Анализ крови № Y (фрагмент)



Результат

Норма

Гемоглобин

130 г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4–5 млн/л

Тромбоциты

410 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

Подпись врача_________



Подведение итогов.

Изменилось ли ваше состояние по сравнению с началом урока. Интересно ли было на уроке.

Оценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!