Состав крови и ее функции.
Ход урока :
Организационный момент.
Приветствие. Отсутствующие.
Здравствуйте, садитесь, рада вас видеть на уроке биологии, давайте улыбнемся друг другу, чтобы создать хороший настрой на урок. Надеюсь, у нас получится на уроке плодотворно поработать и уйдете с урока вы, зная гораздо больше, чем сейчас.
-Мы знаем, что в настоящее время наша Российская наука и образование находятся на стадии модернизации и перехода на новый уровень. В современной науке как никогда требуются учёные – исследователи.
-И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла слова Альберта Сент-Дьердви (американского биохимика):
“Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто! ”
Сегодня мы побудем в роли исследователей.
Но прежде вернёмся на несколько млд. лет назад.
Актуализация опорных знаний
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?
+ жидкая внутренняя среда.
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Нам подскажет это Карманов Коля, выйдя к доске и заполнив схему. Ребята, вы с мест проверяете правильность заполнения.
Все верно? Хорошо, Николай, садись.
Сейчас еще 3 человека (по желанию, если нет, то Миша, Таня, Иван) мне нужны у доски.
Разместить карточки с различной информацией соответственно каждому компоненту внутренней среды.
- По химическому составу близка к плазме крови
- Фильтр
- Окружает клетки
- Состоит из плазмы и форменных элементов
- Отдает клеткам кислород, забирает продукты обмена
- Основная функция – защита
- При стрессах, повышении температуры тела ее объем увеличивается
-ГОМЕОСТАЗ (скажут, что лишнее, должны дать определение)
Молодцы! Справились!
Изучение новой темы.
А сейчас закройте глаза и представьте следующую картину (включить звуки ночи).
Темная безлунная ночь. Кладбище на окраине итальянского города Падуи. Осторожно озираясь, между памятниками и склонами пробираются два человека в плащах со спущенными на лицо капюшонами. В руках у обоих лопаты. А вот и свежая могила, где только сегодня похоронили юношу, убитого на поединке. Таинственные незнакомцы выкапывают труп. Взвалив его на плечи, один из пришедших спешит к выходу. Другой торопливо засыпает раскопанную могилу и аккуратно покрывает ее дерном.
Кто эти люди? Почему прячут лица? Для чего им мертвое тело?
Почти 400 лет назад английский студент-медик Уильям Гарвей (портрет на доске) приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутренне строение организма человека, вскрывая трупы. В те времена делать вскрытие умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался, угрожала казнь: его сжигали на костре, как колдуна. Поэтому Гарвею приходилось тайно откапывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома. Там он впервые установил пути, по которому движется в организме кровь.
По чему движется кровь? (по сосудам)
Почему кровь называют «носительница жизни»?
С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Уже наши далекие предки задумывались, что такое кровь? И действительно, когда человек во время охоты или войн наблюдал за ранеными животными и людьми, он видел, что вместе с вытекающей кровью уходит и жизнь. Поэтому люди считали, что в крови заключена душа человека, его жизненная сила. Кровь и жизнь – слова синонимы. Кровью клялись, кровью смывали позор и оскорбление.
Из всего вышесказанного, думаю, нетрудно будет догадаться о теме нашего урока.
Кровь (верно). Тема нашего урока – «Строение крови и ее функции»
Что мы должны выяснить о крови на уроке, какие решить задачи?
Состав крови, ее значение.
Какого цвета капля крови? (красного)
Но на самом деле кровь состоит на 60% из светлой, полупрозрачной жидкости – плазмы. А красной она кажется потому, что в ней находится 25 триллионов крохотных красных шариков – эритроцитов.
Слайд
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
КРОВЬ
ПЛАЗМА
60 %
60%
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 40%
ТРОМБОЦИТЫ
ЭРИТРОЦИТЫ
ЛЕЙКОЦИТЫ
Если представить, что кабинет – это капля крови, все воздушной пространство в нем – это будет… Плазма. Тогда, люди, здесь присутствующие, мы с вами – это? Форменные элементы.
Сейчас вы будете работать в малых группах и заполнять таблицу. Бланк таблицы у вас на столах. После заполнения таблицу будет необходимо вклеить в тетрадь.
Но перед этим небольшая разминка для глаз. Нарисуйте, пожалуйста, глазами восьмерку в воздухе, повторите еще раз. Сейчас давайте вспомним географию, где расположен север и юг, запад и восток? Я называю сторону горизонта, вы глазами поворачиваете в ту сторону.
Хорошо! Сейчас объединяемся в группы – пары. Таня и Игорь. Дима и Миша, Рома и Коля, Ваня и Виталий.
Ваня и Виталий – на стр. 62 учебника ищете информацию о плазме крови, заносите в таблицу, Таня и Игорь – эритроциты, Дима и Миша – Лейкоциты, Ваня и Виталий – тромбоциты.
Форменные элементы | Количество В 1мм3 | Продолжи- тельность жизни | Строение | Где образуются, разрушаются | Функции |
Эритроциты (красные кровяные тельца) | 5,5 млн. | 120 дней. | Двояковогнутый диск, снаружи покрыт мембраной, внутри содержится гемоглобин, нет ядра. | Красный костный мозг. Печень, селезенка | Перенос кислорода. |
Лейкоциты (белые кровяные тельца) | 4-9 тысяч. | От нескольких часов до 10 дней. | Форма непостоянна, состоят из ядра и цитоплазмы. | Красный костный мозг, лимфоузлы. Селезенка | Защита. |
Тромбоциты (Кровяные пластинки) | 200-400 тысяч. | 8-10 суток. | Очень маленькие, плоские клетки без ядра | Красный костный мозг., | Свертывание Крови. |
Проверка.
Сейчас, зная о функциях клеток крови, попробуем сделать вывод о функциях крови.
Кровь выполняет в организме важнейшие функции: транспортную, дыхательную, регуляторную и защитную.
Состав крови – важная характеристика состояния организма. При анализе крови определяют количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Если в организме имеется воспалительный процесс, то СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин 2-10 мм/ч, для женщин 2-15 мм/ч. При снижении количества эритроцитов или гемоглобина в крови по какой-либо причине у человека возникает длительное или кратковременное малокровие.
Прием «Формулировка выводов при сопоставлении текста и таблиц».
В лаборатории забыли подписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите Врачу. Свой выбор обоснуйте.
Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.
Анализ № Х (фрагмент)
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 140г/л | 120–160г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4–5 млн/л |
Тромбоциты | 247 тыс./л | 180–320 тыс./л |
Лейкоциты | 12 тыс./л | 4–9 тыс./л |
СОЭ (v оседания эритроцитов) | 10 мм/ч | 2–10 мм/ч |
Подпись врача_________
Анализ крови №Z (фрагмент)
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 100г/л | 120–160г/л |
Эритроциты | 3,2 млн/л | 4–5 млн/л |
Тромбоциты | 247 тыс./л | 180–320 тыс./л |
Лейкоциты | 4.5 тыс./л | 4–9 тыс./л |
СОЭ (v оседания эритроцитов) | 7 мм/ч | 2–10 мм/ч |
Подпись врача_________
Анализ крови № Y (фрагмент)
| Результат | Норма |
Гемоглобин | 130 г/л | 120–160г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4–5 млн/л |
Тромбоциты | 410 тыс./л | 180–320 тыс./л |
Лейкоциты | 5 тыс./л | 4–9 тыс./л |
СОЭ (v оседания эритроцитов) | 7 мм/ч | 2-10 мм/ч |
Подпись врача_________
Подведение итогов.
Изменилось ли ваше состояние по сравнению с началом урока. Интересно ли было на уроке.
Оценки.