СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Состав и структура доходов бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия по профессиональному модулю

ПМ.01 Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 38.02.06 Финансы

 

Тема занятия: «Состав и структура доходов бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления»

 

Просмотр содержимого документа
««Состав и структура доходов бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления»»


М инистерство образования, науки и молодёжи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Ялтинский экономико-технологический колледж»

(ГБПОУ РК «ЯЭТК»)



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия по профессиональному модулю

ПМ.01 Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 38.02.06 Финансы


Тема занятия: «Состав и структура доходов бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления»




Автор разработки:

Изюмская В. А.

преподаватель профессиональных дисциплин








Ялта, 2023 г.


Пояснительная записка

Методическая разработка учебного занятия по профессиональному модулю ПМ.01 «Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.06 Финансы, базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы профессий и специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

Результатом проведения учебного занятия является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ПК 1.2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ПК 1.3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ПК 1.4. Составлять плановые документы государственных и муниципальных учреждений и обоснования к ним.

ПК 1.5. Обеспечивать осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд.

С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен:

иметь практический опыт:

- определения показателей проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных смет казенных учреждений, планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;

- организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществления контроля за своевременным совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, их целевым и эффективным использованием;

- планирования и обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд.

уметь:

- использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности;

- проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных смет и планов бюджетных и автономных учреждений;

- применять бюджетную классификацию Российской Федерации в профессиональной деятельности;

- составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;

- формировать государственные (муниципальные) задания для государственных (муниципальных) учреждений с использованием базовых и ведомственных перечней государственных (муниципального) услуг и работ и определять размеры субсидий;

- формировать реестры расходных обязательств муниципального образования;

- проектировать предельные объемы бюджетных средств по главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов, государственным и муниципальным учреждениям;

- проводить мониторинг целевых программ, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- определять дефицит бюджета и источники его финансирования;

- составлять сводную бюджетную роспись;

оформлять платежные документы (электронные заявки на кассовые расходы и платежные поручения) для проведения кассовых выплат;

- проводить проверку платежных документов получателя бюджетных средств, представленных для проведения кассовых выплат;

- руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных государственных и муниципальных учреждений;

- рассчитывать основные показатели деятельности бюджетных и автономных учреждений;

- исчислять расходы на оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений;

- использовать утвержденные методики определения расходов на содержание бюджетных и автономных учреждений;

- составлять бюджетные сметы казенных учреждений;

составлять планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;

- производить расчеты потребностей для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;

- обобщать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги в сфере закупок;

- описывать объект закупки и обосновывать начальную (максимальную) цену закупки;

- осуществлять мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок.

знать:

- законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования;

- основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок;

структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения;

- бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- понятие бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения;

- порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы;

- порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников его финансирования;

особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений;

- порядок формирования государственного (муниципального) задания и определения размеров субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- участников бюджетного процесса в Российской Федерации и их полномочия;

- порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.




Паспорт занятия


ФИО преподавателя: Изюмская Виктория Анатольевна.

Дата проведения занятия:___________

Группа: 260

Дисциплина: ПМ.01 «Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Тема занятия: «Состав и структура доходов бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления»

Цель: систематизация и обобщение полученных знаний по теме «Состав и структура доходов бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления».

Задачи:

1. Дидактическая: актуализировать знания, полученные в ходе изучения темы «Состав и структура доходов бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления»; выявить уровень усвоенных знаний, умений и навыков обучающихся, реализовать практическое применение усвоенного знания, делать выводы и анализировать полученные результаты.

2. Развивающая: развивать навыки реферативной работы студентов, навыки самостоятельной работы с опорными конспектами, справочным материалом, материалом учебника.

3. Воспитательная: формировать умение дискутировать, обосновывать свою точку зрения, формировать и развивать самоактуализацию и саморегуляцию в изучении темы, формировать и развивать интерес и потребности в профессиональной ориентации и самосовершенствовании

Тип занятия: Лекция

Форма занятия: Лекция-визуализация

Технология обучения: элементы информационно-коммуникативной, проектной технологий, игровых технологий, технологии критического мышления и технологии дифференцированного обучения,

Методы обучения: Тестирование студентов, решения проблемных вопросов, обзор информационных файлов.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: компьютер, мультимедийный проектор, калькуляторы, учебные пособия, раздаточный материал, карточки с заданиями, тесты, схемы, опорные конспекты.

Межпредметные связи: статистика, математика, финансы, денежное обращение и кредит, экономика организации.

Домашнее задание:

Студентам предлагается самостоятельно решить задачи по расчету структуры доходов бюджета Российской Федерации, Республики Крым и муниципального образования городской округ Ялта.









Технологическая карта занятия

Дидактическая структура учебного занятия

Деятельность преподавателя. Используемые методы

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Организационный момент

3 минуты

Беседа

Занятие начинается с приветствия преподавателя со студентами, проверки присутствия студентов, создание деловой, доброжелательной атмосферы в аудитории. Преподаватель сообщает, что получить оценку за занятие студент может с учетом его работы на протяжении всего занятия, поэтому необходимо принимать активное участие в рассмотрении нового материала в течение лекции, а также при выполнении задач по закреплению полученных знаний по новой теме.


Проверяют готовность к уроку.

Дежурный докладывает о готовности к учебному занятию, называют отсутствующих.

Фронтальная

Проверка домашнего задания

10 минут

Проверка домашнего задания

Общая характеристика доходов бюджетов. Полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по формированию доходов бюджетов соответствующего уровня.

Внимание на доску. Ответы студентов.

- Несколько студентов озвучивают домашнее задание.

- К доске вызываются 3 студента. Каждый студент кратко отвечает на один из поставленных вопросов.


Фронтальная,

Индивидуальная

Актуализация опорных знаний

3 минут

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

Фронтальная работа.

1. Что такое доходы бюджета по экономическому содержанию?

2. Что такое доходы бюджета по материально-вещественному воплощению?

3. Каковы полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по формированию доходов бюджетов соответствующего уровня?

Преподаватель: А теперь более подробно давайте остановимся на следующих вопросах:

- Дайте определение доходов бюджета.

- Какова их экономическая сущность?

- Каково материально-вещественное воплощение доходов бюджета?


Студенты последовательно отвечают на вопросы.

1. Что такое доходы бюджета по экономическому содержанию?

2. Что такое доходы бюджета по материально-вещественному воплощению?

3. Каковы полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по формированию доходов бюджетов соответствующего уровня?

Преподаватель: А теперь более подробно давайте остановимся на следующих вопросах:

- Дайте определение доходов бюджета.

- Какова их экономическая сущность?

- Каково материально-вещественное воплощение доходов бюджета?

- Что такое бюджетообразующие показатели и как они влияют на величину доходов бюджета?

Фронтальная

Мотивация учебной деятельности

3 минуты

Включение в деловой ритм.
Вступительное слово преподавателя:
Итак, доходы бюджета, с одной стороны, являются результатом распределения

стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо эта стоимость используется для формирования бюджетных фондов и, по своей сущности, представляет собой цену государственных услуг. Сегодня нам предстоит ознакомиться с составом и структурой доходов бюджета, а именно, с налоговыми доходами, неналоговыми доходами, безвозмездными поступлениями бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Восприятие предоставляемой информации.


Фронтальная

Систематизация и обобщение знаний

Изучение нового материала

30 минут

Изучение нового материала      

Работа по плану

1. Состав доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

1.1. Мозговой штурм

Преподаватель предлагает открыть учебник по дисциплине и рассмотреть структурные элементы доходной части бюджета. С помощью «мозгового штурма» давайте попробуем выяснить, за счет каких источников могут формироваться доходы бюджета государства и его регионов?

Таким образом, состав доходов бюджетов (формы их мобилизации) определяется финансовой политикой государства. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных поступлений.

Вопросы для обсуждения

1. За счет каких источников могут формироваться доходы государства?

2. Какие макроэкономические показатели и каким образом могут влиять на величину доходов бюджета государства?

3. Что из себя представляют нефтегазовые доходы РФ?

Студенты последовательно отвечают на вопросы:

- За счет каких источников могут формироваться доходы государства?

- Какие макроэкономические показатели и каким образом могут влиять на величину доходов бюджета государства?

- Что из себя представляют нефтегазовые доходы РФ?

Обсуждаются вопросы студентами:

Какие внешние и внутренние факторы могут влиять на размеры доходов государства и его административно-территориальных единиц?



Работа по плану

2.Опорный конспект «Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета»

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

− доходы от использования имущества, находящегося в государственной

или муниципальной собственности;

− доходы от продажи, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности;

− доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

− средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,

административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

− средства самообложения граждан;

− иные неналоговые доходы.

Студенты работают с опорным конспектом



Работа по плану

3. Опорный конспект «Структура безвозмездных поступлений бюджета»

К безвозмездным поступлениям относятся:

− дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

− субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

(межбюджетные субсидии);

− субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

− иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

− безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

В соответствии с принципом разграничения доходов, расходов и источников

финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации за каждым бюджетом закрепляется свой перечень вышеназванных доходов.

Студенты работают с опорным конспектом


 3.1. Файл с тестовыми заданиями Преподаватель предлагает ответить на тестовые задания, для этого необходимо открыть файл с тестами по теме «Доходы бюджета» (Приложение 1).

Предлагается прочитать внимательно, и выбрать правильный ответ.

Работа с тестами.

Таким образом,

1. Доходами следует считать любые средства, поступающие в бюджеты, за исключением…

(отвечают студенты).

2. При формировании доходов бюджетов используется…

3. Доходы от платных услуг учреждений считаются доходам бюджета, если учреждение…


Домашнее задание

1 минута

Домашнее задание:

Студентам предлагается самостоятельно решить задачи по расчету структуры доходов бюджета РФ, Республики Крым и муниципального образования городской округ Ялта.

Записывают домашнее задание в конспект.

Фронтальная

Рефлексия

3 минут

Диалог

Сегодня на занятии мы рассмотрели тему «Состав и структура доходов бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления». Мы уяснили из каких структурных элементов состоят доходы государственного бюджета и каковы их виды.

Преподаватель сообщает о достижении цели занятия, указывает опять на важность темы.

Студенты по очереди высказывают индивидуальную точку зрения на поставленные вопросы.

Фронтальная

Выставление оценок

2 минуты

После выполнения заданий преподаватель подсчитывает сумму баллов за выполнение заданий и объявляет оценки за занятие.





Приложение 1.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


1. Доходами следует считать любые средства, поступающие в бюджеты, за исключением…

а) таможенных пошлин;

б) источников финансирования дефицита бюджета;

в) средств, полученных от платных услуг учреждений;

г) административных сборов.


2. При формировании доходов бюджетов используется…

а) законодательство о налогах и сборах;

б) законодательство о внешнеэкономической деятельности;

в) бюджетное законодательство Российской Федерации;

г) верны ответы А и В.


3. Налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц по логическому

смыслу относятся к подгруппе налоговых доходов, которая называется «Налоги на прибыль, __________» (добавьте пропущенное слово)…

а) «доходы»;

б) «поступления»;

в) «проценты»;

г) «резервы».


4. В доходах бюджетов могут присутствовать безвозмездные поступления от…

а) других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от физических

и юридических лиц;

в) других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от физических

и юридических лиц, международных организаций;

г) других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от физических

и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.


5. Штрафы как доходный источник могут относиться…

а) только к источникам финансирования дефицита;

б) к источникам финансирования дефицита и к налоговым доходам;

в) к налоговым и к неналоговым доходам;

г) только к неналоговым доходам.


6. Доходы от платных услуг учреждений считаются доходам бюджета, если учреждение…

а) федеральное;

б) крупное;

в) казенное;

г) муниципальное.


7. С целью получения дохода государственное/муниципальное имущество допускается…

а) сдавать в аренду;

б) продавать;

в) использовать;

г) все ответы являются верными.


8. С целью расчета доходов бюджетов такие показатели, как величина ВВП, мировые цены на нефть и др. следует…

а) прогнозировать;

б) планировать;

в) концентрировать;

г) игнорировать.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!