СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав и строение атмосферы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Состав и строение атмосферы»

Состав и строение атмосферы

Состав и строение атмосферы

Оболочки Земли

Оболочки Земли

 Атмосфера  Воздушная оболочка Земли.  Она удерживается силой притяжения нашей планеты и поэтому не рассеивается в космосе. Атмосфера участвует во вращении Земли.Воздух концентрируется у земной поверхности, по мере поднятия вверх температура, давление и плотность уменьшаются.

Атмосфера

Воздушная оболочка Земли.

Она удерживается силой притяжения нашей планеты и поэтому не рассеивается в космосе. Атмосфера участвует во вращении Земли.Воздух концентрируется у земной поверхности, по мере поднятия вверх температура, давление и плотность уменьшаются.

Состав атмосферы  состав воздуха  азот – 78%  кислород 21%  остальные  газы-1%  (углекислый газ, водяной пар,озон,гелий, водород и др.)

Состав атмосферы

состав воздуха

азот – 78%

кислород 21%

остальные

газы-1%

(углекислый газ, водяной пар,озон,гелий, водород и др.)

Изучение атмосферы  Изучение атмосферы осуществляет Всемирная метеорологическая организация, в которую входит и Россия. Наблюдения ведутся с поверхности Земли, воздушных шаров, искусственных спутников Земли. В атмосферу запускают радиозонды, метеорологические ракеты. Наука, изучающая атмосферу называется  метеорология. Наука, составляющая прогноз погоды,  называется синоптика.

Изучение атмосферы

Изучение атмосферы осуществляет Всемирная метеорологическая организация, в которую входит и Россия.

  • Наблюдения ведутся с поверхности Земли, воздушных шаров, искусственных спутников Земли. В атмосферу запускают радиозонды, метеорологические ракеты.
  • Наука, изучающая атмосферу называется

метеорология.

  • Наука, составляющая прогноз погоды,

называется синоптика.

Тропосфера Мощность тропосферы зависит от времени года и географической широты и достигает максимума на экваторе . Её верхняя граница проходит на экваторе на высоте 18 км, а над полюсами - на высоте 8- 9 км. Тропосферу называют «фабрикой погоды», «кухней погоды». Здесь сосредоточено около 80% общей атмосферной массы. С увеличением высоты на 1000м температура понижается приблизительно на 6 градусов. Именно в этом слое происходят изменения погоды.

Тропосфера

  • Мощность тропосферы зависит от времени года и географической широты и достигает максимума на экваторе . Её верхняя граница проходит на экваторе на высоте 18 км, а над полюсами - на высоте 8- 9 км.
  • Тропосферу называют «фабрикой погоды», «кухней погоды».
  • Здесь сосредоточено около 80% общей атмосферной массы.
  • С увеличением высоты на 1000м температура понижается приблизительно на 6 градусов.
  • Именно в этом слое происходят изменения погоды.
 Слой снегов, дождей и ветров –  Атмосферы слой живой,  Восемнадцать километров  Этот самый нижний слой.  Есть здесь всё, но в большей мере –  Кислород, азот,  В малых долях – йод и гелий,  Водород, неон, радон.

Слой снегов, дождей и ветров – Атмосферы слой живой, Восемнадцать километров Этот самый нижний слой. Есть здесь всё, но в большей мере – Кислород, азот, В малых долях – йод и гелий, Водород, неон, радон.

Стратосфера Очень устойчивая область на высоте примерно 13-55км. В стратосфере почти нет водяного пара. На высоте около 25 км озоновый слой поглощает большую часть ультрафиолета. Температура воздуха увеличивается с высотой.

Стратосфера

  • Очень устойчивая область на высоте примерно 13-55км.
  • В стратосфере почти нет водяного пара.
  • На высоте около 25 км озоновый слой поглощает большую часть ультрафиолета.
  • Температура воздуха увеличивается с высотой.
Верхние слои атмосферы В верхних слоях атмосферы плотность воздуха очень мала.  мезосфера-до 80 км,  термосфера -до 500 км  экзосфера -от 500 км и выше  между экзосферой и открытым космосом нет четкой границы. В экзосфере частицы газов рассеиваются в космическое пространство. Температура здесь приблизительно 726 *С. В верхних слоях атмосферы можно наблюдать захватывающее зрелище, известное, как полярное сияние.

Верхние слои атмосферы

  • В верхних слоях атмосферы плотность воздуха очень мала.

мезосфера-до 80 км,

термосфера -до 500 км

экзосфера -от 500 км и выше

между экзосферой и открытым космосом нет четкой границы. В экзосфере частицы газов рассеиваются в космическое пространство.

  • Температура здесь приблизительно 726 *С.
  • В верхних слоях атмосферы можно наблюдать захватывающее зрелище, известное, как полярное сияние.
 Выполните схему в тетради.  Расположите части атмосферы по  порядку снизу вверх и  надпишите на чертеже их названия: Экзосфера Стратосфера Термосфера Озоновый слой  Тропосфера  Мезосфера 500 км 80 км 50 км 25км 20 км

Выполните схему в тетради.

Расположите части атмосферы по

порядку снизу вверх и

надпишите на чертеже их названия:

Экзосфера

Стратосфера

Термосфера

Озоновый слой

Тропосфера

Мезосфера

500 км

80 км

50 км

25км

20 км

Полярное сияние  Это явление возникает, когда электрические заряженные частицы, излучаемые солнцем, сталкиваются в ионосфере на высоте 80 -500 км с атомами и молекулами воздуха , отчего последние начинают излучать свет.

Полярное сияние

Это явление возникает, когда электрические заряженные частицы, излучаемые солнцем, сталкиваются в ионосфере на высоте 80 -500 км с атомами и молекулами воздуха , отчего последние начинают излучать свет.

 Озоновый слой Из атомов и молекул кислорода образуются молекулы озона. Озон распадается под влиянием хлора и веществ, которые содержит хлор. Фреоны – вещества в холодильниках, очищающие вещества, химические средства для тушения пожаров. Озоновый слой поглощает «жёсткие» ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для живых организмов. В 80-годы 20 века учёные заметили уменьшение озона, назвали это явление «озоновыми дырами».Они были обнаружены над Антарктидой, Арктикой и в некоторых других районах. Происходит изменение размеров и местоположения озоновых дыр.

Озоновый слой

  • Из атомов и молекул кислорода образуются молекулы озона.
  • Озон распадается под влиянием хлора и веществ, которые содержит хлор. Фреоны – вещества в холодильниках, очищающие вещества, химические средства для тушения пожаров.
  • Озоновый слой поглощает «жёсткие» ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для живых организмов. В 80-годы 20 века учёные заметили уменьшение озона, назвали это явление «озоновыми дырами».Они были обнаружены над Антарктидой, Арктикой и в некоторых других районах. Происходит изменение размеров и местоположения озоновых дыр.
Решить задачи.   На какую высоту поднялся самолёт? Если за его бортом температура – 30 градусов, а у поверхности Земли +12 градусов?  Какая высота горы, если у подножия температура + 26 градусов, а на вершине – 10 градусов?  Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет + 36 градусов?

Решить задачи.

  • На какую высоту поднялся самолёт? Если за его бортом температура – 30 градусов, а у поверхности Земли +12 градусов?
  • Какая высота горы, если у подножия температура + 26 градусов, а на вершине – 10 градусов?
  • Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет + 36 градусов?

Игра «Где я нахожусь»

  • Теперь мы полетаем на воздушном шаре над Землёй.
  • 1) Сейчас мы находимся в том месте, где при температуре 0 градусов масса 1куб. метра воздуха равна 1кг 175г.

(Тропосфера у поверхности Земли, т. е. на уровне моря).

  • 2) Теперь вы находитесь на высоте, где температура воздуха - 6 градусов при температуре у поверхности Земли 0 градусов.

(Тропосфера на высоте 1 км над уровнем моря)     

  • 3) Вы успели достичь максимальной концентрации озона, где его плотность в 10 раз больше его плотности у земной поверхности. Не забудьте, что воздух здесь сильно разрежен.

( Стратосфера на высоте около 25 км над уровнем моря)

  • 4) Мы снова опустились – на этот раз туда, где температура воздуха, при нулевой температуре у поверхности Земли, достигает -18 градусов.

(Тропосфера на высоте 3 км над уровнем моря)

  • 5) Мы достигли максимальной для воздушного шара высоты - 40 км. Здесь 1куб. метр воздуха весит всего 4 г.

(Стратосфера)

  • Срочно спускаемся, здесь нельзя долго находиться.                                                              

 

  • Итак, мы успешно завершили полёт на воздушном шаре.
 Значение атмосферы Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам. Человек без воздуха может прожить несколько минут. Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолета. В воздухе сгорает большинство метеорных тел. Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью. Участвует в мировом круговороте воды. Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможной. Образуются облака и осадки. Слышно звуки.

Значение атмосферы

  • Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам. Человек без воздуха может прожить несколько минут.
  • Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолета.
  • В воздухе сгорает большинство метеорных тел.
  • Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью.
  • Участвует в мировом круговороте воды.
  • Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможной.
  • Образуются облака и осадки.
  • Слышно звуки.

Игра «Осколки». Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи, ночью не даёт Земле быстро охлаждаться. Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов. Озоновый экран защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений.   Без атмосферы был бы невозможен круговорот воды.  Кислород необходим всем живым организмам

Игра «Осколки».

  • Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи, ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.
  • Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов.
  • Озоновый экран защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений.
  • Без атмосферы был бы невозможен круговорот воды.
  • Кислород необходим всем живым организмам
Вопросы для закрепления

Вопросы для закрепления

Отгадайте загадку: Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, не развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?! Запишите ответ ___________________

Отгадайте загадку:

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

Запишите ответ ___________________

Вставьте нужные слова: Воздушная оболочка Земли называется ………………………., она состоит из смеси …………….., в составе которых азот ….…..%, кислород…….% и другие газы. Наука, изучающая …………………….., называется метеорология Наука, составляющая ………………… погоды, называется синоптика.

Вставьте нужные слова:

Воздушная оболочка Земли

называется ……………………….,

она состоит из смеси …………….., в

составе которых азот ….…..%,

кислород…….% и другие газы.

Наука, изучающая ……………………..,

называется метеорология

Наука, составляющая …………………

погоды, называется синоптика.

«Что за числа?» 2000 км - толщина атмосферы. 78% - азот.  21% - кислород. 1% - прочие газы. 18км – толщина тропосферы над экватором. 50 -55км-верхняя граница стратосферы. 6 градусов – понижение температуры на каждый 1000км.

«Что за числа?»

  • 2000 км - толщина атмосферы.
  • 78% - азот.
  • 21% - кислород.
  • 1% - прочие газы.
  • 18км – толщина тропосферы над экватором.
  • 50 -55км-верхняя граница стратосферы.
  • 6 градусов – понижение температуры на каждый 1000км.
  Домашнее задание: § 23   отвечать на вопросы к   параграфу(2,4,5). Источники информации: 1. http://www.geosite.com.ru/pageid-178-1.html 2. http://www.vikipedia.ru 3.Учебник География 6 класс. Природа и люди. Под ред. А.И, Алексеева

Домашнее задание: § 23

отвечать на вопросы к

параграфу(2,4,5).

Источники информации:

1. http://www.geosite.com.ru/pageid-178-1.html

2. http://www.vikipedia.ru

3.Учебник География 6 класс. Природа и люди. Под ред. А.И, Алексеева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!