Состав и строение атмосферы
Оболочки Земли
Атмосфера
Воздушная оболочка Земли.
Она удерживается силой притяжения нашей планеты и поэтому не рассеивается в космосе. Атмосфера участвует во вращении Земли.Воздух концентрируется у земной поверхности, по мере поднятия вверх температура, давление и плотность уменьшаются.
Состав атмосферы
состав воздуха
азот – 78%
кислород 21%
остальные
газы-1%
(углекислый газ, водяной пар,озон,гелий, водород и др.)
Изучение атмосферы
Изучение атмосферы осуществляет Всемирная метеорологическая организация, в которую входит и Россия.
- Наблюдения ведутся с поверхности Земли, воздушных шаров, искусственных спутников Земли. В атмосферу запускают радиозонды, метеорологические ракеты.
- Наука, изучающая атмосферу называется
метеорология.
- Наука, составляющая прогноз погоды,
называется синоптика.
Тропосфера
- Мощность тропосферы зависит от времени года и географической широты и достигает максимума на экваторе . Её верхняя граница проходит на экваторе на высоте 18 км, а над полюсами - на высоте 8- 9 км.
- Тропосферу называют «фабрикой погоды», «кухней погоды».
- Здесь сосредоточено около 80% общей атмосферной массы.
- С увеличением высоты на 1000м температура понижается приблизительно на 6 градусов.
- Именно в этом слое происходят изменения погоды.
Слой снегов, дождей и ветров – Атмосферы слой живой, Восемнадцать километров Этот самый нижний слой. Есть здесь всё, но в большей мере – Кислород, азот, В малых долях – йод и гелий, Водород, неон, радон.
Стратосфера
- Очень устойчивая область на высоте примерно 13-55км.
- В стратосфере почти нет водяного пара.
- На высоте около 25 км озоновый слой поглощает большую часть ультрафиолета.
- Температура воздуха увеличивается с высотой.
Верхние слои атмосферы
- В верхних слоях атмосферы плотность воздуха очень мала.
мезосфера-до 80 км,
термосфера -до 500 км
экзосфера -от 500 км и выше
между экзосферой и открытым космосом нет четкой границы. В экзосфере частицы газов рассеиваются в космическое пространство.
- Температура здесь приблизительно 726 *С.
- В верхних слоях атмосферы можно наблюдать захватывающее зрелище, известное, как полярное сияние.
Выполните схему в тетради.
Расположите части атмосферы по
порядку снизу вверх и
надпишите на чертеже их названия:
Экзосфера
Стратосфера
Термосфера
Озоновый слой
Тропосфера
Мезосфера
500 км
80 км
50 км
25км
20 км
Полярное сияние
Это явление возникает, когда электрические заряженные частицы, излучаемые солнцем, сталкиваются в ионосфере на высоте 80 -500 км с атомами и молекулами воздуха , отчего последние начинают излучать свет.
Озоновый слой
- Из атомов и молекул кислорода образуются молекулы озона.
- Озон распадается под влиянием хлора и веществ, которые содержит хлор. Фреоны – вещества в холодильниках, очищающие вещества, химические средства для тушения пожаров.
- Озоновый слой поглощает «жёсткие» ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для живых организмов. В 80-годы 20 века учёные заметили уменьшение озона, назвали это явление «озоновыми дырами».Они были обнаружены над Антарктидой, Арктикой и в некоторых других районах. Происходит изменение размеров и местоположения озоновых дыр.
Решить задачи.
- На какую высоту поднялся самолёт? Если за его бортом температура – 30 градусов, а у поверхности Земли +12 градусов?
- Какая высота горы, если у подножия температура + 26 градусов, а на вершине – 10 градусов?
- Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет + 36 градусов?
Игра «Где я нахожусь»
- Теперь мы полетаем на воздушном шаре над Землёй.
- 1) Сейчас мы находимся в том месте, где при температуре 0 градусов масса 1куб. метра воздуха равна 1кг 175г.
(Тропосфера у поверхности Земли, т. е. на уровне моря).
- 2) Теперь вы находитесь на высоте, где температура воздуха - 6 градусов при температуре у поверхности Земли 0 градусов.
(Тропосфера на высоте 1 км над уровнем моря)
- 3) Вы успели достичь максимальной концентрации озона, где его плотность в 10 раз больше его плотности у земной поверхности. Не забудьте, что воздух здесь сильно разрежен.
( Стратосфера на высоте около 25 км над уровнем моря)
- 4) Мы снова опустились – на этот раз туда, где температура воздуха, при нулевой температуре у поверхности Земли, достигает -18 градусов.
(Тропосфера на высоте 3 км над уровнем моря)
- 5) Мы достигли максимальной для воздушного шара высоты - 40 км. Здесь 1куб. метр воздуха весит всего 4 г.
(Стратосфера)
- Срочно спускаемся, здесь нельзя долго находиться.
- Итак, мы успешно завершили полёт на воздушном шаре.
Значение атмосферы
- Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам. Человек без воздуха может прожить несколько минут.
- Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолета.
- В воздухе сгорает большинство метеорных тел.
- Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью.
- Участвует в мировом круговороте воды.
- Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможной.
- Образуются облака и осадки.
- Слышно звуки.
Игра «Осколки».
- Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи, ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.
- Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов.
- Озоновый экран защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений.
- Без атмосферы был бы невозможен круговорот воды.
- Кислород необходим всем живым организмам
Вопросы для закрепления
Отгадайте загадку:
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, не развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
Запишите ответ ___________________
Вставьте нужные слова:
Воздушная оболочка Земли
называется ……………………….,
она состоит из смеси …………….., в
составе которых азот ….…..%,
кислород…….% и другие газы.
Наука, изучающая ……………………..,
называется метеорология
Наука, составляющая …………………
погоды, называется синоптика.
«Что за числа?»
- 2000 км - толщина атмосферы.
- 78% - азот.
- 21% - кислород.
- 1% - прочие газы.
- 18км – толщина тропосферы над экватором.
- 50 -55км-верхняя граница стратосферы.
- 6 градусов – понижение температуры на каждый 1000км.
Домашнее задание: § 23
отвечать на вопросы к
параграфу(2,4,5).
Источники информации:
1. http://www.geosite.com.ru/pageid-178-1.html
2. http://www.vikipedia.ru
3.Учебник География 6 класс. Природа и люди. Под ред. А.И, Алексеева