СОСЛОВНЫЙ БЫТ И КАРТИНА МИРА
РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В XVII в.
7 класс
- Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в.
- Общинные традиции
- Православие в повседневной жизни русского народа
- Образ царя в народном сознании
- Домашний быт российских царей
- Повседневный быт первого сословия
- Повседневная жизнь посадского населения
- Быт и обычаи крестьян
?
Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в.
В понимании русским человеком окружающего мира и своего места в нём в XVII столетии появилось немало нового:
- русский человек в большей мере, чем прежде, ощущал свою принадлежность к единой огромной стране и русскому народу, составлявшему её основу.
- впервые осознал бескрайние просторы своего Отечества, территория которого достигла Тихого океана.
- впервые остро осознал роль и значение государственного порядка и стабильности.
- установление крепостного строя заставило русских людей осознать изменившееся положение крестьянина в обществе.
- раскол в Русской православной церкви изменил церковный ритуал, но не поколебал у большинства верующих отношения к вере и Церкви.
- обращение к трудам античных авторов и европейских современников в немалой степени вело к появлению среди столичного чиновничества людей, мыслящих сообразно XVII столетию.
- В XVII в., как никогда прежде, появилось много новшеств в культурной, экономической и политической жизни России
2. Общинные традиции
- Соборное уложение 1649 г. лишило крестьянина свободы передвижения, при этом у него оставались права на собственность, занятия торговлей, заключение различных договоров, распоряжение своим имуществом. Личная и общественная жизнь русского крестьянина определялась в это время нормами и правилами, существовавшими в крестьянской общине.
- Её традиционными основами были совместное владение землёй, взаимопомощь, выборность руководителей, гласное решение важнейших вопросов общины на крестьянском сходе, равноправие всех членов при решении местных и некоторых государственных вопросов.
3. Православие в повседневной жизни русского народа
- Жизнь русской крестьянской общины строилась на идеалах православия. Часто община была и приходом православной церкви. Именно община строила и содержала приходские церкви, а священник, служивший в них, назначался после одобрения мира.
- Самым главным и почётным местом в русской избе был красный угол, где на специальной полочке в определённом порядке устанавливались иконы.
- Церковные обряды — крещение, венчание, погребение — были важнейшими моментами в жизни каждого русского человека
Образ царя в народном сознании
- Русский крестьянин воспринимал существующий мир как единую общину, главой которой был царь, выразитель правды и справедливости. Православные люди видели в царе защитника и опору, к нему обращались с жалобами
- Православный человек XVII столетия наделял царскую власть божественным смыслом, считая царя помазанником Божьим. Поэтому воля государя воспринималась как закон
- Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Художник В. Г. Шварц
В XVII в. изменил - ся царский быт. Охрана царя дохо - дила до 2000 чело - век. Специальные слуги - спальники, конюшие, соколь - ничьи, каретные помогали ему в те-чение дня.
Главным развле - чение царя были псовая и соколи - ная охота.
Царские дворцы в 17 в. отличались большим велико-лепием. Появляются постоян-ные летние резиденции-Коломенское и Измайловское.
В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей.
Евдокия Лукьяновна Стрешнева — жена царя Михаила Фёдоровича
Царь Алексей Михайлович
Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем
поле. А.П.Рябушкин.
По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков и крылечек.
Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозившиеся из-за границы. Дома просвещённых государственных деятелей (В. В. Голицына, Б. И. Морозова) украшали также картины, географические карты. Стали создаваться и первые частные библиотеки.
Мебель делалась из резного дерева. Полы делали дере-вянные, часто покрывали их коврами. Посуда была зо-лотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью.
Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых её шили. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани.
А.Маковский.
Гостеприимство.
у горожан на дворе располагалось несколько различных строений — жилой дом, подклети, баня, конюшня, сарай. Впервые в XVII в. дома горожан (и в частности, купцов) стали разделять на «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб чёрных» дым из печи стал выводиться через трубу, а не через отверстия в крыше. Скромной была и домашняя обстановка, и утварь посадских домов. Лавки, столы и сундуки составляли главное убранство
Васнецов. Москва XVII века.
Крестьянская изба.
Музей деревянного
зодчества в Суздале.
Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай.Избы топились по черному, печи были редкостью. Для осве-щения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее.
Посуда была деревянной и глиняной. Основой пита-ния были зерновые культуры - рожь, просо, овес, пше-ница, горох. Мясо готовили на большие праздники.На севере и в центре России собирали грибы и ягоды.
А.Корзухин.
Девичник.
Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С XVII в. венчание в церкви стало обязательным.
Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.
- Параграф № 11, читать и пересказывать.
- Таблица «Быт XVII века».
- Повторить параграфы № 4-11.
Сословия
Царь и его семья
Одежда
Бояре и дворяне
Еда
Посадский люд
Жилище
Развлече-ния
Крестьяне