учитель начальных классов.
Тема | Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К. |
Педагогическая цель | Создание условия для развития умения сопоставлять слоги и слова с буквами Г и К, связной речи, памяти. |
Тип урока | Решение частной задачи. Презентация. |
Планируемые результаты (предметные) | Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; различают парные по глухости – звонкости согласные звуки [г] –[ к] и [ г’] – [к’] в словах. |
Личностные результаты | Определяют границы собственного знания и «незнания» |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: регулируют собственную учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно). Познавательные: общеучебные – привлекают для решения учебной задачи имеющиеся знания из жизненного опыта; логические – осуществляют сравнение и сопоставление звуков [г] –[ к] и [ г’] – [к’] и букв Г и К. Коммуникативные: умеют задавать вопросы. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласные звуки [г] –[ к] и [ г’] – [к’], буква Г. Предложение, рассказ, скороговорка, загадки. |
Образовательные ресурсы | «Лента букв», «Блокнот подсказок» (индивидуально), карточки для самостоятельной работы и работы в паре. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Осуществляемые действия | Формируемые умения. |
1.Организация начала урока. | Школьный прозвенел звонок, Начинается урок. -Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? -Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу! | Приветствие учителя. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
2.Речевая разминка. Актуализация изученных знаний. | - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по сказочному городу Букв и отправимся в гости к его жителям. -Какие улицы города вы помните? -Пропоём песенку «гласных». | Берут блокнот-подсказок, открывают план-схему города Букв. Улица Гласных и улица Согласных. Поют: А-Я, Ы-И, У, О, Е. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению. |
3. Постановка учебной задачи. | -Свернём на улице Согласных в переулок Парных. -Какой домик мы заселили на прошлом уроке? Сформулируйте тему урока. | Читают: Б-П, Д-Т, З-С, В, Г-К. - Г-К. Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К. | Формулируют учебную задачу урока. |
4. Закрепление знаний и способов действий. 1.Характеристика букв по плану. | -Что мы знаем о буквах Г и К? -Что общего? | В блокноте находят «Блоки характеристики буквы» Согласные парные по глухости и звонкости. | Устанавливают сходство и различие в произнесении [г] –[ к] и [ г’] – [к’]. Дают характеристику букв со звуками. |
2. повторение знаний о звуках | Работа с сигнальными карточками. Игровой приём: «твёрдый-мягкий». - Я буду произносить слова, а вы поднимайте синюю карточку, если услышите твёрдые звуки [г], [к] и зелёную, если услышите мягкие звуки [к’] и [г’]. Фрукты, гири, грибы, конфеты. | Поднимают синюю или зелёную сигнальные карточки. | Развивают фонетический слух. |
3.Работа со слоговой таблицей. | - Прочитайте слоги. Самостоятельная работа. Раскрась нужным цветом. (Приложение 1) -Сопоставьте звуки [г] –[ к] и [ г’] – [к’]. -Сделайте вывод. | Читают слоги. -В слогах-слияниях га, го, гу – согласный звук [г] – звонкий, твёрдый, а в слогах-слияниях ка, ко, ку согласный звук [ к] – глухой твёрдый. Ги,ге – звук [ г’] –согласный звонкий, мягкий. Ки, ке – звук [к’] – согласный, глухой, мягкий. | Сопоставляют попарно слоги с буквами Г и К. Наблюдают за артикуляцией звонких согласных[г], [ г’] и глухих согласных–[ к], [к’] в парах. Устанавливают сходство и различие в произнесении [г] –[ к] и [ г’] – [к’]. Различают парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] –[ к] и [ г’] – [к’] в словах. |
Физкультминутка | Из-за парты тихо встали Все мы дружно зашагали Мы шагаем, мы шагаем Голову не опускаем Дышим ровно, глубоко, 1 – подняться, потянуться 2 – согнуться, разогнуться 3 – присесть 4 – встать 5 – руками помахать 6 – за парту тихо сесть | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | Активно участвуют в физкультминутке. |
4.Чтение столбиков слов. | ГА КА ГАЗ КОТ ГРАД КРОТ ГОРОД КАБАН ГЛОБУС КУБИКИ | Чтение слов каждого столбика в быстром темпе. | Чтение «пирамид» слов с парными согласными. |
5.Работа с текстом рассказа «Весна» (учебник, с 121) | -Прочитайте текст. Вспомните, что происходит в природе, когда наступает весна. -Рассмотрите внимательно схему. -Является, ли она схемой предложения? Почему? - К какому предложению она подходит? | Читают текст рассказа. - Нужно соединить фигурки-слова, т.к. в предложении все слова связаны между собой. На конце поставить точку, т.к. мысль закончена | Слушать текст в чтении учителя. Воспринимают на слух слова, которые помогают представить картину природы. Читают текст самостоятельно; находят и соотносят схему и предложение. |
Зрительная физкультминутка | Внимательно следите глазами за жителями цветочной поляны. | | Активно участвуют в физкультминутке. |
6. Игра «Весёлые звуки» | Чтение учителем стихотворения. Меж собой уже века Живут в согласье Г и К. И не впадает К в обиду, Когда её сменяет Г. Закончите предложение. Отрыл однажды крот В горе огромный … грот. Достал мешок костей И пригласил … гостей. Издалека шакал На пир к нему … шагал. Топтыгин шапку скинул – Шакал от страха …сгинул. … Свернулся ёж в клубок, Стал сон его … глубок. И закусив корой, Зайчишка под … горой. Чтоб отличится в играх, Плясал до боли в … икрах. По какой закономерности изменялись слова? | Слушают стихотворение.. Заканчивая фразы. В последнем слове первой строчки меняется буква К на Г или наоборот. | Дополнять слова по догадке так, чтобы получились новые слова, объяснять значение получившихся слов. Устанавливают закономерность. |
7. Составление предложений по картинке. | Работа в пар. Составьте предложения. Приложение 2. | Читают предложенные слова в предложениях. Придумывают предмет. Выбирают к нему подходящее действие и записывают предложение. В случае если в предмете встречаются незнакомые (ребёнку) буквы его можно нарисовать. | Составляют предложения по предложенной схеме и началу. Устанавливают причинно-следственные связи. Применяют правила работы в группе. Оценивают свою работу. |
8. Работа с «лентой букв». | -Найдите на «лентой букв» гласные буквы. -Назовите звонкие согласные буквы. -Назовите глухие согласные буквы. -Назовите парные согласные буквы. | Работают с «лентой букв», находят заданные буквы. | Осуществляют классификацию букв по заданным критериям. |
5. Рефлексивно-оценочный | Заполните таблицу. Проверьте себя и оцените свои достижения. Приложение 3. -Что ты хорошо знаешь и умеешь? Ставишь +. -Что тебе ещё предстоит освоить? Ставишь -. | Заполняют таблицу. Оценивая свои знания. | Отвечают на итоговые вопросы изученного материала . |
Раскрась буквы в слогах-слияниях нужным цветом.
Закончите предложения.
Заполните таблицу. Проверьте себя и оцените свои достижения.
1. «Азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина. УМК «Школа России».
2.Поурочное планирование. Начальная школа. «Школа России». Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению) 1 класс. Система уроков по учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. Автор – составитель Е.В. Кислякова., Волгоград, 2012г.
3.Занимательное азбуковедение. В.В. Волина, М. Просвещение. 1991г.