СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование блокнота-подсказок на уроке обучения грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К.»

Щербакова Любовь Алексеевна

МБОУ «СШ № 15»

учитель начальных классов.

Тема

Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К.

Педагогическая цель

Создание условия для развития умения сопоставлять слоги и слова с буквами Г и К, связной речи, памяти.

Тип урока

Решение частной задачи. Презентация.

Планируемые результаты

(предметные)

Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; различают парные по глухости – звонкости согласные звуки [г] –[ к] и [ г’] – [к’] в словах.

Личностные результаты

Определяют границы собственного знания и «незнания»

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: регулируют собственную учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно).

Познавательные: общеучебные – привлекают для решения учебной задачи имеющиеся знания из жизненного опыта;

логические – осуществляют сравнение и сопоставление звуков [г] –[ к] и [ г’] – [к’] и букв Г и К.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [г] –[ к] и [ г’] – [к’], буква Г. Предложение, рассказ, скороговорка, загадки.

Образовательные ресурсы

«Лента букв», «Блокнот подсказок» (индивидуально), карточки для самостоятельной работы и работы в паре.


Сценарий урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения.

1.Организация начала урока.

Школьный прозвенел звонок,

Начинается урок.

-Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

-Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.

А теперь – за работу!

Приветствие учителя.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2.Речевая разминка. Актуализация изученных знаний.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по сказочному городу Букв и отправимся в гости к его жителям.

-Какие улицы города вы помните?


-Пропоём песенку «гласных».



Берут блокнот-подсказок, открывают план-схему города Букв.

Улица Гласных и улица Согласных.

Поют: А-Я, Ы-И, У, О, Е.





Готовят артикуляционный аппарат к чтению.

3. Постановка учебной задачи.

-Свернём на улице Согласных в переулок Парных.

-Какой домик мы заселили на прошлом уроке?

Сформулируйте тему урока.


Читают: Б-П, Д-Т, З-С, В, Г-К.

- Г-К.


Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К.

Формулируют учебную задачу урока.

4. Закрепление знаний и способов действий.

1.Характеристика букв по плану.

-Что мы знаем о буквах Г и К?



-Что общего?

В блокноте находят «Блоки характеристики буквы»

Согласные парные по глухости и звонкости.

Устанавливают сходство и различие в произнесении [г] –[ к] и [ г’] – [к’]. Дают характеристику букв со звуками.

2. повторение знаний о звуках

Работа с сигнальными карточками. Игровой приём: «твёрдый-мягкий».

- Я буду произносить слова, а вы поднимайте синюю карточку, если услышите твёрдые звуки [г], [к] и зелёную, если услышите мягкие звуки [к’] и [г’].

Фрукты, гири, грибы, конфеты.

Поднимают синюю или зелёную сигнальные карточки.

Развивают фонетический слух.

3.Работа со слоговой таблицей.

- Прочитайте слоги.

Самостоятельная работа. Раскрась нужным цветом. (Приложение 1)

-Сопоставьте звуки [г] –[ к] и [ г’] – [к’].

-Сделайте вывод.

Читают слоги.

-В слогах-слияниях га, го, гу – согласный звук [г] – звонкий, твёрдый, а в слогах-слияниях ка, ко, ку согласный звук [ к] – глухой твёрдый. Ги,ге – звук [ г’] –согласный звонкий, мягкий. Ки, ке – звук [к’] – согласный, глухой, мягкий.

Сопоставляют попарно слоги с буквами Г и К. Наблюдают за артикуляцией звонких согласных[г], [ г’] и глухих согласных–[ к], [к’] в парах. Устанавливают сходство и различие в произнесении [г] –[ к] и [ г’] – [к’]. Различают парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] –[ к] и [ г’] – [к’] в словах.

Физкультминутка

Из-за парты тихо встали

Все мы дружно зашагали

Мы шагаем, мы шагаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко,

1 – подняться, потянуться

2 – согнуться, разогнуться

3 – присесть

4 – встать

5 – руками помахать

6 – за парту тихо сесть

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Активно участвуют в физкультминутке.

4.Чтение столбиков слов.

ГА КА

ГАЗ КОТ

ГРАД КРОТ

ГОРОД КАБАН

ГЛОБУС КУБИКИ

Чтение слов каждого столбика в быстром темпе.

Чтение «пирамид» слов с парными согласными.

5.Работа с текстом рассказа «Весна» (учебник, с 121)



-Прочитайте текст. Вспомните, что происходит в природе, когда наступает весна.

-Рассмотрите внимательно схему.


-Является, ли она схемой предложения? Почему?

- К какому предложению она подходит?



Читают текст рассказа.



- Нужно соединить фигурки-слова, т.к. в предложении все слова связаны между собой. На конце поставить точку, т.к. мысль закончена

Слушать текст в чтении учителя. Воспринимают на слух слова, которые помогают представить картину природы.

Читают текст самостоятельно; находят и соотносят схему и предложение.

Зрительная физкультминутка

Внимательно следите глазами за жителями цветочной поляны.


Активно участвуют в физкультминутке.


6. Игра «Весёлые звуки»

Чтение учителем стихотворения.

Меж собой уже века

Живут в согласье Г и К.

И не впадает К в обиду,

Когда её сменяет Г.

Закончите предложение.

Отрыл однажды крот

В горе огромный … грот.

Достал мешок костей

И пригласил … гостей.

Издалека шакал

На пир к нему … шагал.

Топтыгин шапку скинул

Шакал от страха …сгинул.

Свернулся ёж в клубок,

Стал сон его … глубок.

И закусив корой,

Зайчишка под … горой.

Чтоб отличится в играх,

Плясал до боли в … икрах.

По какой закономерности изменялись слова?

Слушают стихотворение.. Заканчивая фразы.


















В последнем слове первой строчки меняется буква К на Г или наоборот.


Дополнять слова по догадке так, чтобы получились новые слова, объяснять значение получившихся слов. Устанавливают закономерность.

7. Составление предложений по картинке.


Работа в пар. Составьте предложения. Приложение 2.


Читают предложенные слова в предложениях. Придумывают предмет. Выбирают к нему подходящее действие и записывают предложение. В случае если в предмете встречаются незнакомые (ребёнку) буквы его можно нарисовать.

Составляют предложения по предложенной схеме и началу. Устанавливают причинно-следственные связи.

Применяют правила работы в группе.

Оценивают свою работу.

8. Работа с «лентой букв».

-Найдите на «лентой букв» гласные буквы.

-Назовите звонкие согласные буквы.

-Назовите глухие согласные буквы.

-Назовите парные согласные буквы.

Работают с «лентой букв», находят заданные буквы.

Осуществляют классификацию букв по заданным критериям.

5. Рефлексивно-оценочный

Заполните таблицу. Проверьте себя и оцените свои достижения. Приложение 3.

-Что ты хорошо знаешь и умеешь? Ставишь +.

-Что тебе ещё предстоит освоить? Ставишь -.

Заполняют таблицу. Оценивая свои знания.

Отвечают на итоговые вопросы изученного материала .













Приложение 1.



Раскрась буквы в слогах-слияниях нужным цветом.





Приложение 2


Закончите предложения.


На лугу _____________ _______________ .




В лесу _______________ _______________ .


пасут


спит


бегает


растут





прыгает

играет

сидит


Приложение 3

Заполните таблицу. Проверьте себя и оцените свои достижения.


Ученик(ца) 1-б класса ____________________________________




Я знаю, чем звуки отличаются от букв.



Я умею различать гласные и согласные звуки.



Я умею различать твёрдые и мягкие согласные.



Я умею различать глухие и звонкие звуки.



Я умею ставить ударение в словах.



Я умею делить слова на слоги.



Я знаю русский алфавит.



Я умею составлять схему слова, предложения.



Я умею читать быстро и выразительно.



Я могу придумать рассказ и рассказать его.


Используемая литература:

1. «Азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина. УМК «Школа России».

2.Поурочное планирование. Начальная школа. «Школа России». Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению) 1 класс. Система уроков по учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. Автор – составитель Е.В. Кислякова., Волгоград, 2012г.

3.Занимательное азбуковедение. В.В. Волина, М. Просвещение. 1991г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!