СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ю. Коваль "Вода с закрытыми Глазами"

Просмотр содержимого документа
«Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»»


 Предмет:  Литературное чтение  в 3­  классе (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема: Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в «Музейный Дом»: рисунок В.Поленова «Заросший пруд» Хокку Ранрана

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Цель:

обозначить два основных направления первой главы:

    1. Человек не может и не должен быть одинок: самые ценные впечатления делаются еще более ценными, если ими можно поделиться;

    2. Надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, сопереживание его трудностям – это путь, к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать
      счастливыми окружающих.


Задачи:

1провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с об­щими героями - «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»: дети должны вспомнить и Нюрку (ученицу начальных классов), и героя-рассказчика (молодого писателя);

2. дети должны подтвердить, опираясь на текст, что герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею;

3. еще раз установить связь между рассказом Ю. Коваля и сти­хотворением И. Бунина «Листопад»: постараться, чтобы дети почув­ствовали, насколько быстротечна красота и как важно запечатлеть каждое ее мгновение;

4. постараться, чтобы дети отметили и подтвердили: герой очень серьезно относится к Нюркиным переживаниям; он видит, как трудно Девочке справиться с обрушившейся на нее неприятностью, и делает все, чтобы помочь ей;

Планируемые результаты

Предметные УУД – провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями - «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.

Метапредметные

Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;

Коммуникативные УУД: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;

Личностные УУД: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.


Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч, Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.

Содержание урока

I.Организационный момент. Мотивация

– Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем удачи.

Девиз нашего урока: Дом без книги – день без солнца. Слайд 1

2 Речевая разминка. Слайд 2

- На Земле корабли приземляются, на Луне луноход прилуняется.

- Съел Филимон с улыбкой лимон.

3 Проверка домашнего задания. ( Тесты)

II. Актуализация знании.

- Обратите внимание на название изучаемой главы. Слайд 3

- Чему мы будем учиться на уроке?

Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные дети , и у нас с вами всё получится.

- Прочитайте название темы сегодняшнего урока. Слайд 4

- Какие произведения Ю.Коваля мы уже изучали?

III. Анализ произведения:

  1. Работа с толковым словарем.

    1. Первичное чтение учителем.

    2. Назовите цели работы над 1 пунктом плана.

(Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль)

IV.Сравнительный анализ произведений.

Первый блок вопросов нацелен на сравнительный анализ двух рассказов Коваля с общими героями: «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами». Дети должны вспомнить и Нюрку, и героя-рассказчика. Мы уже выяснили, что Нюрка - девочка (очевидно, ученица начальных классов), а герой-рассказчик - мо­лодой писатель.

Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ.

- Обратимся к следующему условному обозначению. Озвучьте его.

Прочитаем вслух вопросы.

-Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы.

  1. - Прочитайте следующий вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34)

V.Выборочное чтение.

Следующий блок вопросов направлен на то, чтобы дети под­твердили: герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею. Отрывок из первой части рассказа дети уже рас­сматривали на уроке развития речи, поэтому им нетрудно будет ответить на вопросы учебника. Отсыл к «Листопаду» Бунина нель­зя игнорировать. Мы уже отсылали к этому рассказу Коваля, читая Бунина. Сейчас мы пытаемся установить связь между рассказом и стихотворением в обратном порядке. Главное, чтобы дети почувст­вовали, насколько быстротечна красота и как важно запечатлеть каждое ее мгновение. Бунин настойчиво повторяет слово «сего­дня», рассказывая о прекрасном осеннем дне. Коваль самим ходом повествования подчеркивает, насколько герой торопится, спешит полноценно прожить каждую минуту погожего осеннего дня, на­сколько много у него разнообразных впечатлений, полученных в лесу и в поле, на болоте и на опушке. Как важно герою все, что про­исходит вокруг: перед ним, вокруг него, над ним (в небе).

- Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение.

VI. Беседа по-прочитанному.

Очередной блок вопросов относится ко второй части рассказа. Сначала дети должны предположить, что случилось с Нюркой в школе. Поскольку школьники уже прочитали рассказ до конца, мно­гие из них стремятся к односложному ответу: Нюрка получила двойку. Важно, чтобы они поняли: Нюрка не просто переживает из-за двойки - она чем-то очень обижена.

- Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос.

-Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было?

- Кто помог вам справиться с чувством одиночества?

- Какую работу подсказывает нам следующее условное обозначение?

Школьникам предлагается обсудить две точки зрения: точку зрения Кости, которому поведение Нюрки кажется сомни­тельным («она грубит и капризничает») и точку зрения Маши, кото­рая защищает Нюрку, подмечая то, что Нюрка пытается сама спра­виться со своими неприятностями. Школьникам предлагается в тексте найти подтверждение Костиной точки зрения и мнения Ма­ши. Если с первым заданием они справляются довольно легка (отыскивая" проявления грубости: «Она даже не взглянула» на меня и не поздоровалась», «Не пойду. Так и умру здесь у ручья», «На твое дело» и т. д.), то второе задание требует более тщательной работы с текстом. Нужно вычитать то, что напрямую не выражено в словах: настроение, состояние Нюрки, ее стремление быть вежливой и то, что это не всегда получается, когда тебе очень плохо.

Нужно, чтобы дети с помощью учителя поняли, что Нюра отвечает все вопросы героя, которые касаются внешней стороны ее жизни: она говорит, что пьет воду, она говорит, что получила двойку, говорит, что не хочет идти домой. Она не отвечает лишь на вопросы, касающиеся каких-то ее очень глубоких переживаний, которыми она не готова поделиться.

-Что случилось с Нюркой в школе?

Выскажите свое мнение.

Выборочное чтение

- Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши.

- Найдите и прочитайте точку зрения Кости.

Теперь перечитайте точку зрения Маши.

Чьё мнение вам ближе и почему?

  1. Ну что же, каждый имеет право на свою точку зрения.

VII. Открытие нового.

Вопрос Анишит Йокоповны направлен на обсуждение четвертой часги рассказа. Нюркино открытие связано с тем, что Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу. Она не просто открыла замечательный вкус ключевой воды - она знает, как именно «вытащить» этот вкус наружу, и она может научить этому других. Это целый ритуал: закрыть глаза, пить воду маленькими глоточками, «прислушиваться» к своим вкусовым ощущениям. Герой-рассказчик смог научиться этому и почувствовал во вкусе воды запахи и голоса окружающей его природы.



-Прочитайте, какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна..

Подтвердите словами из текста.

Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.

Обратимся снова к вопросам учебника.

( Рассказ поделен …)

Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы.

Какая пара готова к ответу ?

- Есть ли другое мнение?

VIII. Анализ переживаний героя.

Последний блок вопросов касается третьей части рассказа. А в четвертой части обсуждается целебная сила природы (природа лечит не только физически, но и духовно: Нюрка именно к ручью идет за поддержкой и помощью, здесь хочет успокоиться и прийти в себя), то в третьей части речь идет о человеческом участии, которое необходимо каждому человеку в трудную минуту. Важно, чтобы дети заметили: герой очень серьезно относится к Нюркиным переживаниям, он не отшучивается, не бранит. Он старается доказать Нюрке, насколько она дорога ему и всем людям в деревне. Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти: сначала (во второй части) говорит, что «тогда» и он умрет, а затем (в третьей части) побуждает Нюрку представить, что будет с деревней, если они оба умрут. Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. «Давай уж поживем еще немного, а? А то деревню жалко», - предлагает девочке герой-рассказчик. Вот эта готовность быть рядом, разделить ее переживания и даже, ее участь успокаивает девочку, которая почему-то засомневалась в что она кому-нибудь нужна.

«Тебя все любят», - говорит герой девочке. «Ты - хороший человек,» - говорит он Нюрке. И эти волшебные, целебные слова воз­дают ей желание жить и наслаждаться жизнью.

Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее .

Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям)

- Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение)

Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу.

(Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) – Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)

- Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» - это готовность быть рядом , разделить переживания, участь – успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна.

IX Вывод.

Последний вопрос должен привести детей к выводу, что в жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить, и любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, также придает нам жизненные силы.

О чем говорит следующая пиктограмма ?

Прочитайте вопрос.

- Кто готов ответить?

Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.

-Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор)

-Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль.

Физкультминутка.

Встаньте , посмотрите в окно.

Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга»

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая - съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза.

Садитесь.

  1. Поход в «Музейный дом».

Анализ произведения. Слайд 5

Отвечая на вопрос, можно ли назвать пейзаж безлюдным, дети не должны ограничиваться замечанием, что на скамейке в глубине сидит дама, поэтому пейзаж нельзя назвать безлюдным. Присутствие дамы - это не единственное присутствие человека в этом тихом месте. Нужно отметить, что здесь есть сделанные кем-то мостки, что в левой части картины можно заметить лодку. Все это и делает место обитаемым.

1.Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана .

Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины)

Обратимся к условному обозначению.

О чем оно говорит? (Выскажи свое мнение. )

Прочитаем вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?)

( Место обитаемое , хотя заброшенное )

Работа с инструментами.

Если дети рассмотрят фигурку дамы в лупу, они обнаружат, что дама пожилая, что она, видимо, читает книгу, которую держит на коленях. Когда дети выделят фрагмент картины и дадут ему название, важно проследить, чтобы в названиях не фигурировало слово «пруд», поскольку пруда во фрагменте не будет видно. Фрагмент может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Названия могут быть разными: «Летний день», «В тени деревьев», «Тихая скамейка» и т.п.

Особенная красота уголка природы, которую изображает Василий Поленов, в его природном богатстве и его уединенности. Разнообразный растительный мир - деревья (серебристые ивы на берегу и пирамидальный серебристый тополь), камыш, цветущие травы, цветущие и отцветшие кувшинки - делает этот уголок природы привлекательным для глаза (здесь есть что рассматривать, есть чем любоваться). С другой стороны, это неяркая, неброская красота, более того, это красота заброшенного места (пруд - со стоячей водой; к берегу прибило ствол дерева, и никто его не убирает; мостками, видимо, давно никто не пользуется, поскольку в стоячем пруду не купаются, и т. д.). И в этой заброшенности есть своя прелесть: человеку, склонному побыть в одиночестве, поразмышлять, помечтать, отдохнуть от общения с другими людьми, должно понравиться это место. Это та естественная заброшенность и тишина, которая успокаивает душу. Облака дети должны обнаружить по их отражениям в воде пруда.

- Как художник создает впечатление тишины? Тихо - это значит безлюдно. Тихо - это еще и безветренно. В первом значении впечатление тишины создается с помощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной фигуркой дамы, которая располагается в уголке, в тени, в позе покоя и задумчивости. Во втором значении этого слова впечатление тишины создается за счет того, что вода изображается гладкой, стоячей, без единой морщинки. Побелевшие от времени мостки, опоры которых по­дгружены в стоячий пруд, также усиливают впечатление тишины и заброшенности этого красивого места. Как художник оттеняет впечатление тишины? С помощью изображения фигурки дамы, изображения лодки, ствола дерева, тех самых мостков, которые напоминают нам о том, что когда-то здесь было людно и шумно.

- Какая работа предстоит дальше? Прочитаем

- Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке?

( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях)

Озвучьте следующее задание. (Работа с рамкой.)

Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту.

( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие)

Работа в парах

Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах?

(Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться. Особенная красота уголка природы- в его природном богатстве и в его уединенности )

- С чем работаем дальше ? ( с рамкой)

- Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака? Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?

Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно

Синквейн

А как - с помощью каких предметов - художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?

( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)



Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши.

-Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке?

Как ты ответишь Мише?

- Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?

- А какое произведение вспомнилось тебе?

- Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?

(Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)

-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)

Вот в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы.

Слушаем музыку.

Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»

Слушаем музыку.

-Что почувствовали , слушая музыку?

Поделитесь впечатлениями.

Почему Анишит Йокоповна предложила именно эту музыку?

( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)

- Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту

Рефлексия: Что было самым важным на уроке?

Слайд.

В трудную минуту помогают:

1. Общение с природой

2. Произведения изобразительного искусства

3. Музыка

- Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.

Вдумайтесь в эти слова:

Всматривайтесь в привычное -

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое -

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое -

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в частицы -

И вы увидите целое.

Всматривайтесь в малое -

И вы увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь,

Вникайте, не проходите мимо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!