Предмет: Литературное чтение в 3 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема: Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в «Музейный Дом»: рисунок В.Поленова «Заросший пруд» Хокку Ранрана
Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир.
Цель:
обозначить два основных направления первой главы:
Человек не может и не должен быть одинок: самые ценные впечатления делаются еще более ценными, если ими можно поделиться;
Надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, сопереживание его трудностям – это путь, к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать
счастливыми окружающих.
Задачи:
1провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями - «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»: дети должны вспомнить и Нюрку (ученицу начальных классов), и героя-рассказчика (молодого писателя);
2. дети должны подтвердить, опираясь на текст, что герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею;
3. еще раз установить связь между рассказом Ю. Коваля и стихотворением И. Бунина «Листопад»: постараться, чтобы дети почувствовали, насколько быстротечна красота и как важно запечатлеть каждое ее мгновение;
4. постараться, чтобы дети отметили и подтвердили: герой очень серьезно относится к Нюркиным переживаниям; он видит, как трудно Девочке справиться с обрушившейся на нее неприятностью, и делает все, чтобы помочь ей;
Планируемые результаты
Предметные УУД – провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями - «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.
Метапредметные
Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;
Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;
Коммуникативные УУД: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
Личностные УУД: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.
Оборудование: литературное чтение Чуракова Н.А.- 1ч, Русский язык Чуракова Н.А. -2ч., мультимедийный проектор.
Содержание урока
I.Организационный момент. Мотивация
– Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем удачи.
Девиз нашего урока: Дом без книги – день без солнца. Слайд 1
2 Речевая разминка. Слайд 2
- На Земле корабли приземляются, на Луне луноход прилуняется.
- Съел Филимон с улыбкой лимон.
3 Проверка домашнего задания. ( Тесты)
II. Актуализация знании.
- Обратите внимание на название изучаемой главы. Слайд 3
- Чему мы будем учиться на уроке?
Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные дети , и у нас с вами всё получится.
- Прочитайте название темы сегодняшнего урока. Слайд 4
- Какие произведения Ю.Коваля мы уже изучали?
III. Анализ произведения:
Работа с толковым словарем.
Первичное чтение учителем.
Назовите цели работы над 1 пунктом плана.
(Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль)
IV.Сравнительный анализ произведений.
Первый блок вопросов нацелен на сравнительный анализ двух рассказов Коваля с общими героями: «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами». Дети должны вспомнить и Нюрку, и героя-рассказчика. Мы уже выяснили, что Нюрка - девочка (очевидно, ученица начальных классов), а герой-рассказчик - молодой писатель.
Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ.
- Обратимся к следующему условному обозначению. Озвучьте его.
Прочитаем вслух вопросы.
-Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы.
- Прочитайте следующий вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34)
V.Выборочное чтение.
Следующий блок вопросов направлен на то, чтобы дети подтвердили: герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею. Отрывок из первой части рассказа дети уже рассматривали на уроке развития речи, поэтому им нетрудно будет ответить на вопросы учебника. Отсыл к «Листопаду» Бунина нельзя игнорировать. Мы уже отсылали к этому рассказу Коваля, читая Бунина. Сейчас мы пытаемся установить связь между рассказом и стихотворением в обратном порядке. Главное, чтобы дети почувствовали, насколько быстротечна красота и как важно запечатлеть каждое ее мгновение. Бунин настойчиво повторяет слово «сегодня», рассказывая о прекрасном осеннем дне. Коваль самим ходом повествования подчеркивает, насколько герой торопится, спешит полноценно прожить каждую минуту погожего осеннего дня, насколько много у него разнообразных впечатлений, полученных в лесу и в поле, на болоте и на опушке. Как важно герою все, что происходит вокруг: перед ним, вокруг него, над ним (в небе).
- Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение.
VI. Беседа по-прочитанному.
Очередной блок вопросов относится ко второй части рассказа. Сначала дети должны предположить, что случилось с Нюркой в школе. Поскольку школьники уже прочитали рассказ до конца, многие из них стремятся к односложному ответу: Нюрка получила двойку. Важно, чтобы они поняли: Нюрка не просто переживает из-за двойки - она чем-то очень обижена.
- Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос.
-Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было?
- Кто помог вам справиться с чувством одиночества?
- Какую работу подсказывает нам следующее условное обозначение?
Школьникам предлагается обсудить две точки зрения: точку зрения Кости, которому поведение Нюрки кажется сомнительным («она грубит и капризничает») и точку зрения Маши, которая защищает Нюрку, подмечая то, что Нюрка пытается сама справиться со своими неприятностями. Школьникам предлагается в тексте найти подтверждение Костиной точки зрения и мнения Маши. Если с первым заданием они справляются довольно легка (отыскивая" проявления грубости: «Она даже не взглянула» на меня и не поздоровалась», «Не пойду. Так и умру здесь у ручья», «На твое дело» и т. д.), то второе задание требует более тщательной работы с текстом. Нужно вычитать то, что напрямую не выражено в словах: настроение, состояние Нюрки, ее стремление быть вежливой и то, что это не всегда получается, когда тебе очень плохо.
Нужно, чтобы дети с помощью учителя поняли, что Нюра отвечает все вопросы героя, которые касаются внешней стороны ее жизни: она говорит, что пьет воду, она говорит, что получила двойку, говорит, что не хочет идти домой. Она не отвечает лишь на вопросы, касающиеся каких-то ее очень глубоких переживаний, которыми она не готова поделиться.
-Что случилось с Нюркой в школе?
Выскажите свое мнение.
Выборочное чтение
- Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши.
- Найдите и прочитайте точку зрения Кости.
Теперь перечитайте точку зрения Маши.
Чьё мнение вам ближе и почему?
Ну что же, каждый имеет право на свою точку зрения.
VII. Открытие нового.
Вопрос Анишит Йокоповны направлен на обсуждение четвертой часги рассказа. Нюркино открытие связано с тем, что Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу. Она не просто открыла замечательный вкус ключевой воды - она знает, как именно «вытащить» этот вкус наружу, и она может научить этому других. Это целый ритуал: закрыть глаза, пить воду маленькими глоточками, «прислушиваться» к своим вкусовым ощущениям. Герой-рассказчик смог научиться этому и почувствовал во вкусе воды запахи и голоса окружающей его природы.
-Прочитайте, какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна..
Подтвердите словами из текста.
Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.
Обратимся снова к вопросам учебника.
( Рассказ поделен …)
Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы.
Какая пара готова к ответу ?
- Есть ли другое мнение?
VIII. Анализ переживаний героя.
Последний блок вопросов касается третьей части рассказа. А в четвертой части обсуждается целебная сила природы (природа лечит не только физически, но и духовно: Нюрка именно к ручью идет за поддержкой и помощью, здесь хочет успокоиться и прийти в себя), то в третьей части речь идет о человеческом участии, которое необходимо каждому человеку в трудную минуту. Важно, чтобы дети заметили: герой очень серьезно относится к Нюркиным переживаниям, он не отшучивается, не бранит. Он старается доказать Нюрке, насколько она дорога ему и всем людям в деревне. Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти: сначала (во второй части) говорит, что «тогда» и он умрет, а затем (в третьей части) побуждает Нюрку представить, что будет с деревней, если они оба умрут. Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. «Давай уж поживем еще немного, а? А то деревню жалко», - предлагает девочке герой-рассказчик. Вот эта готовность быть рядом, разделить ее переживания и даже, ее участь успокаивает девочку, которая почему-то засомневалась в что она кому-нибудь нужна.
«Тебя все любят», - говорит герой девочке. «Ты - хороший человек,» - говорит он Нюрке. И эти волшебные, целебные слова воздают ей желание жить и наслаждаться жизнью.
Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее .
Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям)
- Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение)
Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу.
(Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) – Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)
- Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» - это готовность быть рядом , разделить переживания, участь – успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна.
IX Вывод.
Последний вопрос должен привести детей к выводу, что в жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить, и любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, также придает нам жизненные силы.
О чем говорит следующая пиктограмма ?
Прочитайте вопрос.
- Кто готов ответить?
Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.
-Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор)
-Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль.
Физкультминутка.
Встаньте , посмотрите в окно.
Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга»
Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая - съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза.
Садитесь.
Поход в «Музейный дом».
Анализ произведения. Слайд 5
Отвечая на вопрос, можно ли назвать пейзаж безлюдным, дети не должны ограничиваться замечанием, что на скамейке в глубине сидит дама, поэтому пейзаж нельзя назвать безлюдным. Присутствие дамы - это не единственное присутствие человека в этом тихом месте. Нужно отметить, что здесь есть сделанные кем-то мостки, что в левой части картины можно заметить лодку. Все это и делает место обитаемым.
1.Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана .
Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины)
Обратимся к условному обозначению.
О чем оно говорит? (Выскажи свое мнение. )
Прочитаем вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?)
( Место обитаемое , хотя заброшенное )
Работа с инструментами.
Если дети рассмотрят фигурку дамы в лупу, они обнаружат, что дама пожилая, что она, видимо, читает книгу, которую держит на коленях. Когда дети выделят фрагмент картины и дадут ему название, важно проследить, чтобы в названиях не фигурировало слово «пруд», поскольку пруда во фрагменте не будет видно. Фрагмент может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Названия могут быть разными: «Летний день», «В тени деревьев», «Тихая скамейка» и т.п.
Особенная красота уголка природы, которую изображает Василий Поленов, в его природном богатстве и его уединенности. Разнообразный растительный мир - деревья (серебристые ивы на берегу и пирамидальный серебристый тополь), камыш, цветущие травы, цветущие и отцветшие кувшинки - делает этот уголок природы привлекательным для глаза (здесь есть что рассматривать, есть чем любоваться). С другой стороны, это неяркая, неброская красота, более того, это красота заброшенного места (пруд - со стоячей водой; к берегу прибило ствол дерева, и никто его не убирает; мостками, видимо, давно никто не пользуется, поскольку в стоячем пруду не купаются, и т. д.). И в этой заброшенности есть своя прелесть: человеку, склонному побыть в одиночестве, поразмышлять, помечтать, отдохнуть от общения с другими людьми, должно понравиться это место. Это та естественная заброшенность и тишина, которая успокаивает душу. Облака дети должны обнаружить по их отражениям в воде пруда.
- Как художник создает впечатление тишины? Тихо - это значит безлюдно. Тихо - это еще и безветренно. В первом значении впечатление тишины создается с помощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной фигуркой дамы, которая располагается в уголке, в тени, в позе покоя и задумчивости. Во втором значении этого слова впечатление тишины создается за счет того, что вода изображается гладкой, стоячей, без единой морщинки. Побелевшие от времени мостки, опоры которых подгружены в стоячий пруд, также усиливают впечатление тишины и заброшенности этого красивого места. Как художник оттеняет впечатление тишины? С помощью изображения фигурки дамы, изображения лодки, ствола дерева, тех самых мостков, которые напоминают нам о том, что когда-то здесь было людно и шумно.
- Какая работа предстоит дальше? Прочитаем
- Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке?
( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях)
Озвучьте следующее задание. (Работа с рамкой.)
Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту.
( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие)
Работа в парах
Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах?
(Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться. Особенная красота уголка природы- в его природном богатстве и в его уединенности )
- С чем работаем дальше ? ( с рамкой)
- Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака? Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?
Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно
Синквейн
А как - с помощью каких предметов - художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?
( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)
Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши.
-Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке?
Как ты ответишь Мише?
- Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?
- А какое произведение вспомнилось тебе?
- Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?
(Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)
-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)
Вот в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы.
Слушаем музыку.
Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»
Слушаем музыку.
-Что почувствовали , слушая музыку?
Поделитесь впечатлениями.
Почему Анишит Йокоповна предложила именно эту музыку?
( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)
- Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту
Рефлексия: Что было самым важным на уроке?
Слайд.
В трудную минуту помогают: |
1. Общение с природой |
2. Произведения изобразительного искусства |
3. Музыка |
- Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.
Вдумайтесь в эти слова:
Всматривайтесь в привычное -
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое -
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое -
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в частицы -
И вы увидите целое.
Всматривайтесь в малое -
И вы увидите великое.
Всматривайтесь, вслушивайтесь,
Вникайте, не проходите мимо!