СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на школьном МО. Тема «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда коррекционной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда

коррекционной школы

Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Разработан проект специального ФГОС, разработанный институтом коррекционной педагогики РАО. Проект СФГОС обращает особое внимание на формирование навыков жизненной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает актуальным внедрение в практику работы компетентностного подхода – совокупности приемов и способов обучения, направленных на формирование компетенций обучающихся. Метод проектов – один из способов реализации компетентностного подхода в образовании.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов успешно зарекомендовал себя в образовательных учреждениях. В настоящее время метод пректов вводят и учителя-логопеды. Кратко остановлюсь на особенностях работы с умственно отсталыми детьми.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить их в различных ситуациях. Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Логопед не должен осуществлять деятельность по коррекции речевых нарушений «в одного», необходимо привлекать к ней в качестве активных участников учителей и воспитателей, работающих с классом, в котором обучается ребенок-логопат, а также библиотекаря, педагога-психолога школы. Это позволит, с одной стороны, органично реализовать основные принципы коррекционной педагогики, с другой – повысит значимость у ребенка собственных достижений что, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на школьном МО. Тема «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда коррекционной школы»»

МКОУ «Уренская коррекционная школа - интернат»









Сообщение на школьном МО.

Тема

«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда

коррекционной школы»

















Выполнила учитель-логопед

УСКОШ-И VIII вида

А.В.Самоделкина











2015 год




Проектная деятельность в работе учителя-логопеда

коррекционной школы

Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Разработан проект специального ФГОС, разработанный институтом коррекционной педагогики РАО. Проект СФГОС обращает особое внимание на формирование навыков жизненной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает актуальным внедрение в практику работы компетентностного подхода – совокупности приемов и способов обучения, направленных на формирование компетенций обучающихся. Метод проектов – один из способов реализации компетентностного подхода в образовании.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов успешно зарекомендовал себя в образовательных учреждениях. В настоящее время метод пректов вводят и учителя-логопеды. Кратко остановлюсь на особенностях работы с умственно отсталыми детьми.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить их в различных ситуациях. Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Логопед не должен осуществлять деятельность по коррекции речевых нарушений «в одного», необходимо привлекать к ней в качестве активных участников учителей и воспитателей, работающих с классом, в котором обучается ребенок-логопат, а также библиотекаря, педагога-психолога школы. Это позволит, с одной стороны, органично реализовать основные принципы коррекционной педагогики, с другой – повысит значимость у ребенка собственных достижений что, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.

Оказать существенную помощь в решении этой проблемы, остающейся актуальной до сих пор, особенно для педагогов коррекционной может проектный метод. Каково же место проекта в воспитательно-образовательном процессе, работе учителя-логопеда в частности?

Любой проект предполагает получение конечного продукта и его презентацию, реализация многих проектов происходит и во внеурочное время. Поэтому важным условием достижения поставленной цели, получения ожидаемых результатов, предупреждения перегрузки обучающихся и педагогов является определения места предстоящего проекта в системе воспитательной работы. Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических и/или предметных недель, например: недели здоровья, экологии, русского языка, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, дню защитника Отечества, Новому году и т. д. При выборе темы, цели, задач предстоящего проекта необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, зоны актуального и ближайшего развития ребенка. Проект не должен быть самоцелью педагога. Целесообразнее использовать метод проектов на этапе закрепления речевых навыков у обучающихся-логопатов, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для обучающихся.

Структуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:

·  паспорт проекта - документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;

·  программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;

·  средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.

В отличие от проектов, реализуемых с нормально развивающимися обучающимися, проекты в коррекционных школах, безусловно, имеют ряд особенностей, среди которых - дозировка объема заданий, пошаговое сопровождение обучающихся педагогами. Темы распределяются не свободным выбором, как это было бы возможно в массовой школе, а с учетом возраста и тяжести дефекта обучающихся, в том числе речевого. Рассмотрим проект по этапам его реализации, хотя их границы весьма и весьма условны.

Первый этап проекта – постановка проблемы – осуществляется со всей группой обучающихся одновременно.

Следующие три этапа проекта осуществляются микрогруппами - два обучающихся под руководством учителя-логопеда или учителя русского языка (один педагог может возглавлять несколько групп, в этом случае их встречи происходят в разное время).


На втором этапе проекта - этапе проектирования деятельности - ребята решают, о чем конкретно они будут узнавать, сколько вопросов будут задавать, формулируют эти вопросы (устно и письменно), распределяют вопросы между собой. На этом этапе также возникают проблемные ситуации, например, как фиксировать ответы? Возможны несколько путей: запись на диктофон, видеосъемка, краткая запись на бумаге. Выбирается тот способ, который адекватен возрасту и особенностям детей, важно не давать им готового решения, поскольку именно процесс поиска решения особенно важен в методе пректа. Для отработки навыка важно уделить время на запись вопросов, само - и взаимопроверку выполненной работы, при необходимости – коррекцию написанного.

Третий этап условно обозначается как «поиск информации». Именно сейчас ребята выполняют основную часть своего задания. Исходя из особенностей восприятия и мышления обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, рекомендуется заранее познакомить учащихся с необходимой наглядностью

Оформление результатов (продукта) – следующий этап проекта - одно из самых сложных его звеньев. Порядок оформления результатов дифференцируется в зависимости от возможностей и возраста обучающихся. Для ребят начальных классов макет (рамка, заголовок, линование листа, приклеивание фотографий) газеты может быть подготовлен заранее, обучающиеся второй ступени, как правило, способны оформить его с частичной помощью педагога. Руководителем микрогруппы осуществляется тщательная работа над каждым ответом, полученным в ходе исследования: его содержание пересказывается обучающимся (второй ребенок дополняет, поправляет), затем ответ записывается, проверяется, редактируется и вновь переписывается.

Для презентации результатов - пятого этапа проекта - микрогруппы объединяются вновь. Презентация выполненной работы проводится многовариантно.

·  в формате стендовой экскурсии «журналисты» рассказывают о самых интересных фактах, которые стали им известны в ходе проекта (в этом случае необходимо заранее подготовить выступления);

·  ·  демонстрируется слайдовая презентация работы, комментарии даются одним из учеников или руководителей проекта и т. д.

Презентацией проект не заканчивается, предстоит еще один важный этап - рефлексия. При этом главное – остановка и фиксация внимания, факт рефлексии. Проектная деятельность как практическая деятельность школьников может стать основанием для приобретения опыта, но только может стать. Сам по себе проект не обеспечивает опыта: да, он расширяет возможности совершать действия, он увеличивает число происходящих событий, но все это не тождественно опыту. Само по себе проектирование не гарантирует приобретение опыта, осмысленного отношения ко всей совокупности проектных действий. А раз нет опыта, он не приобретен, проект остается случаем из жизни – приятным или неприятным, творческим или не очень. Поэтому в дополнение к собственно проектированию необходима организация специальной рефлексивной сессии – сбора проектной группы по обсуждению хода реализации проекта. Как правило, рефлексия проводится отдельно с группой обучающихся и группой педагогов, участвующих в проекте. Именно на этом этапе выявляются важнейшие точки развития проектного замысла, определяется степень достижения планируемых результатов.

Можно сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом специальной (коррекционной) школы VIII вида позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!