СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение. Возрастная анатомия и физиология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение. Возрастная анатомия и физиология»













Возрастная анатомия и физиология

































1.Характеристика возрастных периодов развития ребёнка: дошкольный возраст.

3-4 года

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Данный возраст является важнейшим периодом развития ребенка. Как раз в это время происходит самоосознание, становление личности, приобретение своего "Я". В возрастной периодизации этот период называется "Кризис 3-х лет".

В этом возрасте происходит отделение малыша от матери. Ребенок старается выполнить что-то самостоятельно. Главная фраза теперь: "Я сам". Конечно же, ребенок пытается выполнить задачу сам, но без помощи родителей или взрослых (воспитателей) не обойтись. Родители сейчас - основной элемент развития. Возраст 3-4 лет требует повышенного внимания к чаду. Ребенку нужны забота, поддержка, помощь, а самое главное, одобрение в первых, принятых ребенком самостоятельно, решениях.

По отношению к окружающему миру ребенок формирует свою собственную позицию. Характеризуется она осознанностью собственного поведения и интересом ко взрослому миру.

В этом возрасте дети могут воспринимать предмет, не обследуя его. Восприятие ребенка уже способно наиболее широко отражать действительность. Таким образом, к четырем годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление. Огромнейшее значение в развитии такого мышления играет воссоздание образов, которые черпаются из прослушивания стихотворений, русских народных сказок, рассказов взрослых; чем шире кругозор ребенка, тем лучше развивается образное мышление.

Память ребенка, характеризующая рассматриваемый возраст, отличается образностью и является непроизвольной. Сейчас хорошо запоминается то, что было очень интересно и эмоционально окрашено. Но, то, что запоминается, сохраняется надолго. Но ребенок еще не способен долгое количество времени удерживать внимание на каком-либо предмете, быстро переключается с одной на другую деятельность.

В данный период развития эмоциональное состояние ребенка все так же зависит от физического комфорта. Так же на настроение теперь начинают влиять взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Все характеристики, по отношению к другим людям, субъективны. Но, все-таки, эмоционально здоровый дошкольник весьма оптимистичен. Сейчас ребенок овладел действиями с предметом. Хорошо различает формы: треугольник, квадрат, круг. Умеет объединять предметы по признакам формы, может сравнить их по размеру (по ширине, длине и высоте). Ребенок стремится к самостоятельности, осваивает технику гигиены и самообслуживания. Он очень гордится своими достижениями.

Ребенок в 3-4 года отличается высокой речевой активностью. Словарный запас составляет примерно 1000-2000 слов, по мере развития от трех к четырем годам. Ребенок отличается проявлением живого интереса ко всему, что его окружает. Запас представлений постоянно пополняется. Присматривается к поведению и действиям взрослых, а также подражает им. Теперь ему присущи высокая эмоциональность и самостоятельность в действиях, которая обязательно должна подкрепляться положительной оценкой старших. В этом возрасте (3-4 года) ребенок активен и жизнерадостен, очень любопытен и готов к хорошим поступкам. Его детское сердце полно счастья и добра!

4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной.

Ребенок 4–5 лет всё ещё не осознаёт социальные нормы и правила поведения, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья, ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Поведение в некоторых ситуациях всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие с взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола.

В течение среднего дошкольного периода значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

5-7 лет

В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа. Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно. Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.

В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по-правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается. Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно. Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.

К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.

Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.

2.Осанка и факторы, ее определяющие. Нарушение осанки. Сколиоз, плоскостопие, их профилактика.

Осанка. Нормальная осанка.

Под осанкой понимают привычную вертикальную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия. Осанка - одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.

Признаки правильной осанки

Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом голова держится прямо: линия, проведенная через наружный слуховой проход и нижний край глазницы горизонтальна; плечевые суставы разведены; надплечья на одном уровне; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем симметричны; живот подтянут; ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Грудная клетка не имеет западений и выпячиваний, симметрична относительно средней линии; лопатки симметричны, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке; треугольники талии симметричны. Позвоночник не имеет патологических изгибов, величина физиологических изгибов и угол наклона таза в пределах возрастной нормы. Отвес, опущенный от основания черепа, проходит вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецируется на опору посредине между пятками. Отвес, опущенный от нижнего угла лопатки, проходит через центр подъягодичной складки, центр подколенной ямки и проецируется на опорную поверхность на уровне центра пятки.

Факторы, определяющие осанку. Осанку определяют многие факторы, перечислю наиболее значительные:

Длина и форма конечностей. Для правильной осанки необходимо чтобы длина и форма ног были одинаковы, поскольку даже при небольшой разнице в функциональной длине конечностей не может быть правильного положения тазовых костей и крестца. Крестец - это основание позвоночника, на нем базируются все остальные отделы. Поэтому даже небольшое отклонение крестца от правильного положения ведет к значительным изменениям положения верхних отделов позвоночника.

 Угол наклона таза - угол, образуемый горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. В норме у женщин этот угол равен 55-60 градусам, у мужчин - 50-55 градусам. Величина этого угла во многом определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.

Положение и форма позвоночника. В норме позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости: грудной и крестцово-копчиковый кифозы, поясничный и шейный лордозы. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет;

Положение лопаток. В норме лопатки расположены симметрично, на всем протяжении равномерно прилегают к грудной клетке.

Степень развития мускулатуры. В настоящее время известно две системы поперечнополосатых мышц. Они различаются между собой тем, что одни склонны к повышению тонуса и укорочению, а другие - к гипотонии и увеличению длины. К первым относятся: икроножная, прямая бедра, подвздошно-поясничная, напрягающая широкую фасцию бедра, задняя группа бедра, грушевидная, разгибатели спины, грудинная часть большой грудной, поднимающая лопатку и некоторые мышцы верхних конечностей. Ко вторым относятся: большие, средние, малые ягодичные, широкие головки четырехглавой мышцы бедра, передняя большеберцовая, малоберцовые, мышцы брюшного пресса, нижние фиксаторы лопаток, поверхностные и глубокие сгибатели шеи. У детей дошкольного возраста на мышцы приходится 21-25% массы тела, у взрослого - 35 - 40% и более. Поэтому даже небольшие отклонения от оптимальных значений мышечного тонуса приводят у детей к значительным нарушениям осанки.

Наличие хронических болезней. Любое хроническое заболевание сопровождается появлением защитного напряжения мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением дыхательного стереотипа или принятием вынужденного положения. Это тоже нарушает осанку.

Нарушение осанки – это устойчивое отклонение туловища от нормального положения. Сопровождается усилением или сглаживанием физиологических изгибов позвоночника. Не является болезнью в отличие от сколиоза и патологического кифоза, однако в определенном смысле может рассматриваться, как состояние предболезни, поскольку существенно увеличивает вероятность развития целого ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Сколиоз – стойкое искривление позвоночника вбок относительно своей оси (во фронтальной плоскости). 

Сколиоз – это сложная стойкая деформация позвоночника, сопровождающаяся, в первую очередь искривлением в боковой плоскости с последующим скручиванием позвонков и усилением физиологических изгибов позвоночника. 

Основным опасным возрастам для развития сколиоза с уверенностью можно назвать детский и подростковый. Существуют общие рекомендации по профилактике сколиоза.

  • Еще во время беременности будущим мамам необходимо правильное питание, богатое витаминами и микроэлементами (особенно кальцием и фосфором), отсутствие переутомлений и активный образ жизни, которые очень полезны для ребенка.

  • Новорожденные и маленькие дети должны как можно больше двигаться, нужно с детства приучить их выполнять физические упражнения.

  • Каждому человеку на протяжении всей жизни необходим сбалансированный рацион питания, который содержит полезные вещества, принимающие важную роль в формировании позвоночника, правильной осанки и нормальном развитии внутренних органов.

Профилактика сколиоза у детей

Профилактика сколиоза должна занимать у родителей важное место. Нужно следить за тем, чтобы выполнялись следующие основные правила:

  • Не сажать грудного ребенка раньше того момента, когда он сам сможет это сделать.

  • Ежедневно нужно совершать прогулки с малышом вне зависимости от погоды, чтобы насыщать его организм витамином Д, который вырабатывается под воздействием ультрафиолета и необходим для нормального формирования костей.

  • Профилактика сколиоза у новорожденных предусматривает сон на специальном ортопедическом матрасе.

  • Следите за тем, чтобы у ребенка была правильная осанка, и он не сутулился.

  • Правильно оборудуйте рабочее место школьника согласно его возрасту и росту. Расстояние между столом и глазами не должно быть менее 30 см.

  • Портфель или рюкзак должен быть с двумя лямками и не очень тяжелым.

  • Займите детей спортом. Любая физическая активность положительно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, мышц и внутренних органов.

Профилактика сколиоза у взрослых

Патологическое искривление позвоночника возможно и у взрослых. Профилактика сколиоза для людей старшего возраста включает следующие моменты:

  • Нужно вести здоровый образ жизни и уделять внимание физическим нагрузкам. При постоянной работе стоя или сидя следует периодически менять позиции и находить время для небольшого перерыва и выполнения легких упражнений. Помните о том, что постоянно сгорбленное состояние может привести к искривлению позвоночника. Следите за тем, чтобы Ваше рабочее место было правильно оборудовано, хорошо освещено и чтобы не нужно было подолгу находиться в неудобной позе.

  • Находите время для активного отдыха. Упражнения на турнике и плавание помогают мышцам находиться в тонусе и иметь красивую осанку.

  • Старайтесь питаться продуктами, богатыми полезными веществами.

Плоскосто́пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Различают первоначальное, вторичное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.

Для коррекции плоскостопия используют следующие методики:

  1. Массаж. Один из самых приятных и эффективных методов профилактики и лечения заболевания. Для получения желаемого результата необходимо, чтобы сеансы были регулярными и длительными. Делать массаж должен опытный специалист с большим практическим опытом работы с детьми. Во время процедуры массируется не только стопа, но и вся нижняя конечность. В домашних условиях массаж можно делать при помощи специальных приспособлений (валики, шарики, массажный коврик).

  2. Ношение удобной обуви. Она должна быть изготовлена из натуральных материалов, на небольшом каблуке. Внутри должна быть специальная стелька, которая приподнимает свод стопы. При этом обувь не должна быть узкой или чересчур свободной.

  3. Закаливание. При контакте с холодом сосуды подошвы начинают рефлекторно сжиматься, а при контакте с теплом разжиматься. Таким образом, закаливание позволяет держать мышечную систему стоп в тонусе.

  4. Использование специальных массажеров. Обычно это деревянные устройства с шипами, закрепленные на оси, которые необходимо вращать ногами. Можно поставить такой массажер под стол, чтобы ребенок пользовался им, когда делает уроки или рисует.



3.Сенсорные системы мозга, их значение. Учение И.П. Павлова об анализаторах.

Сенсо́рная систе́ма — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.

В сенсорную систему входит:

  1. Зрительный анализатор;

  2. Слуховой анализатор;

  3. Кожный анализатор;

  4. Мышечный анализатор;

  5. Обаятельная система;

  6. Вкусовая система;

  7. Вестибулярная система;


Поведение человека и животных зависит от восприятия окружающего мира через органы чувств.

В философии начала XIX в. возникло течение, которое называлось фи­зиологический идеализм. Основоположник этого учения Мюллер утверждал, что независимо от раздражителя рецепторы органов чувств воспринимают информацию однотипно, то есть восприятие окружающего мира не соответ­ствует действительности.

Гельмгольц считал, что все предметы воспринимаются в виде иерогли­фов, символов.

Однако создать четкое учение о восприятии окружающего мира спе­циализированными структурами при участии органов чувств удалось только И.П. Павлову.

Согласно его представлениям вся информация о состоянии окружаю­щего и внутреннего мира организма поступает через специализированные структурно-функциональные образования - анализаторы.

Анализатор — это совокупность рецепторов и нейронов мозга, участ­вующих в обработке информации о сигналах внешнего и внутреннего мира и в получении представления о них.

Согласно теории И.П. Павлова все анализаторы состоят из следующих отделов:

• периферического,

• проводникового,

• центрального, или коркового.

Периферический отдел анализатора, представленный рецепторами ор­ганов чувств или внутренних органов, способствует превращению сенсорно­го сигнала в электрический процесс.

Проводниковый отдел образован чувствительными нервами и нервны­ми трактами и обеспечивает первичную обработку информации и передачу ее в высшие отделы нервной системы.

Центральный, или корковый, отдел анализатора, располагающийся в коре больших полушарий переднего мозга, производит окончательную обра­ботку информации и образует ощущения.

Характерная особенность анализатора как сенсорного канала заклю­чается в специфичности его настройки на определенный раздражитель и в относительном постоянстве этой настройки, являющейся врожденной. В наибольшей степени этим качеством обладают периферические рецепторы, состоящие из множества единичных образований, что позволяет дробить внешние факторы па весьма малые составляющие для их точной и объектив­ной оценки.

Строение и классификация рецепторов. Рецепторы — это конечные специализированные образования, предна­значенные для трансформации энергии различных видов раздражителей в специфическую активность нервной системы.

Рецепторные клетки отличаются от других клеток организма рядом по­казателей:

• энергия раздражителя для них - это лишь стимул к запуску процес­сов, совершаемых за счет собственной энергии клетки;

• рецепторная клетка обладает на выходе электрической энергией, ко­торая обязательно передается другим клеткам.

Основная структурная единица рецепторных аппаратов является клет­ка, снабженная подвижными волосками, или ресничками. Благодаря их авто­матическим движениям происходит непрерывный поиск адекватного стиму­ла и обеспечиваются наилучшие условия для взаимодействия с ним.

В некоторых случаях раздражение воспринимается не ресничками, а клеткой в целом (хеморецепция). Для рецепторов кожи, внутренних органов и мышц участки преобразования воздействия находятся в окончании нервных волокон.

Классификации рецепторов

1. По характеру взаимодействия:

• экстерорецепторы, как правило, представлены высокоспециализиро­ванными образованиями;

• интерорецепторы - рецепторы внутренних органов;

• проприорецепторы - разновидность интерорецепторов - рецепторы опорно-двигательного аппарата.

2. По модальности, то есть по форме образуемой энергии, раздражителя:

• механорецепторы представлены периферическими отделами соматиче­ской, скелетно-мышечной, слуховой и вестибулярной сенсорных сис­тем;

• терморецепторы, представленные рецепторами кожи, внутренних ор­ганов и термочувствительными нейронами;

• хеморецепторы - это структуры периферических отделов обонятельной и вкусовой сенсорных систем;

• фоторецепторы образования зрительной сенсорной системы; электрорецепторы, воспринимающие колебания электромагнитного поля;

• ноцицептивные рецепторы — воспринимающие болевые ощущения.

3. По структурным особенностям. Все рецепторы обладают избирательной чувствительностью к адекватным раздражителям.

• первичные (первично чувствующие). Действие адекватного стимула осуществляется па периферический отросток сенсорного нейрона (тка­невые рецепторы, проприорецепторы, терморецепторы, обонятельные клетки);

• вторичные (вторично чувствующие). Между окончаниями сенсорного нейрона и точкой приложения стимула располагается дополнительная специализированная (рецептирующая) клетка ненервного происхожде­ния. Возбуждение, возникающее в рецептирующей клетке, через си­напс поступает на сенсорный нейрон (волосковые клетки внутреннего уха, рецепторы вкусовых луковиц и фоторецепторы).









































4.Сердечно-сосудистая система. Анатомическое строение сердца. Свойства сердечной мышцы, автоматия, сердечный цикл. Регуляция сердечной деятельности. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Структурно- функциональные особенности сердца у детей в различные возрастные периоды (положение, строение, размеры, ЧСС, длительность сердечного цикла).

Сердечно-сосудистая система человека (кровеносная - устаревшее название) – это комплекс органов, обеспечивающих снабжение всех участков организма (за небольшим исключением) необходимыми веществами и удаляющих продукты жизнедеятельности. Именно сердечно-сосудистая система обеспечивает все участки тела необходимым кислородом, а потому является основой жизни.

Сердечная мышца, как и всякая другая мышца, обладает рядом физиологических свойств: возбудимостью, проводимостью, сократимостью, рефрактерностью и автоматией. Возбудимость — это способность кардиомиоцитов и всей сердечной мышцы возбуждается при действии на нее механических, химических, электрических и других раздражителей, что находит свое применение в случаях внезапной остановки сердца. Сердечная мышца, как и всякая другая мышца, обладает рядом физиологических свойств: возбудимостью, проводимостью, сократимостью, рефрактерностью и автоматией. 

Сердечный цикл — это систола и диастола сердца, периодически повторяющиеся в строгой последовательности, т.е. период времени, включающий одно сокращение и одно расслабление предсердий и желудочков. В цикличном функционировании сердца различают две фазы: систолу (сокращение) и диастолу (расслабление). Весь сердечный цикл продолжается 0,8 сек.

Регуляция деятельности сердца

Условно их можно разделить на 2 группы:

1. внутрисердечные

2. внесердечные, или экстракардиальные.

Внутрисердечные механизмы регуляции

Эти механизмы делятся на 3 группы:

1. внутриклеточные

2. гемодинамические (гетеро- и гомеометрические)

3. внутрисердечные периферические рефлексы.

Внутриклеточные механизмы регуляции имеют место, например, у спортсменов. Регулярная мышечная нагрузка приводит к усилению синтеза сократительных белков миокарда и появлению так называемой рабочей (физиологической) гипертрофии – утолщению стенок сердца и увеличению его размеров. Так, если масса нетренированного сердца составляет 300 г, то у спортсменов она увеличивается до 500 г.

Гемодинамические, или миогенные, механизмы регуляции обеспечивают постоянство систолического объема крови. Сила сокращений сердца зависит от его кровенаполнения, т. е. от исходной длины мышечных волокон и степени их растяжения во время диастолы. Чем больше растянуты волокна, тем больше приток крови к сердцу, что приводит к увеличению силы сердечных сокращений во время систолы – это «закон сердца» (закон Франка- Стерлинга). Такой тип гемодинамической регуляции называется гетерометрическим.

Другой тип миогенной саморегуляции работы сердца – гомеометрический не зависит от исходной длины кардиомиоцитов. Сила сердечных сокращений может возрастать при увеличении частоты сокращений сердца. Чем чаще оно сокращается, тем выше амплитуда его сокращений («лестница» Боудича). При повышении давления в аорте до определенных пределов возрастает противонагрузка на сердце, происходит увеличение силы сердечных сокращений (феномен Анрепа).

Внутрисердечные периферические рефлексы относятся к третьей группе механизмов регуляции. В сердце независимо от нервных элементов экстракардиального происхождения функционирует внутриорганная нервная система, образующая миниатюрные рефлекторные дуги, в состав которых входят афферентные нейроны, дендриты которых начинаются на рецепторах растяжения на волокнах миокарда и коронарных сосудов, вставочные и эфферентные нейроны (клетки Догеля I, II и III порядка), аксоны которых могут заканчиваться на миокардиоцитах, расположенных в другом отделе сердца. Так, увеличение притока крови к правому предсердию и растяжение его стенок приводит к усилению сокращения левого желудочка. Этот рефлекс можно заблокировать с помощью, например, местных анестетиков (новокаина) и ганглиоблокаторов (беизогексония).

Эфферентный нейрон внутрисердечной рефлекторной дуги может быть общим с эфферентным нейроном парасимпатического нерва (п. vagus), который иннервирует сердечную мышцу. Внесердечные (эстракардиальные) механизмы регуляции Эти механизмы также работают по рефлекторному принципу, в них главную роль играют парасимпатическая нервная система (п. vagus) и симпатическая нервная система (n. sympaticus).

Рефлекторная дуга экстракардиального рефлекса начинается от механорецепторов предсердий – А-рецепторов, реагирующих на сокращение мускулатуры предсердий и их напряжение, и Врецепторов, возбуждающихся в конце систолы желудочков и реагирующих на пассивное растяжение мускулатуры предсердий (увеличение внутрисердечного давления). От этих рецепторов начинаются афферентные пути, которые представлены миелинизированными волокнами, идущими в составе блуждающего нерва.

Другая группа афферентных нервных волокон отходит от свободных нервных окончаний густого субэндокардиального сплетения безмякотных волокон, находящихся под эндокардом. Они идут в составе симпатических нервов. Афферентные волокна, идущие в составе блуждающего нерва, достигают продолговатого мозга, где находится центр блуждающего нерва. Его называют ингибирующим сердечным центром, в нем расположены первые, или преганглионарные, нейроны, регулирующие работу сердца. Аксоны этих нейронов, составляющих блуждающий нерв, достигают сердца, в их окончаниях выделяется ацетилхолин, который через Н-холинорецепторы передает возбуждение на интрамуральный нейрон, или ганглий. В нем находится второй нейрон – постганглионарный, аксон которого иннервирует проводящую систему сердца и коронарные сосуды, контактируя с М – холинорецепторами. Волокна правого блуждающего нерва иннервируют синоатриальный узел, левого – атриовентрикулярный. Блуждающий нерв не иннервирует желудочки.

Кровяно́е давле́ние — давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов, иначе говоря, превышение давления жидкости в кровеносной системе над атмосферным. Один из показателей жизненно важных функций и биомаркеров.

Структурно- функциональные особенности сердца у детей в различные возрастные периоды (положение, строение, размеры, ЧСС, длительность сердечного цикла).

Сердечно-сосудистая система новорожденного

С кардиосистемой только что появившегося на свет малыша все не так, как у взослого человека: сердце расположено иначе, гораздо выше, из-за приподнятой диафрагмы; его форма напоминает шар, а ширина чуть больше длины; левый и правый желудочек имеет одинаковую толщину стенок; в процентном соотношении к массе тела, у грудничка сердце весит вдвое больше, чем сердце взрослого, около 0,9%; в среднем артериальное давление составляет 75 мм рт.ст.; полный круг кровь проходит по телу новорожденного за 12 секунд.

Сердечно-сосудистая система новорожденного развивается особенно интенсивно в первый год жизни, а сердце усиленно растет: в 8 месяцев сердце ребенка весит вдвое больше, чем при рождении; к 12 месяцам артериальное давление малыша достигает максимальных величин 100 мм рт.ст.

Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы дошкольника и школьника: большие изменения происходят с сердцем ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы в этот период жизни малыша связаны с усиленным физическим развитием, скачками роста и веса. Происходит рост ключевого органа кардиосистемы, сердца: к 3 годам его масса утраивается в сравнении с весом при рождении; в 5 лет оно весит уже в 4 раза больше; в 6 лет – в 11. Уменьшается число сердечных сокращений: у новорожденного, в среднем, фиксируют 120 сокращений в минуту; у ребенка к 4 годам их число снижается до 100; после 7 лет обычно сердце ребенка бьется с частотой 75 ударов в минуту. У дошкольников 5 лет артериальное давление обычно достигает максимального значения 104 мм рт.ст., и эта величина сохраняется, как правило, до 8 лет. Хотя наблюдаются значительные колебания, которые в большинстве случаев не являются симптомами патологии, а могут быть связаны с эмоциональными факторами, двигательной активностью и т.п.

Сердечно-сосудистая система подростков: в период полового созревания, формируется организм и здоровье, с которым предстоит жить во взрослом возрасте. Стремительно меняется и сердечно-сосудистая система подростков. Она тоже «дозревает»: сердце замедляет скорость роста и достигает размеров взрослого человека; причем у девочек оно растет несколько иначе в период протуберанта, чем у мальчиков, иногда опережая, но к 16 годам у представителей сильного пола все же сердце становится тяжелее; к 16 года максимальное значение артериального давления может достигать 134 мм рт.ст., при этом возможны большие скачки давления, которые обычно являются не следствием болезни сердца, а лишь проявлением реакции на стресс; к 14 годам кровь совершает полный круг по организму подростка за 18,5 секунд.





5.Надпочечники. Строение. Соотношение мозгового и коркового вещества в различном возрасте. Влияние гормонов коры на обмен веществ и половое созревание. Гормоны мозгового слоя.

Надпо́чечники (лат. glandulae suprarenales) — парные эндокринные железы, расположенные над верхней частью почек позвоночных животных и человека. У человека расположены в непосредственной близости к верхнему полюсу каждой почки.

Развитие надпочечников проходит в несколько этапов.

Закладка корковой части появляется на 5-й неделе внутриутробного периода в виде утолщений целомического эпителия. Эти эпителиальные утолщения собираются в компактное интерреналовое тело, - зачаток первичной (фетальной) коры надпочечников. С 10-й недели внутриутробного периода клеточный состав первичной коры постепенно замещается и дает начало дефинитивной коре надпочечников, окончательное формирование которой происходит в течение первого года жизни.

Мозговая часть надпочечников закладывается у зародыша человека на 6-7-й неделе внутриутробного периода. Из общего зачатка симпатических ганглиев, располагающегося в аортальной области, выселяются нейробласты.

Корковое вещество надпочечников

Корковые эндокриноциты образуют эпителиальные тяжи, ориентированные перпендикулярно к поверхности надпочечника. Промежутки между эпителиальными тяжами заполнены рыхлой соединительной тканью, по которой проходят кровеносные капилляры и нервные волокна, оплетающие тяжи.

В коре надпочечника имеются три основные зоны: клубочковая, пучковая и сетчатая. В них синтезируются и выделяются различные группы кортикостероидов - соответственно: минералокортикоиды, глюкокортикоиды и половые стероиды

Поверхностная, клубочковая зона образована мелкими корковыми эндокриноцитами, которые формируют округлые арки - "клубочки".

В клубочковой зоне вырабатываются минералокортикоиды, главным из которых является альдостерон.

Основная функция минералокортикоидов - поддержание гомеостаза электролитов в организме. Минералокортикоиды влияют на реабсорбцию и экскрецию ионов в почечных канальцах. В частности, альдостерон увеличивает реабсорбцию ионов натрия, хлора, бикарбоната и усиливает экскрецию ионов калия и водорода.

Между клубочковой и пучковой зонами располагается узкая прослойка мелких малоспециализированных клеток. Она называется промежуточной. Предполагается, что размножение клеток данной прослойки обеспечивает пополнение и регенерацию пучковой и сетчатой зон.

Средняя, пучковая зона занимает среднюю часть эпителиальных тяжей и наиболее выражена. Тяжи клеток разделены синусоидными капиллярами. Корковые эндокриноциты этой зоны крупные, оксифильные, кубической или призматической формы. В цитоплазме этих клеток содержится большое количество липидных включений, хорошо развита гладкая ЭПС, митохондрии имеют характерные тубулярные кристы.

В пучковой зоне вырабатываются глюкокортикоидные гормоны: кортикостерон, кортизон и гидрокортизон (кортизол). Они влияют на метаболизм углеводов, белков и липидов и усиливают процессы фосфорилирования.

Третья, сетчатая зона коры надпочечников. В ней эпителиальные тяжи разветвляются, формируя рыхлую сеть.

В сетчатой зоне вырабатываются половые стероидные гормоны, имеющие андрогенное действие. Поэтому опухоли коры надпочечников у женщин нередко оказываются причиной вирилизма (развития вторичных половых признаков мужского пола, в частности роста усов и бороды, изменения голоса).

Мозговое вещество надпочечников

Мозговое вещество отделено от коркового вещества тонкой прерывистой прослойкой соединительной ткани. В мозговом веществе синтезируются и выделяются гормоны "острого" стресса - катехоламины, - т.е. адреналин и норадреналин.

Эта часть надпочечников образована скоплением сравнительно крупных клеток округлой формы - хромаффиноцитов, или феохромоцитов, между которыми находятся особые кровеносные сосуды - синусоиды.

Возрастные изменения в надочечниках

Кора надочечников у человека достигает полного развития в возрасте 20-25 лет, когда соотношение ширины ее зон (клубочковой к пучковой к сетчатой) приближается к значению 1:9:3. После 50 лет ширина коры начинает уменьшаться. В корковых эндокриноцитах постепенно уменьшаются количество липидных включений, а соединительнотканные прослойки между эпителиальными тяжами утолщаются. После 40 лет отмечается некоторая гипертрофия хромаффиноцитов, но лишь в преклонном возрасте в них наступают атрофические изменения, ослабевает синтез катехоламинов, а в сосудах и строме мозгового вещества обнаруживаются признаки склероза.

Васкуляризация. У мозгового и коркового вещества надпочечника имеется общее кровоснабжение. Артерии, входящие в надпочечник, разветвляются на артериолы, образующие густую субкапсулярную сеть, от которой отходят капилляры, снабжающие кровью кору. Их эндотелий фенестрирован, что облегчает поступление кортикальных стероидных гормонов из корковых эндокриноцитов в ток крови. Из сетчатой зоны капилляры вступают в мозговую часть, где принимают вид синусоидов и сливаются в венулы, которые переходят ввенозное сплетение мозгового вещества.

Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормоны адреналин, норадреналин, дофамин (катехоламины). Мозговое вещество является основным источником катехоламинов в организме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!