СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: "Особенности работы классного руководителя с социально-неадаптированными (дезадаптированными) детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на тему "Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя"Сообщение на тему "Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя"

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Особенности работы классного руководителя с социально-неадаптированными (дезадаптированными) детьми"»

Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпических нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Как сформировать фонетические представления учащихся начальной школы так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема над которой работает каждый учитель начальной школы.

Фонетика как отрасль языкознания изучает содержание первого, нижнего уровня языковой системы-произносительного. Теоретический материал этого уровня составляют учения о звуках речи, их характеристика, классификация, учение о слогоделении, об ударении в слове, представления о других произносительных средствах, о громкости речи, ее темпе, о повышении и понижении голоса, о паузах, об интонациях. Программы обычно представляют тщательную отработку практических умений: от фонетического (а затем и звуко-буквенного) анализа до выразительной речи, до развития дикции и усвоения орфоэпии. Фонетика составляет основной материал 1 класса; в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения. Трудность для детей представляют выделение звуков из некоторых сочетаний, различие твердости/мягкости согласных; в процессе дальнейшего обучения детей нередко затрудняет соотношение звука и буквы: чтение и письмо выдвигают в глазах детей букву в сравнении со звуком (но это уже графика).

Основой усвоения графики служат четкие умения в области фонетики. Каждый звук (точнее каждая фонема) должен иметь свой знак, т.е. букву. Но вскоре дети узнают, что звук и буква совпадают не всегда. Система правил обозначения звуков (фонем)составляют предмет графики. В содержание графики так же входят заглавные буквы, знаки препинания, средства выделения абзацев.

Изучение фонетики и графики во времени совмещают с обучением грамоте, т.е. с работой по букварю. В этот период уроки объединяют звук и его букву, т.е. фонетика и графика объединяются в одном уроке. Но в дальнейшем в курсе языка встречаются темы фонетико-графического содержания, связанные с правописанием и культурой речи: «Сочетания жи-ши», «Разделительный Ь», «Употребление ъ в середине слова», и т.д.

Фонетико-графические темы, как и орфографические, подчас «вклиниваются» в грамматический материал. Кроме того, фонетико-графическая линия, сливаясь с орфографической, не прерывается, а вплетается в общую систему на протяжении всех лет начального обучения. Непрерывность этой линии обеспечивается так же фонетическим (фонетико-графическим) разбором в системе звукового анализа.

Дети с I класса практически владеют понятием «слог» и в простейших случаях могут правильно произвести слогоделение. Курс фонетики IV класса в теоретическом плане ничего нового к этим начальным знаниям не добавляет, поскольку учащимся не дается ни определения слога, ни правил слогоделения.

Исключительно важным элементом звукового строя русского языка является словесное ударение, изучению которого в школе уделяется большое внимание. Русское словесное ударение носит количественно-динамический характер, т. е. ударный гласный отличается большей длительностью и силой. На первом из этих свойств основан используемый в начальных классах способ определения ударного слога путем его протягивания (ру-кааа). На второе свойство ударного гласного — силу его, которое также знакомо детям с начальных классов, еще раз указывается в учебнике для IV класса. Здесь же дается представление еще об одной особенности ударного слога, обусловленной его силой, — об отчетливом произнесении в нем гласных звуков [а], [о], [э], которые в безударном слоге меняют свое произношение. Никаких других теоретических сведений об ударении раздел «Фонетика» не содержит.

Между тем русское ударение обладает двумя характерными особенностями, определяющими его функцию в языке, — разноместностью и подвижностью. Разноместность русского ударения проявляется в том, что оно не закреплено в языке за определенным слогом или морфемой и в принципе может падать на любой слог, на любую морфологическую часть слова.

Разноместность ударения делает его важным смыслоразлочительным средством. «В русском языке, — писал Л. В. Щерба,— можно приводить сотнями слова, которые различаются друг от друга только ударением» (ср.: полки — полки, уха — уха и др.). Подвижность же русского ударения состоит в том, что при словоизменении и словообразовании оно может перемещаться с одной морфемы на другую в пределах одного слова или гнезда родственных слов, например: нога — ногу — ногой, новый — заново — обновить. В силу этой особенности ударение становится вспомогательным средством при словоизменении и словообразовании. Свойствами русского ударения обусловлена и особенность его как предмета лингвистического изучения. Так, разноместность ударения делает его индивидуальным признаком слова и потому является предметом не только фонетики, но и лексикологии. Подвижность же ударения, проявляющаяся при словоизменении и словообразовании, относит его к сфере соответствующих наук — словообразования и морфологии. Соответственно и в школьном курсе сведения об особых свойствах русского ударения, отсутствующие в разделе «Фонетика», сообщаются детям в связи с изучением лексики, словообразования, морфологии.

Так, на разноместность ударения обращается внимание в связи с наблюдением над лексическим значением слов, различающихся только ударением (омографов). Подвижность же ударения является предметом специальных наблюдений в курсе морфологии при изучении таких, например, тем, как образование множественного числа некоторых существительных (адреса, выборы, шофёры и др.), образование кратких форм прилагательных и глагольных форм прошедшего времени. На слово — и формообразовательной подвижности ударения основан хорошо известный учащимся способ проверки безударных гласных — путем подбора однокоренных слов и изменения слова. Нетрудно заметить, что рассмотрение этого материала в школе подчинено практическим целям: орфографической и орфоэпической . Однако полезно в данном случае усилить и теоретический аспект, обращая внимание детей на смыслоразличительную роль русского ударения, на его участие в словоизменении и словообразовании.

При изучении же фонетики в IV классе ударение рассматривается только как один из элементов звуковой формы слова. Фонетический разбор в качестве обязательного требования включает определение ударного гласного. Здесь отрабатывается, закрепляется умение быстро и правильно определять место ударения в каждом слове — умение, совершенно необходимое и для дальнейших наблюдений над особенностями русского ударения, и для прочного овладения орфоэпической нормой, и для сознательного усвоения и использования всех орфографических правил, связанных с обозначением безударных гласных.

 

Основные методы и приемы обучения. Особенности фонетического анализа в начальной школе

 

В области методов обучения обращается внимание на такие условия:

-опора на практическое усвоение языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области;

-постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка;

-установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква;

-проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса;

-тренировка слуха, тренировка пишущей руки;

-образцы хорошего произношения и каллиграфического письма и пр.

Далеко не каждое слово, может стать объектом звукового разбора. При отборе слов, учителю необходимо учитывать фонематические особенности слов, и меру сложности, которую представляют для ученика каждое анализируемое слово. Все слова можно разделить на 3 группы:

1) Слова, состоящие из звуков в сильных позициях. (сын, день, тюльпан)

2) Слова, состоящие из звуков в сильных позициях и слабых практически совпадающих по своим акустическим характеристикам сильными позициями, тех же фонем (трава, лиса, суп)

Слова 1-й и 2-й группы не представляют сложности для звукового разбора.

3) Слова которые имеют в своем составе звуки в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем(мороз). Среди слов 3-й группы есть такие, которые необходимо анализировать в младших классах (двусложные слова с ударением на вторые слоги: нога, бегун, пятно и т.п), но есть и такие, которые лучше не использовать для фонетического анализа. Не рекомендуется брать:

1. Слова с редуцированными гласными (во 2,3-м предударном и в заударном слогах есть буквы е, а, о, я, э. Например: вечер, грохот.

2. Слова с непроизносимыми буквами согласных. Например: солнце, лестница.

3. Слова с упрощением и ассимиляцией. Счастье, сшить и др.

4. Слова с удвоенными буквами согласных: сумма, гамма.

Виды звукового анализа в начальной школе. В методике различают собственно-фонетический (звуковой) разбор и звукобуквенный разбор. Цель первого определение звуковой последовательности в слове без обращения к буквам. 2-й включает в себя выяснение соотношения выделенных звуков с буквами. Собственно-фонетический разбор практикуется на начальном этапе обучения языку в период обучения грамоте и является начальной ступенью любого вида фонетического разбора. Собственно-фонетический разбор целесообразно проводить по такому плану:

1. Произнеси и послушай слово.

2.Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

3. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

4.Обозначь выделенный звук условным знаком.

5. Протяни (выделив голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй и т.д.

6. Произнеси подряд все названные звуки и послушай не искажается ли слово (проверь получилось ли слово). Развитие умения проводить звуковой анализ связано с расширением круга анализируемых слов. Если в начале разбираются слова 1-й и 2-й групп, то по мере взросления детей все большее место начинают занимать слова 3-й группы. Как только младшие школьники приступают к анализу слов, в которых есть звуки в слабых позициях не совпадающие с основным вариантом фонем, они на практике убеждаются в том, что в русском языке не в любой позиции возможен весь набор гласных и согласных звуков.

Например: на конце только глухие согласные без ударения нет звука «о» и т.д. Таким образом обучения фонетики связано с обучением орфоэпии. С момента знакомства с буквами, основным видом упражнения на уроках по изучению фонетики и графики становится звукобуквенный разбор в своих 2-х разновидностям: фонетико-графическй и фонетико-орфографический. Преобразование собственно-звукового разбора в звукобуквенный потребует дополнение плана одним пунктом, а именно какой буквой обозначается каждый звук и почему.

Главная задача фонетико-графического разбора – это проследить действие слогового принципа русской графики, который находит свое закрепление в правилах передачи на письме твердости, мягкости согласных и фонемы «й».

Задачей фонетико-орфографического разбора отмечается тем, что он нацелен на развитие орфографической зоркости и на освоении правил правописания. В школе как правило все 3 вида звукового анализа сливаются в один(фонетический):

При изучении фонетики реализуются следующие цели и задачи:

1) развитие фонематического слуха. Дело в том, что в русском языке одна и та же фонема в разных позициях может быть представлена разными звуковыми вариантами. Сравните: зуб – зубы, берег – берега. И нам необходимо научить видеть взаимосвязь между фонемой и ее вариантами ||[п],[б] ||[и],[э]. В сильной позиции фонема реализуется в сильном варианте, то есть фонема, звук и буква совпадают, используется один и тот же графический значок, а в слабой позиции фонема и звук не совпадают.

2) различать варианты в сильной и слабой позиции;

3) легко переходить со звукового на графический код и обратно;

4) отчетливо воспринимать звуки и характеризовать их;

5) владеть фонетическим анализом слова;

6) воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание;

7) отчетливо, орфоэпически правильно говорить.

Итак, по фонетике и графике ученики должны уметь (быть компетентными): воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи, отчетливо произносить слова, четко их артикулируя, воспринимать скороговорки, потешки, произносить их в разном темпе; проводить звуковой анализ, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, делить слова на слоги, ставить ударение, понимать двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я, уметь обозначать звук [й] на письме.




Скачать

© 2018, 1328 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!