Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Обучение обществознанию на основе личного социального опыта»»
ТИМПО
Сухова А. 31НК
Сообщение на тему:
«Обучение обществознанию на основе личного социального опыта»
Существует две противоположные традиции – советская и американская – в истории обучения обществознанию.
В советской школе школьники заучивали теоретический материал, имеющий в своей основе адаптированные к возрасту и жизни труды классиков марксизма-ленинизма и решения коммунистической партии СССР.
В США урок проходил в организации практической деятельности учащихся и обсуждении их личного опыта по теме без теоретических обобщений.
Технология обучения обществознанию на основе использования личного социального опыта учеников представляет собой вариант гармонизации теоретизированного и практико-доминирующего подходов.
Технология была разработана в 2004 г. в диссертации О. Б. Соболевой и с тех пор прошла успешную апробацию в школах Санкт-Петербурга.
Сущность технологии: построение обучения на основе установления связей нормативного теоретического материала и личного опыта учащихся.
Эта технология может использоваться при обучении любому предмету в школе, но для обществознания она наиболее эффективна, так как изучение некоторых тем можно целиком выстроить на основе «окультуривания» имеющегося у учеников личного социального опыта.
Согласно теории витагенного обучения академика А. С. Белкина во всем опыте человека можно выделить две составляющие — «опыт жизни» и «жизненный опыт».
Под «опытом жизни» понимается вся информация, получаемая человеком из разных источников: личного и делового общения, СМИ, искусства, нехудожественной литературы, наблюдений, деятельности и обучения.
«Жизненный опыт» составляет только та часть этой информации, которая присвоена человеком и находится в актуальном для использования состоянии. Задача образования состоит в переведении опыта жизни в жизненный опыт.
Технология использования личного социального опыта учеников предполагает опору не на знания, а именно на опыт деятельности. Она опирается на два психолого-педагогических основания:
Всем педагогам известна китайская пословица: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю», полностью соответствующая психологическим закономерностям процесса усвоения.
На классический дидактический принцип преемственности в обучении, сущность которого состоит в опоре на знания, полученные ранее с последующим их использованием на более высоких ступенях при овладении новыми знаниями, когда старое и новое объединяется в целостную систему.
Сам термин «личный социальный опыт» сначала вызывал возражения, так как, казалось бы, соединял несоединимое. Под личным опытом традиционно понимается опыт отдельного человека, а под социальным — опыт общества. Однако в личном опыте можно выделить социальную составляющую — это та часть опыта человека, которая связана с общественной жизнью. Если ты имеешь опыт копания канавы или забивания гвоздей, то он не будет опорой обучения в данной технологии. Опорой станет опыт твоего положения и деятельности в социуме — покупка в магазине, поездка в автобусе, ссора с друзьями и т.д. На уроках мы должны активировать, сохранившиеся в памяти, результаты полученного опыта.
Таким образом, личный социальный опыт ученика — это результат непосредственного, практического взаимодействия ученика с окружающей социальной реальностью, сохраняющийся в памяти в виде знаний, умений, эмоциональных состояний и оценочных суждений.