СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему:"Гражданское общество, его взаимодействие с государством"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему:"Гражданское общество, его взаимодействие с государством"»

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ.

Сейчас нам часто приходится слышать понятие гражданское общество.

Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти.

Гражданское общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. 

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы - независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время.

Понятие «гражданское общество» было введено Джоном Локка, Адамом Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — частная собственность;

  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах;

  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества - один из самых актуальных. Кто должен первенствовать? Кто над кем возвышается: государство над гражданским обществом или гражданское общество над государством? Эти вопросы и в настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна: первенствует тот, у кого реальная политическая власть. Вместе с тем можно утверждать, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.

Как же взаимодействует государство и гражданское общество, каковы конкретные формы их сотрудничества, делающие его плодотворным, полезным для общества в целом?

Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут на встречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов и др.

Сегодня практически во всех демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультации, финансирование), создание благоприятных условий для их функционирования.

Например, в Великобритании уже многие годы действует специальный государственный орган - Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно многочисленны), деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, предотвращение дискриминации по расовому признаку, на защиту здоровья граждан, обеспечение равных возможностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комиссии является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным организациям.

Кроме подобных специализированных органов во многих странах есть и другие формы контактов государства с гражданским обществом.

Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в различные советы и комиссии, работающие при парламентах и правительствах. Они нередко становятся полноправными представителями в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях они выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества.

Среди подобных комитетов и советов при парламентах и правительствах ряда стран следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных органов, так и представители многих общественных организаций экономической и социальной сфер. Такие советы существуют во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, России, Испании и других странах. Правительства этих государств запрашивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою очередь, но своей инициативе данные советы могут обратить внимание правительства на важность и неотложность решения тех или иных конкретных проблем.

Существуют и другие формы взаимодействия гражданского общества и государства. Например, существующая во многих странах служба парламентского уполномоченного, контролирующая соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями.

В январе 2006 года в нашей стране начала работать Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции — консультативно-совещательный орган в Российской Федерации, созданный в 2005 году. Согласно Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.

Общественная палата проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Палата проводит общественные слушания, круглые столы, выездные заседания, встречи с Президентом РФ. На пленарных заседаниях, собирающих всех членов палаты,  рассматриваются наиболее значимые вопросы  развития страны и гражданского общества. 

Общественная палата сделала много положительного. Закон «Об образовании», при разработке и принятии которого во внимание были приняты пожелания общества, и внесены поправки, закон «О некоммерческих организациях», реформа «ЖКХ» и т.д.

Также в нашей стране создан «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ». Главной целью данной организации является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, содействие становлению и развитию гражданского общества.  

По инициативе Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

— Президент дал поручение создать рабочую группу и разработать поправки в Закон РФ «О гражданстве», что было сделано с участием членов Совета. К 11 ноября 2003 года поправки были приняты и вступили в силу. В соответствии с ними была полностью переписана ст.14 — о получении гражданства в упрощенном порядке. Благодаря такой возможности за 2005—2006 годы российское гражданство получило около 850 тыс. человек.

— Президент подписал Указ от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». В соответствии с Указом ежемесячную прибавку к пенсии получили более 90 тысяч военных пенсионеров, ставших инвалидами вследствие травм, полученных ими при исполнении своего воинского долга.

В современной России формирование гражданского общества имеет свои специфические особенности: 1. Первая особенность – «позитивный характер митингов, протестов». В Российской Федерации протестные акции не доходят до своих крайних форм проявления. Российское законодательство не запрещает гражданам своей страны проводить мирные митинги, пикеты, шествия, протесты. Общество через них формирует и выражает свое мнение, требования по различным проблемам (социальным, политическим, экономическим, культурным), по вопросам внешней политики. И стоит подчеркнуть, что требования манифестантов удовлетворяются. Власть слышит народ и идет к нему навстречу. К примеру, можно привести события мая 2012 года. Главной целью протестного движения было заявить власти о себе, об отношении к легитимности власти, о своей позиции к прошедшим выборам. Стоит сказать, что манифестанты своего достигли. Протестные акции были как импульс к диалогу с властью, и этот диалог состоялся. В России протесты и митинги имеют достаточно позитивный характер, что отличает ее от других стан. Например, от сегодняшней Украины, где протестные движения и акции приобрели крайние формы проявления. Страна накануне уничтожения, в стране хаос.

Второй особенностью является «зависимость независимых СМИ». То есть в России независимые средства массовой информации формируются не гражданским обществом, а гражданским обществом и государством вместе. Это позитивный проект. Государство в той или иной степени должно контролировать какая информация подается СМИ.

Третьей особенностью является непосредственная связь президента с обществом. Ни в одной стране нет «прямой линии» общения президента с народом. Где принимают участие различные представители общества (студенты, ветераны ВОВ, ученые, деятели культуры, многодетные семьи, пенсионеры, врачи и многие другие представители общества). Люди могут обратиться к президенту по телефону, через отправку писем, по интернету или через телемост. Такие мероприятия длятся более двух часов. Даже в самой демократической стране – Соединенных Штатах Америки такого не наблюдается. Данная особенность отличает формирование институтов гражданского общества в современной России от стран Запада.

Опыт взаимодействия гражданского общества с государством в ряде стран позволяет сделать некоторые выводы.

1. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» в случаях стремления политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых СМИ), возможности в организации кампаний противодействия проведению «непопулярных» реформ и др.

2. Само гражданское общество (многие из его организаций и объединений) нуждаются в государственной поддержке. Поэтому его представители активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясняется эго следующим:

- именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти;

- контакты с организациями гражданского общества являются для государства масштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к политической власти;

- в сложные исторические периоды (стихийные бедствия, экономические кризисы, войны и т.д.), гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство и его опорой;

- среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако, есть и такие, которые напротив, оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).

4. Специфика функционирования гражданского общества, автономный характер и независимость его организаций не исключают непредсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм публичного контроля за его развитием. К таким формам относятся, прежде всего, представительства организаций гражданского общества в органах государственной власти и управления, а гак же создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных организаций.

В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие (хотя и не исключающее разногласий) государства и гражданского общества как основы политической, социальной и экономической стабильности

Гражданское общество и правовое государство – это важные явления современного общества, к достижению которых должны стремиться все страны, так как именно эти формы организации жизни людей способствуют установлению справедливого порядка, дают возможности для полной реализации своих интересов, потребностей.
Что же касается нашего государства я считаю, что формирование и развитие гражданского общества в России имеет свою специфику. У нее свой путь и своя дорога в данном направлении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!