СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

прогодится педагогам, студентам, родителям

Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»










Сообщение из опыта работы

«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»





                                                                                        Подготовила:

Махиянова Е.К. – воспитатель

высшей квалификационной категории





2022 год


Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина


Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.

Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [ФГОС ДО].

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В период младшего дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

Проблема развития речи детей сегодня актуальна; т.к. овладение речью является основой для дальнейшего развития ребенка, постоянно растет число детей имеющих  нарушение речи, значительно снизилось живое общение родителей с детьми.

В речевом развитии ребёнка дошкольного  возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, воспитания звуковой культуры речи, развитие речевого слуха, приобщение к художественной литературе, а также расширения зоны общения с взрослыми.

С первых дней пребывания ребёнка в нашей группе, мы постоянно стимулируем речевую активность специальными  методами и приёмами.

1.Наглядные методы:

- показ предметов и игрушек;

- наблюдение явлений природы, труда взрослых;

- рассматривание живых объектов;

- показ образца;

- использование кукольного театра, теневого настольного, фланелеграфа.

2. Словесные методы:

- чтение и рассказывание стихотворений, потешек, сказок;

- разговор, беседа;

- рассматривание картинки, инсценировки.

3. Практические методы:

- упражнения;

- совместные действия воспитателя и ребёнка;

- выполнение поручений;

- элементарное экспериментирование;

- развитие мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

4. Игровые методы:

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- игры-забавы, инсценировки.

Форма организации детей:

- специальные организованные занятия;

- совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;

- самостоятельная деятельность детей.

Для успешного речевого развития детей, в нашей группе «Ягодки» созданы необходимые условия, которые способствуют формированию хороших речевых навыков. Развивающая предметно-пространственная среда насыщена разнообразными  игровыми и образовательными материалами. Я слежу, что бы эти материалы соответствовали возрасту детей и были доступны для них.

Дети познают мир с помощью органов чувств, поэтому созданы центры речевого, игрового и сенсорного развития, которые включают в себя:

- наборы картинок (животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек);

- наборы парных картинок (предметные) для сравнения;

- разрезные картинки из двух частей по прямой;

- серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);

- сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально – бытовой), крупного формата;

- разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;

- звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукового извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);

- уголок  ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Активизация речи детей осуществляется во всех видах деятельности. В процессе обогащения и активизации словаря детей, используем  разные методы и приёмы словарной работы с учётом особенностей каждого ребёнка и особенностей каждого вида деятельности.

В своей работе для стимулирования речи детей, я использую основные методы - это наглядный, словесный и практический, которые, в процессе   деятельности, переплетаются между собой.

В группе есть книжный уголок, где дети берут книги, рассматривают их, называют героев, названия сказок, предметы,  книги стимулируют детей, они вспоминают отрывки из сказок Чуковского, стихотворений А. Барто, Маршака.

  Так же для стимуляции речи использую магнитную доску, где вывешиваю разные картинки, дети рассматривают их, показывают друг другу, называют что изображено. Даю возможность рисовать на доске, раскрашивать различные фигуры, дети, рисуя, просят те цвета, которыми хотят рисовать, называют формы.

Во время занятий по развитию речи, так же для наглядности  использую  различные мнемотаблицы, серии сюжетных картинок. Дети пересказывают короткие сказки по картинкам, использую различные игрушки, картинки и предметы,  побуждая детей описывать их, давать имена, задания.

Во время продуктивной деятельности дети получают знания о форме цвете, размере. Тут я использую прием «проблемная ситуация», забыла положить лист или кисточку. Это вынуждает ребенка просить недостающее, тем самым проявлять речевую инициативу.

Во время простых экспериментов дети эмоционально рассказывают, что у них получилось. Например сухая рука, бумага утонула.

Прогулка, также, является одним из эффективных способов стимулирования речи детей. Наблюдения на участке за различными растениями, птицами, насекомыми, посадка огорода, цветов и уход за ними, приносят  детям множество впечатлений. Дети начинают задавать вопросы, выражают свои эмоций и мысли с помощью слов. Так дети узнают новые слова и понятия, обогащая свой словарный запас.

 Так же для стимулирования речи у детей использую сюжетно-ролевые игры, в уголках «Магазин», «Кухня», «Больница», «Парикмахерская» выкладываю новые атрибуты, дети пользуются ими, произносят звуки подражая им,  например шумит фен, кипит чайник. В помощь идет уголок «Ряженья», после переодевания дети меняют интонацию, находят нужные слова для ведения игры.

  Не менее значимы дидактические игры,  «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие, они  позволяют  детям усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Малоподвижные, подвижные игры. Во время которых дети подражают различным животным, транспорту. Проговаривают слова сопровождающие действия, для выбора ведущего мы разучиваем считалочки. В дальнейшем дети сами применяют их. Дети сами объясняют правила игры.

  Для развития речи используем хороводные и музыкальные игры. «Грибок», «Каравай» где дети начинают подпевать, пританцовывать. Дети запоминают движения и слова и в дальнейшем сами без музыки повторяют их.

 Пальчиковые игры для стимуляции речевого развития так как чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

Применяю игры с песком, эти игры близки детям так как они с раннего детства играют в песочнице, игра с песком помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивает мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Во время игры с песком дети свободно общаются и высказываются.

Для приобщения детей к художественной литературе читаю сказки и рассказы, стихотворения.

Немаловажную роль в речевом развитии дошкольников играет и  LEGO конструкторы . С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образецКонструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. С детьми можно играть в сюжетно-ролевые игры «Зоопарк»«Ферма»«Дом»«Строители»«Водители»  и многие другие, где дошкольники учатся общаться, договариваться друг с другом, распределять роли.

В подготовительной к школе группе можно усложнить задания, предварительно уточнив с детьми, что гласный звук обозначаем красным кубиком LEGO , твердый согласный – синим, а мягкий согласный – зеленым кубиком. Также LEGO  - детали можно использовать при звуковом анализе слова или постройке схемы предложения.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из LEGO, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.

С целью повышения компетентности родителей в развитии речевой культуры была проведена следующая работа с родителями:
- Выпустила памятки «Факторы успешного речевого развития детей».
- Оформила папку – передвижку «Влияние развитие мелкой моторики на речь детей»
- Подготовила картотеку пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики.

- Папка «Учите с нами», где собраны стихотворения и пальчиковые игры.

- Даются домашние задания на составление небольших описательных рассказов с опорой на мнемотаблицы.

- В группе в VK родителям периодически скидываются различные обучающие мультфильмы, видео-занятия с логопедами, пальчиковые игры и многое другое.

Таким образом, активизация речи детей дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности.



















Овладение речью – это сложный процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации.

Результатом нашей работы в конце года мы предполагаем: все дети будут разговаривать правильно, эмоционально, понятно, вежливо общаться со сверстниками, со взрослыми.







2020 г.

.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
 
Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.
Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент последующего речевого и языкового развития ребенка.
И очень хорошо, когда помогает в становлении речи ребенку воспитатель, логопед и родитель в сотрудничестве друг другом.


Известные ученые Ф. А.Сохин, А. И.Максаков, Е. М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. И не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела. Ребенок уделяет много времени компьютеру, телевизору пренебрегая живому общению. Родителям бывает удобно, что ребенок не задает лишних вопросов, не требует объяснений. И тогда кто, как не педагог обязан взять на себя основную роль в общении с детьми. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи. Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.
Работу в младшей группе я решила разделить на несколько направлений:
1 направление: Подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата;
2 направление: Развитие мелкой моторики;
3 направление: Логоритмика и двигательная активность ребенка;
4 направление: Использование игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр;
5 направление: Использование моделирования (мнемотаблиц) на этапе перехода в среднюю группу.
Исходя из задач по развитию речи, были подобраны методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я.Голант, Д. О. Лордкипанидзе и др.)

Выделяли три группы методов которые были использованы в моей работе: словесные, наглядные, практические.
Формой организации детей я использовала как специально организованная деятельность, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигалось за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов, а также использование в работе технологий развития речи, таких как:
- Пальчиковые игры в сухом бассейне, в воде;
- Логоритмика;
- Конструкторы «Лего»;
- Моделирование.
1 направление: Подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата.
Цель: подготовка и развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
Несовершенства произношения детей в первую очередь обусловлены еще недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Артикуляции малодифференцированы от сопутствующих лишних движений. Они слабо координированы, особенно в мелких движениях губ, языка. Мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги. Однообразные движения и положения органов речи быстро вызывают утомление. Поэтому требуется очень частая смена новых, еще неавтоматизированных артикуляций (усиливаются процессы дыхания, кровообращения, что обеспечивает работоспособность). Поэтому для развития артикуляционного аппарата ребенка были использованы специально подобранные упражнения. Я их использовала как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. В своей работе, я использовала следующие пособия:
«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.Нищевой;
«Большой логопедический учебник для самых маленьких» Е.М Косиновой.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз.
Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется.
Дыхание из очень частого постепенно переходит к более редкому. С 8 лет девочки дышат несколько чаще мальчиков У детей от 2 недель до 6 месяцев число вдохов и выдохов в минуту 25 - 30; от 10 до 15 лет - 18 - 22; у взрослых - 15-16.
Учащенный дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что в свою очередь ведет к искажению звуков.
Из-за легкой возбудимости дыхательного центра в мозгу ребенка, недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры еще более учащают пульс дыхания, нарушают его ритм, а, следовательно, усиливаются несовершенства речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение - пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе.
В своей работе с малышами я использовала упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри» и другие упражнения, способствующие выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
2 направление: Развитие мелкой моторики;
Цель: формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время утренней гимнастики, НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Так же использовала пальчиковую гимнастику в воде, сухом бассейне, эти игры очень нравятся детям.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”, сухой бассейн. Для этого в группе была подготовлена развивающая среда, в которой непосредственное участие приняли родители воспитанников.
Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состояла в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо (воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель) в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
Игра – важнейший спутник детства, конструкторы ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.
Достоинства конструкторов Лего: улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи - рассказывание предложениями, дети задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные.
Совершенствование мелкой моторики
рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора. Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов).
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Для детей младшего возраста мною были подобраны лего крупного размера.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. В своей работе для развития мелкой моторики, я использовала приемы как: рисование пальчиками, ладошкой, скручивание салфеток, пластилинография, все это помогает развивать не только мелкую моторику, но и детское творчество.
3 направление: Логоритмика и двигательная активность ребенка;
Цель: овладевает двигательными умениями и навыками, при участии речи.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. В работе с детьми, я использовал подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь», «Колпачек», «У медведя во бору» и др.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи. Поэтому в своей работе использовала логоритмику.
4 направление: Использование игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр;
Цель: обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата.
Организуя с детьми сюжетные, театрализованные игры, игры-драматизации решаются важные задачи совершенствования всех компонентов устной речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительность средств и интонаций, соответствующие характеру героев, их поступков, стараются говорить четко, чтобы его все поняли.
Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. При организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Дочки-матери», «Напои куклу чаем» решается важная задача всех компонентов устной речи, убаюкай куклу, готовим обед, угощаем куклу и т.д.
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре-драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, было использовано рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточнение некоторых характерных черт персонажей, выяснение отношения детей к игре.
На этом этапе можно использовать технологию моделирования, например при рассказывании сказок (фланелеграф, рассказывание сказки по схемам и т.д).
5 направление: Использование моделирования (мнемотаблиц) на этапе перехода в среднюю группу.
Цель: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника). Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использовала их в работе с детьми по обучению связной речи.
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому я начала свою работу с простейших мнемоквадратов, в которых изображала 3 – 4 схематичных рисунка (н – р, сказка «Репка», «Курочка Ряба»). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно стала вводить мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Мнемотаблица должна быть понятна детям. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Например, сказка «Лисичка со скалочкой»: лиса – состоит из оранжевой геометрической фигуры, вокруг главного героя изображались (дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка, собачка), чтобы дети смогли наглядно, с помощью схемы воспроизвести сюжет сказки.
Я считаю, что речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой), крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
С целью повышения компетентности родителей в развитии речевой культуры была проведена следующая работа с родителями:
- Провела анкетирование по проблеме «Речевое развитие детей».
- Выпустила памятки «Факторы успешного речевого развития детей».
- Оформила папку – передвижку «Влияние развитие мелкой моторики на речь детей»
- Подготовила и провела родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей, используя игровые технологии».
- Подготовила картотеку пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики.
Проанализировав проведенную работу, можно сделать вывод,
что ребенок 4-х лет:
Использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками;
Способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения;
Использует вербальные и невербальные средства в общении с взрослыми и сверстниками.
Использует в речи простые нераспространенные предложения;
Способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.
Пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными) речевого этикета
Способен участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей
С помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
Способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить;
Способен импровизировать на основе литературных произведений.
- Проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров.
Способен адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей;
Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Начатую работу по развитию речевой активности планирую продолжать и в старшей группе.
«Достигает тот, кто делает» - утверждают мудрецы.
Делайте и вы добьетесь успехов в достижении цели.

А наша цель – воспитание грамотного, всесторонне развитого поколения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!