СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СООБЩЕНИЕ "Использование информационных технологий в процедурах оценивания"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СООБЩЕНИЕ "Использование информационных технологий в процедурах оценивания"»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность «Преподавание в начальных классах»



МДК 05.01 Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов



РЕФЕРАТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕДУРАХ ОЦЕНИВАНИЯ













Выполнила:

студентка группы 3 «А»

___________ Бойченко Ю.М.

Проверил:

преподаватель МДК 05.01

______Сергалиева Н.С.









Астрахань, 2022

Содержание

Введение

1 Использование информационных технологий в учебном процессе

1.1 Экзамен и аттестация

1.2 Регистрация данных

1.3 Регистрация результатов и развернутая оценка

2 Проверка и оценка успеваемости

2.1 Контроль знаний студентов

2.2 Функции проверки и оценки знаний

2.3 Система и методы проверки знаний в школе

2.4 Оценочные шкалы

2.5 Основные требования к оценке знаний

3 Проектирование педагогических тестов для контроля знаний

4 Логика работы программы мастер-теста и представление статистики результатов

4.1 Компьютерный контроль знаний в среде AcademiaXXI

4.2 Программный комплекс диагностики знаний TeachLab Test Master

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Информационные технологии могут использоваться в процедурах оценивания на различных уровнях от средства управления информацией об оценках, полученных традиционными способами, до полностью автоматизированных систем контроля качества знаний, включающих в себя диагностический, обобщающий и коррекционный модули. В первом случае можно обеспечить представление имеющейся информации в соответствии с потребностями самых различных лиц -- педагогов, обучаемых, администрации учебного заведения и пр. При этом с помощью современных программных средств (электронные таблицы, системы управления базами данных, пакеты статистической обработки) можно улучшить не только внешние характеристики, но, что более важно, содержательную часть имеющихся данных . Если для самих обучаемых важно узнать набранные баллы или полученные отметки, то для администрации учебного заведения наиболее подходящей формой представления, возможно, будут диаграммы и графики с иллюстрацией тенденций изучения определенной дисциплины, сравнением результатов, полученных в разных учебных группах, и т.д. Компьютеризация тестирования по сравнению с использованием бумажных технологий открывает ряд интересных возможностей. Создание и развитие базы данных с вопросами позволяет постоянно совершенствовать контроль знаний (но здесь имеются свои проблемы, связанные с идентификацией сложности вопросов и валидности, т.е. значимости получаемых тестов).

Любое обучение, связанное с компьютерными технологиями, попадает на благоприятную почву.

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет совершенствовать методику изложения материала на основе анализа результатов периодического тестирования студентов по каждой теме.

Контроль усвоения теоретического материала и практических заданий осуществляется с помощью автоматизированной системы проверки знаний (пакет прикладных программ и руководство по его использованию).

Функции преподавателя в рамках такой системы сводятся к подготовке рукописных материалов (контрольных вопросов и правильных вариантов ответов); анализу результатов контроля знаний (по результатам работы автоматизированной системы проверки знаний).





























1 Использование информационных технологий в учебном процессе

1.1 Экзамен и аттестация

В условиях резкого роста количества экзаменующихся и аттестуемых экзаменационные комиссии стали практически первыми применять вычислительную технику для обработки баллов и регистрации результатов, что привело к несомненному выигрышу во времени без утраты точности, свойственной традиционным приемам оценки. В самом начале периода использования новой технологии машины суммировали баллы, которые получали кандидаты за решение задач, ответы на вопросы по определенным разделам и письменные работы по экзаменационному предмету. Данные последующего статистического анализа и оценки уровней выполнения заданий выводились в печать в виде перечня результатов и затем - в аттестаты, удостоверения и дипломы.

Одновременно с этим компьютеризации стали подвергаться административно- организационные сферы деятельности экзаменационных комиссий. Появились автоматизированные процедуры составления расписания экзаменов, сбора денежных взносов за испытания, расчета вознаграждения экзаменаторам и т.д.

Первоначальные попытки включения компьютера в процесс оценки успеваемости школьников, по всей вероятности, следует связывать с появлением маркированных перфокарт, регистрировавших ответы испытуемых на вопросы типа “множественного выбора”. Информация с таких перфокарт непосредственно поступала на считывающие устройства вычислительного оборудования, с которым работали экзаменаторы. Нередко сами экзаменационные вопросы и задания при помощи особых бланков и оптического считывающего устройства вводились в машину, минуя клавиатуру и сберегая время и ненужную трату усилий.

Определенные стадии процесса систематизации данных для целей оценки поддаются компьютеризации, по крайней мере такие из них, как предварительные сведения для родителей, часть процедуры выдачи справок, удостоверений, аттестатов, способ осуществления постоянного контроля за успеваемостью. Оценки - комментарии, баллы, показатели уровней усвоения сохраняются в памяти машины и могут последовательно вводиться в индивидуальные записи учащихся и специальные выписки для родителей. Ознакомительные выписки для родителей, разумеется требуют более высокого качества распечаток: по сравнению с тем, которое считается достаточным для внутренних нужд школы. Для этих случаев можно воспользоваться типовыми типографскими формами и бланками.

1.2 Регистрация результатов и развернутая оценка

Что касается регистрации и оценки результатов усвоения знаний по различным предметам или тестирования уровня сформированности умений через определенные отрезки времени, то на сегодняшний день существует уже достаточный опыт использования компьютера для этих целей. Непосредственным примером такой практики можно считать усреднение показателей или приведение их перечня к определенной норме, трансформацию баллов в уровни, выявление соотношения между количеством баллов и эффективностью заданного средства, расчет разбросов. Разумеется, все виды перечисленного анализа могут быть выполнены вручную. Однако одно из главных преимуществ компьютера в данном случае заключается в том, что результаты работы могут быть распечатаны с учетом широкого разнообразия форм и видов, в наибольшей степени отвечающих потребностям и конкретным запросам разных пользователей. Допустим, предметникам могут быть особенно интересны круг дисциплин, непосредственно примыкающих к каждому конкретному предмету, и та информация, которая связана с соответствующей диагностикой. Педсовету понадобятся сведения об успеваемости той группы учащихся, за работу которой он несет особую ответственность. Классный руководитель не обойдется без анализа и оценки результатов при выработке новой структуры урока. Учителям начальной школы будут небезразличны данные, касающиеся успеваемости и успехов их бывших питомцев. И наконец, родители детей всегда будут рады любой возможности получить детальную информацию об учебе и поведении своих детей.

Все эти разнообразные и нередко разнонаправленные потребности и интересы могут быть обеспечены с достаточной легкостью и простотой. При этом вся информация, поступающая в руки каждой заинтересованной стороны, будет передаваться ей в наиболее адекватной форме. Кроме того, такая информация по самому своему характеру будет совершенно идентична с точки зрения содержания и вместе с тем полностью свободна от ошибок тиражирования, которые неизбежно появляются при оформлении документов вручную.

Исследования, связанные с компьютеризацией школьного обучения, проводятся сейчас во многих странах мира это связано в первую очередь с развитием электронно-вычислительной техники, ее быстрым совершенствованием и внедрением в различные сферы человеческой деятельности. В области школьного образования проблемы компьютеризации обучения сводятся, во-первых, к ознакомлению школьников с основами информатики (системы счисления, основы программирования, знакомство с алгоритмическими языками, основы устройства микропроцессорной техники и ЭВМ) и, во-вторых, к исследованию и разработке программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в учебном процессе

Исходя из анализа нескольких школ города можно сказать, что использование информационных технологий в оценке знаний развито очень слабо. Основной проблемой является то, что образовательные учреждения не снабжены готовыми тестирующими программами. Кроме того, нужно время и материальные затраты, чтобы занести тесты по всем предметам в эти программы. Поэтому нужно приложить еще немало усилий прежде, чем заработает эта система. Но то, что оно является наиболее рациональной видно уже сейчас там, где эта система используется, а также из опыта образовательных учреждений России и западных стран. 

2 Проверка и оценка успеваемости

Проверка и оценка знаний, умений и навыков является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса.

От правильной постановки проверки и оценки знаний зависит во многом успех всего учебно-воспитательного процесса. Овладение методикой проверки знаний и выставление оценок является одной из очень важных и трудных задач, стоящих перед учителем.

2.1 Контроль знаний студентов

Одним из этапов процесса обучения является контроль, учет и оценка знаний студентов. Цель контроля - определение качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам обучения тому или иному учебному предмету. В процессе контроля формируется ответственное отношение студентов к учебному труду, устанавливается эффективность методики преподавания. В вузе сложились такие виды контроля знаний, умений и навыков, как отборочный (вступительные экзамены, олимпиады, конкурсы) и учебный (контрольные работы, зачеты, экзамены, защита курсовых и дипломных проектов и работ, отчеты по результатам практики). Учебный контроль можно подразделить на следующие типы: предварительный, текущий, тематический, периодический (рубежный) и итоговый. Ведущим и часто применяемым является текущий контроль.

Придя в вуз на основе сложившегося интереса к своей будущей профессии, студент имеет определенное чувство ответственности, которое из года в год должно расти, пополняться привычкой к труду. Если студент учится посредственно, трудно решить эти задачи воспитания. Роль текущего контроля в их решении огромна. Сегодня сторонников текущего контроля в вузе столько же, сколько и его противников. Последние в защиту своих позиций приводят следующие утверждения: излишней опекой и повседневным контролированием преподаватели лишают студентов возможности повзрослеть и приобрести профессиональную и личную самостоятельность. Проведенный кафедрой педагогики и психологии Казанского государственного университета опрос студентов свидетельствует о том, что большинство их высказывается за текущий контроль знаний. Особенно он необходим на младших курсах, когда у студентов отсутствует способность выделить в материале главное, установить причинно-следственные связи, делать выводы и сообщения.

П.П.Лебедев предлагает разграничивать понятия ”текущий контроль” и “текущая успеваемость”. Текущее оценивание результатов обучения - категория педагогическая, а его формы определяются дидактической целесообразностью, учет же успеваемости - категория преимущественно административная, правовая (получение студентами оценки влекут за собой определенные правовые последствия - перевод на следующий курс, отчисление, назначение стипендии и т.д.). Отличия этих понятий очевидны. Текущая успеваемость является следствием текущего контроля, с помощью которого процесс обучения становится управляемым, происходит активизация познавательной деятельности студентов. Текущий контроль позволяет оперативно вмешиваться в учебный процесс, корректировать его. Сложность внедрения текущего контроля в процессе обучения в вузе объясняется в значительной мере сложностью его организации, выбора материала, оценки эффективности.

Методы контроля - это способы обеспечения обратной связи, т.е. получение информации о содержании и характере познавательной деятельности студентов, эффективности деятельности преподавателя. Все методы в зависимости от характера задач и средств обеспечения обратной связи можно объединить в такие группы: устный контроль знаний (отчеты, рефераты, контрольные, курсовые работы, творческие задания, конспекты, тезисы); графический (чертежи, курсовые и дипломные проекты, эскизы, схемы); программированный контроль (машинный и безмашинный). Сочетание методов обеспечивает эффективность процесса и проверки знаний, и всего процесса обучения в целом.

В основе оценивания качества знаний студентов лежат требования предметных программ, которых дополняют следующие: понимание и степень освоения вопроса; полнота, измеряемая количеством программных знаний об изучаемом объекте; глубина, характеризующая совокупность осознанных студентами связей между соотносимыми знаниями; методологическая подготовка; знакомство с основной литературой по предмету, а также современной периодической отечественной и иностранной литературой по специальности; умение приложить теорию к практике, решать задачи, осуществлять расчеты, разрабатывать проекты, т.е. оперативность (число ситуаций, где студент может применять эти знания); знакомство с историей и современным состоянием науки и перспективами ее развития; логика, структура, стиль ответа и умение студента защищать выдвигаемые научно-теоретические положения, осознанность, обобщенность и конкретность; гибкость, т.е. умение студента самостоятельно находить ситуации применения этих знаний; прочность знаний.

Таким образом, контроль знаний рассматривается нами как важнейший фактор повышения производительности труда педагога и обучающихся

2.2 Функции проверки и оценки знаний

С того момента в истории школы, когда был осуществлен переход на строгий индивидуальный учет знаний и появились первые серьезные научные работы по этой проблеме, установилось, что проверка и оценка знаний выполняют три основных функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. В последнее время все чаще добавляют к ним и функцию развивающую. Контролирующая функция является основной, свойственной данному методу, а обучающая и воспитывающая функции являются сопутствующими, хотя и весьма важными.

В зависимости от разных обстоятельств (вида проверки успеваемости, этапа усвоения знаний, учебно-воспитательной цели) эти три функции могут выступать в разных сочетаниях, причем та или иная функция будет преобладать.

Контролирующая функция заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся (как у отдельных учеников, так и всего класса в целом) для определения возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала и в то же время служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых самим учителем. Эта функция связана с определением более рационального пути продвижения вперед в изучении программного материала.

Обучающая функция требует такой организации проверки знаний, чтобы ее проведение было полезно для всего класса. Это означает, ученики или получают пользу от слушания хорошего ответа товарища (прежде всего благодаря тому, что ответы служат остальным ученикам средством самоконтроля), или сами активно участвуют в опросе (задавая вопросы, отвечая на вопросы, повторяя материал про себя), готовясь к тому, что их в любой момент могут вызвать. Обучающее значение имеет и то, что ученики в процессе опроса слушают дополнительные объяснения по плохо усвоенным разделам темы. Обучающая функция ярко проявляется в том, что вызванный ученик, отчитываясь в усвоенных знаниях перед классом, еще раз повторяет выученный материал, выполняет ряд упражнений, закрепляя знания, умения и навыки; при разборе выполненных им упражнений лучше понимает и усваивает материал и т.д.

Воспитывающая функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в дисциплинировании их, в выработке у них волевых усилий. Ожидание проверки заставляет их регулярно готовить уроки, вызывает необходимость отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают приготовлению уроков, и т.п.

Кроме того, проверка и оценка знаний помогают ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях. Одни в результате избавляются от излишней самоуверенности и самоуспокоенности, другие начинают яснее осознавать свои трудности, третьих удачный ответ окрыляет, придает уверенность в силах, поднимает в своих собственных глазах и глазах и в глазах товарищей, способствует воспитанию чувства собственного достоинства. Вместе с тем, осуществление этой функции более других связано с различного рода трудностями. Каждая “несправедливость” с точки зрения ребят и никак не обоснованная учителем оценка могут послужить причиной возникновения конфликтов между учителем и учащимся. В условиях перегрузки домашними заданиями у учеников нередко формируется избирательное отношение к учению, вырабатывается “умение” обходить требования учителя, приспосабливаясь к сиюминутной ситуации.

Главное, на что должен быть нацелен учет успеваемости, - это формирование позитивных качеств личности, побуждение желания лучше и настойчивее учиться, добросовестнее относиться к своим учебным занятиям, повышение самостоятельности в работе при подготовке к ответу, углубление познавательных интересов.

Функция развивающая связана, прежде всего с функциями обучающей и воспитывающей, так как при правильной организации контроля имеет место развития мышления, и воспитание волевых и других нравственных качеств.

Значение всех этих функций помогает учителю более тщательно подойти к организации учета успеваемости учащихся, стараясь использовать его для решения целого ряда воспитательных задач. Эти функции обуславливают и основные педагогические требования к организации и выбору методов проверки и оценки знаний. К числу этих требований (и условий эффективности) относятся:

- систематичность и регулярность осуществления контроля знаний, как отдельного ученика, так и класса в целом;

- использование контроля в интересах всех учащихся и целях их обучения, воспитания и развития;

- всесторонность контроля, что предполагает как контроль усвоения знаний, так и сформированность требуемых умений и навыков;

- объективность, связанная с созданием при контроле равных для всех учащихся условий, подтверждаемая пониманием учащимися и принятием ими формы контроля и выставленной оценки;

- оптимальность контроля, который должен быть так организован, чтобы за минимальное время с помощью достаточного количества проверочных знаний можно было выявить знания у большого числа учащихся.

Функция установления обратной связи. Получение преподавателем информации о ходе учебного процесса является необходимым условием его совершенствования. К формам получения обратной связи относятся: опрос студентов и школьников по усвоению материала предыдущей лекции (перед изложением очередной лекции); опрос студентов и школьников в ходе лекции о понимании сущности излагаемых вопросов; анализ работы студентов и школьников по упражнениям; доклады и выступления студентов на семинарах (как по гуманитарным, так и по техническим дисциплинам); письменные и контрольные работы; контрольные домашние задания; рефераты по узловым вопросам курса; собеседование по пройденному материалу в ходе консультации; защита отчетов по лабораторным работам, представляемым студентами после их выполнения. Все перечисленные формы обратной связи не исключают друг друга и реализуются в разных видах учебной работы, а потому дополняют друг друга. Известно, что внутренняя обратная связь, осуществляемая в результате самоконтроля, является необходимым компонентом познавательной деятельности и зависит от сформированности у студентов способности к адекватной самооценке

2.3 система и методы проверки знаний в школе

В школе проводится текущая и итоговая проверка знаний. Для осуществления текущего контроля применяются следующие виды проверки: устный опрос, проверка письменных домашних работ, контрольные работы, повседневное наблюдение. Эти виды проверки проводятся на уроке в специально отводимое время, либо в процессе закрепления и выполнения упражнений, либо на специальном уроке (например, уроке контрольной работы).

Итоговая проверка производится также в форме устного или письменного опроса. Особой формой итоговой проверки знаний являются экзамены.



Устный опрос

Устный опрос - наиболее важный и широко распространенный, но вместе с тем и наиболее трудный вид проверки знаний, так как он во многом зависит от того, как ученики приготовили домашнее задание.

Основными методами устного опроса являются: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, уплотненный (комбинированный) опрос.

Индивидуальный опрос заключается в вызове ученика к доске для развернутого ответа на оценку. При этом от учащихся обычно требуется не простое воспроизведение текста учебника или пересказ сообщения учителя, а самостоятельное объяснение разнообразного материала, доказательство всех выдвигаемых положений, приведение своих примеров и т.д.

В последнее время все чаще индивидуальный опрос органически включается в общую работу, проводимую учителем для закрепления знаний, выработки умений и навыков и развития способностей учащихся. Главное заключается в том, чтобы организовать работу таким образом, чтобы на протяжении всего опроса все учащиеся активно работали.

Фронтальный опрос заключается в вызове многих учащихся для ответа на вопросы, требующие небольшого по объему ответа. Чаще всего это проводится для проверки знания материала, который нужно обязательно запомнить. Фронтальный опрос имеет много положительных сторон: учитель в относительно короткий отрезок времени может проверить знания у большого количества учащихся, побуждая к высокой активности; имеется возможность быстро проводить обобщение и систематизирующее повторение, что очень важно для перехода к новому материалу. Фронтальный опрос представляет собой удачное сочетание контролирующей и обучающей функции опроса, так как является, прежде всего, разновидностью устного упражнения по закреплению и заучиванию.

На практике фронтальный опрос очень часто сочетается с индивидуальным. Эффективность индивидуального и фронтального опроса обеспечивается в первую очередь умением учителя задавать вопросы учащимся, т.е. умением вести с ним проверочную беседу.

Уплотненный (комбинированный) опрос в вызове для проверки одновременно нескольких учеников, из которых один спрашивается устно, а остальные в это время выполняют по указанию учителя какие-либо письменные или практические задания по карточкам, по учебным или другим пособиям.

Одним из очень частых случаев применения уплотненного опроса является сочетание проверки на доске письменного домашнего задания с фронтальной работой, проводимой учителем с классом. В этом случае один - два ученика вызываются к доске для записи домашнего задания или задачи, а учитель в это время проверяет усвоение учащимися терминов, формулировок, определений, правил, дат и т.п. Эту работу учитель может в любую минуту прекратить, как только увидит, что один из учащихся готов отвечать.

Проверка письменных работ

В школе широко применяются практически по всем предметам письменные (или практические) домашние задания. Ведущей формой одновременной проверки знаний у всех учащихся являются письменные контрольные работы.

В проверке письменных домашних заданий контролирующая функция имеет меньшее значение, ибо учитель без специальной проверки не может убедиться, что работа учениками выполнена самостоятельно. Большое значение имеют здесь функции обучающая и воспитывающая.

Для того чтобы проверка знаний с помощью контрольной работы полностью выполняла присущие ей функции и была педагогически оправданной, следует учитывать ряд положений. Основными из этих положений являются следующие:

- учитель имеет право проводить контрольную работу лишь тогда, когда у него есть уверенность, что контрольная работа будет успешной, так как материал усвоен большинством учащихся;

- запрещается концентрация контрольных работ, как в конце четверти, так и в течение одной недели, тем более одного дня.

Обучающая функция контрольных работ проявляется главным образом при анализе и обсуждении допущенных ошибок после проверки учителем контрольной работы.

Контрольная работа - это очень эффективная форма контроля, которая позволяет проверить знания учащихся по сравнительно широкому кругу вопросов за относительно небольшой промежуток времени.

Контрольные работы являются, по существу, одной из форм итогового контроля, поскольку они даются по завершении изучения крупной темы или раздела курса.

Зачеты

Особой формой итогового учета являются зачеты, которые стали вводиться в школе в старших классах с 1959г.

Зачеты выставляются на основе учета всех видов проверки, применявшихся учителем во время работы учащегося над определенным разделом или темой курса. Если ученик неоднократно отвечал устно, делал доклад или сообщение, активно выступал на семинарах, удовлетворительно выполнял письменные работы, учитель выставляет ему зачет по данной теме. Это означает, что материал данной темы признан усвоенным. Если же у учителя есть сомнение в этом, он проверяет знания ученика по всей теме или тем частям, которые ранее не были усвоены.

При проведении зачетов учитывается работа учащихся во время уроков, результаты письменной работы по теме, а также оценки, полученные при устной проверке знаний.

Зачетная система не исключает текущей проверки знаний. Школьник должен готовиться к каждому уроку, а не оставлять проработку всей темы к концу ее изучения.

Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний. Зачеты проводятся обычно на уроке во время самостоятельной работы. Главной трудностью такой проверки знаний является, несомненно, ограниченность времени, отводимого на изучение и контроль каждой темы.

Экзамены

Экзамены являются специальной формой итоговой проверки и оценки знаний учащихся, которая одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом. Экзамены проводятся под наблюдением и руководством органов народного образования.

В процессе проведения самих экзаменов проявляется только контролирующая функция этого вида проверки и оценки знаний.

Однако вызываемая перспективой экзаменов работа по повторению учебного материала придает экзаменам образовательное и воспитательное значение.

Экзамены помогают подытожить и систематизировать знания учащихся и в большей степени обеспечивают реализацию дидактического принципа прочности обучения. Они дисциплинируют учащихся, стимулируя их учение в течение года. Поэтому экзамены служат эффективным средством, помогающим повышению учебной работы.

Экзамены, как и текущая индивидуальная проверка знаний, были введены в школу после постановления ЦК партии от 25 августа 1932г.

Повседневное наблюдение

Для всех видов текущей и итоговой проверки знаний чрезвычайно большое значение имеет повседневное наблюдение учителя за каждым учащимся. Без опоры на него снижается эффективность всех методов обучения и специальных методов проверки знаний.

Систематическое наблюдение за учащимися в процессе работы над учебным материалом помогают учителю составить правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний. Оно способствует индивидуальному подходу при применении различных методов проверки знаний к разным учащимся.

Полнота и ценность повседневного наблюдения во многом определяется отношения учителя к детям, его интересом к самому наблюдению за ними, всестороннему изучению и т.п., т.е. тем, насколько он любит свою профессию.

Некоторые учителя ведут специальные дневники, в которые записывают свои наблюдения за каждым из учащихся, отмечая их индивидуальные особенности, имеющиеся у них пробелы в знаниях, причины появления этих пробелов и т.п., или применяют какие-либо другие формы записи и составления индивидуальных памяток о каждом из учеников /3/.

Тесты.

Структурированные тесты как средство контроля знаний

С тех пор как образование стало массовым процессом, начались поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний. Контроль такого вида обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто, как это необходимо преподавателю, каждый испытуемый проходит тест с той скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста выставляется объективная оценка, не зависящая от настроения преподавателя, его отношения к конкретному учащемуся, высчитанная от ответов на предыдущие вопросы. Тесты экономят время преподавателя, и это действительно так, если имеется в иду только проведение самого теста, особенно с использованием ЭВМ, когда оценка выставляется сразу же по окончании прохождения теста. Эти преимущества тестов приводят к их широкому использованию, но при этом нужно иметь в иду, что проведение тестов предполагает большую предварительную работу по подготовке и компоновке тестовых заданий /5/.

Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производится только по конечному результату, при этом остаются не оцененными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.

Разработка тестового контроля включает следующие этапы:

1) определение целей тестирования (прогностические- связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические- связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь;

2) отбор и упорядочивание заданий;

3) компоновка тестов по блокам;

4) апробация;

5) проведение тестовых испытаний.

Тест (проба, испытание)- это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляются определенные требования: валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

- информационные навыки (узнает, вспоминает);

- понимание (объясняет, показывает);

- применение (демонстрирует);

- анализ (обдумывает, обсуждает);

- синтез (комбинирует, моделирует);

- сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

Это позволяет определить уровень сложности теста

Тест представляет собой набор вопросов, которые выдаются пользователю в определенной последовательности. Самый простой способ организации тестов- выдача вопросов теста обучаемому последовательно одного за другим, пока не исчерпается весь набор. Тесты с такой последовательностью выдачи вопросов имеют линейную структуру. При линейной структуре вопросы могут выдаваться и в случайном порядке. Тесты с линейной структурой могут быть разбиты на секции. При тестировании сначала выдаются вопросы из набора первой секции, затем из набора второй и т.д. возможно и так называемая случайно- линейная выдача вопросов. В этом случае из каждой секции случайным образом выбирается заданная при создании теста число вопросов.

Другой способ организации тестов заключается в том, что вопросы теста выбираются по заданному автором количеству или по ключевым словам. Тесты могут быть созданы и с более сложной структурой- древовидной. Древовидная структура позволяет организовать тестирование в зависимости от уровня подготовленности обучаемого, с переходом от более простого вопроса к более сложному при успешном ответе и, наоборот, с переходом к более простому вопросу в случае неверного ответа. Такая структура позволяет получать многовариантные тесты.

Если несколько вопросов теста отображаются на одной экранной странице, то такой тест называют одностраничным. Если же каждый вопрос теста отображается на отдельной странице, то это многостраничный тест.

Желательно, чтобы выполнение теста имело ограничение по времени. При возможны следующие ситуации:

1) если время, отведенное на выполнение секции теста, истекло, то осуществляется переход к следующей секции;

2) превышение лимита времени учитывается при выставлении оценки за тест

Общие требования к тестам

В заданиях теста не должно быть лишних слов, каждое задание должно содержать четкие и короткие инструкции, ответы должны быть короткими и содержательными. По форме тестовые задания можно разделить на следующие основные группы:

- задание с выбором верного ответа (или несколько верных) из набора предлагаемых- тесты закрытого типа;

- ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым- тесты открытого типа.

При компьютерном тестировании вторая форма тестов трудно реализуется. Задания открытого типа иногда порождают ответы, которые формально трудно оценить ни как правильные, ни как неправильные. Поэтому при компьютерном тестировании чаще используют тесты закрытого типа. При этом следует иметь в виду, что неправильные варианты ответов должны быть правдоподобны. Удачно составленные задания отвлекают внимание примерно половины испытуемых, незнающих правильного ответа на вопрос. Обязательным условием и основным этапом при разработке и формировании теста является оценка его качества, трудности и надежности. Опыт разработки тестов показывает, что создание качественного теста предполагает совместную работу преподавателя- предметника со специалистами по тестам. Оценка качества теста достигается путем обсуждения несколькими экспертами формы, содержания теста и вариантов ответов. Трудность теста можно определить экспериментально (по частоте появления верных ответов на задания), надежность же тестов характеризуется воспроизводимостью результатов при повторном тестировании и также может быть установлено экспериментально.

Одним из наиболее трудоемких этапов в разработке тестов является этап составления заданий. Тест должен отражать контролируемый материал, не содержать избыточных заданий, соответствовать целям тестирования. Под структурой теста будем понимать определенный порядок связывания заданий в тесте: задания считаются связанными, если верный (неверный) ответ на одно задание предполагает верный (неверный) ответ на другое. В этом случае при ответе на одно задание учитываются ответы на все задания, структурно с ним связанные. Для такой структуры естественно выстроить все задания теста по степени сложности и установить между ними связи.

Контроль осуществляется следующим образом: тестируемому предъявляется некоторое задание. Если задание выполнено верно, предполагается, что также верны результаты всех заданий, предшествующих выбранному на данном шаге. Если результат неверный, то предполагается неверными результаты всех заданий следующих в структуре теста за выполненным. Далее выделенные таким образом задания отсекаются (включая предъявленное задание), и формируется новая структура из заданий с еще неопределенным результатом, из числа которых выбираются очередные задания для предъявления тестируемому. Таким образом, данный алгоритм позволяет исключить из запроса те задания, ответы на которые предопределены ответами на уже заданные.

НВ каждом шаге вычисляется количество правильно выполненных заданий. Опрос завершается, если это количество станет большим или равно некоторой величине, заданной преподавателем и определяющей полноту опроса. Такой алгоритм позволяет проводить опрос начиная с более легких или со сразу сложных заданий в зависимости от целей тестирования

Уровни тестов

Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомства) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий, направленных на узнавание. Это распознавание, различения, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня- это тесты на опознания («да»- «нет») и тесты на различение (избирательные или выборочные).

Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения. Например:

А) дополните текст…….;

Б) напишите формулу……..;

В) нарисуйте схему………….

В случае а) испытуемый должен дать полную формулировку, в случае б) необходимо написать лишь нужную формулу, в случае в) требуется вставить по памяти расположение элементов.

Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнение или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение. Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умение применить усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность учащегося в результате которой приобретенные знания проверяются на уровне умений. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения без его существенного преобразования. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в котором они были усвоены в процессе обучения.

Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.

Следует подчеркнуть также важность оценки трудности теста. Нередко составители теста путают трудность теста со сложностью измеряемого или интеллектуального процесса. Задание или тест, требующий простого воспроизведения, может быть очень трудным из-за некорректно поставленного вопроса или большого объема элементарных операций. С другой стороны, тест, требующий интерпретации данных или применения принципов решения, может быть простым, потому что сами принципы или методы решения хорошо известны.

Свойства тестов

Тесты должны обладать следующими свойствами:

- валидность (адекватность, обоснованность);

- определенность (общепонятность);

- надежность;

- практичность;

- простота в использовании;

- прогностическая ценность.

Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и на сколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты непригодны для практического использования. Выделят три типа валидности:

- содержательная- дает ответы на вопросы, охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к значению данного конкретного предмета и насколько данные задания (выбранные из множества возможных) пригодны для оценки знаний по этому предмету;

- эмпирическая- означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста;

- концептуальная- устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста. Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задачи.

Надежность теста- это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывание и т.п.).

Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таки, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.

При составлении тестов должны учитываться такие следующие требования:

- строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;

- простота- каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;

- однозначность- формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, при чем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятыми учащимся

2.4 Оценочные шкалы

Сложившаяся в России пятибалльная система оценок была удобна для школ с единым содержанием образования, единым уровнем его усвоения, едиными сроками изучения материалов. Очевидно, что в изменившихся условиях одинаковые оценки могут нести совершенно различную информацию. Часто поступающие в ВУЗы абитуриенты с одинаковыми оценками в аттестате показывают разные уровни подготовки.

На рисунке 1 представлены виды оценочных шкал.

Преимущество количественных шкал- их простота и определенность, но плата за это является их малая информативность. Порядковые шкалы, особенно дескриптивные, высоко информативны и содержательны. Недостатком их является высокая неопределенность, необходимость иметь систему экспертизы. При тестировании чаще всего используется относительная и рейтинговая шкала

2.5 Основные требования к оценке знаний

В истории разработки системы оценок в школе можно отметить три поворотных момента: май 1918 года, когда был принят декрет об отмене балльной оценки знаний и поведения учащихся; сентябрь 1935 года, когда в школах было установлено пять словесных оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»; и январь1944 года, когда было принято решение о замене применявшейся в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения цифровой пятибалльной системой.

Отметка- результат оценочного суждения, выраженное баллом.

Вопрос об оценке знаний является одним из самых спорных и дискуссионных во всей проблеме учета знаний. Он вызывает в практике работы много затруднений. Оценка является сильным стимулирующим средством и имеет большое воспитательное значение при условии, если она правильно применяется учителем.

Оценка в школе характеризует только знания учащихся. Она не должна быть наградой или средством наказания. Поощрением или порицанием должны служить слова и указания учителя в связи с выставлением оценки.

Оценки должны выставляться объективно. Опасен как либерализм- завышение оценок, так и чрезмерная строгость.

В наиболее общей форме можно сказать, что балл «5» ставиться ученику за знания в полном объеме требований, предъявляемых программой; балл «4»- за знания в объеме требований программы с небольшими отклонениями; балл «3»- за знания, которые позволяют ученику дальше работать; балл «2» ставиться тогда, когда уровень знаний не позволяет ученику продвигаться по программе дальше.

При выставлении оценок за четверть большую роль должно играть повседневное наблюдение учителя за учащимися. Оценку нельзя выводить как некое среднее арифметическое. Оценке подлежит вся работа за четверть, отношение ученика к работе, его активность на уроке, участие в коллективной работе, проявленные им знания при фронтальной неоцениваемой работе и т.п.

При проведении школьных экзаменов учителю, наоборот, мешает, что он хорошо знает каждого ученика. Учителю бывает иногда трудно поставить нужную оценку ученику, хорошо работавшему в году, за неудачный ответ на экзамене, равно как и высокую оценку заведомо лентяю, случайно вытянувшему «счастливый билет». Очень часто бывает, что в этих случаях учитель начинает задавать вопросы, стараясь дать возможность сильному ученику показать свои знания и проверяя дополнительно знания слабого ученика. Во многом именно поэтому и происходит почти полное совпадение экзаменационных оценок с годовыми.

При выведении четвертных и годовых оценок должен быть дифференцированный подход к оценкам по разным предметам.

По таким предметам, где изучаются самостоятельные, не связанные между собой органически темы, как история, география, биология, все оценки, полученные в начале четверти или в начале года и в конце, имеют относительно равную весомость.

По ряду предметов, где имеется взаимосвязь между новыми и старыми знаниями (например , в русском и иностранном языках, математике и некоторых других), последние оценки имеют большое, почти решающее значение, ими поэтому и нужно руководствоваться при выполнении обобщающих оценок.

Формой итоговой оценки работы ученика, наивысшего поощрения за весь период обучения в школе является награждение учащегося серебренной и золотой медалями. Получение золотой медали предоставляет учащемуся ряд льгот при поступлении в высшее учебное заведение.

Научные исследования по проблеме проверки и оценки знаний больше пока касались форм и методов проверки знаний, а не сущности самого процесса контроля. Поэтому к настоящему времени в широком дидактическом плане наиболее разработанной областью является сами методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, а также разработка норм оценивания служит хорошей основой для глубокого осмысления и обобщения этих рекомендаций с позиции дидактики, нахождения путем их сближения и разумной унификации на основе наиболее общих показателей.

Перспективны исследования в области программированного контроля, позволяющего с помощью заданий тестового типа за единицу времени проверить знания у большого числа учащихся.

Особое значение приобретает обучение учащихся приемам самоконтроля и оценки в связи с возрастанием объема самостоятельной работы по приобретению новых знаний в условиях непрерывного образования.

В целом вся работа в области проверки и оценки знаний учащихся требует к себе в настоящее время особенно большого внимания

3 Проектирование педагогических тестов для контроля знаний

История проверки знаний и способностей с помощью различных заданий насчитывает около 4 тысяч лет. Однако если исходить из научного определения педагогических тестов, то время их появления- начало ?? веке. Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности. В зависимости от длительного контролирующего периода обучения тестовый контроль знаний может быть текущим, тематическим, рубежным, итоговым и заключительным.

Его проведение связано с выполнением основных педагогических функций (диагностической, обучающей, воспитывающей, организующей) и принципов (объективности, гласности, научности, систематичности, эффективности). В США ежегодно знания и способности всех членов общества проверяются с помощью 47 млн. тестовых бланков, выпускающихся 400 тестовыми компаниями. Педагогическое тестирование в настоящее время становиться одной из самых актуальных информационных технологий образования.

Разработка теста начинается с введения, в котором описывается проблемная ситуация при контроле знаний по изучению дисциплины, наличие педагогических тестов, их достоинства и недостатки, адекватность реальной ситуации и проблемы применения. Далее излагаются цели, которые ставятся при разработке и применении данного теста, и задачи, решаемые при достижении поставленных целей. Затем автор описывает предполагаемый контингент для тестирования, время и условия применения теста.

На следующем этапе авторы формируют требования к знанию исходного раздела или темы. Здесь приводятся операционное описание раздела или темы. Здесь приводятся операционное описание приобретаемых знаний, умений и навыков, определений или формул, умения применять их для решения задач, предоставлять материал на графиках и схемах, компьютерных, библиографических или лингвистических навыков.

На очередном этапе проектирования требуется перечислить содержание теста по контролируемому разделу программы курса. На более важные компоненты программы необходимо привести больше вопросов для контроля, для обоснования выбора которых можно воспользоваться формализованной методикой логического анализа учебного материала, конкретизированной для рассматриваемой задачи.

Следующим шагом является перевод контрольных вопросов в контролирующие задания педагогического теста. В отличие от обычных вопросов, имеющихся в экзаменационных билетах, здесь речь идет о системе более дробных, коротких, взаимосвязанных между собой общей логикой заданий, отвечающих определенным научно обоснованным критериям качества. Задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, - они сформированы в форме утверждений, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или логичные высказывания. Последние легко кодируются двоичным кодом (1 или 0) и используются для дальнейшей обработки.

Необходимо отметить, что в состав теста включается только те задания, которые выражают его системные свойства. Согласно этим свойствам задания должны быть краткими по форме и четкими по содержанию. Они должны отличаться друг от друга по сложности и располагаться в тесте в порядке ее возрастания. Задания, имеющие определенный порядковый номер в тесте, должны обладать заданной дифференцирующей способностью (т.е. способностью отсекать заданный процент испытуемых), которая аппроксимируется моделью нормального закона распределения. Задания должны удовлетворять свойству предметной чистоты, обычно выявляемому посредством корелляционного анализа. Полученные задания должны пройти внутреннюю экспертизу, на предметную и лингвистическую корректность, в результате чего одни из них удовлетворяют, другие корректируются, а третьи заново вводятся в тест.

Эффективность тестового контроля зависит не только от качества заданий и от методов сравнения результатов, так как разные тесты имеют разное число заданий и при интегрировании оценок сумма баллов не несет объективной информации.

Процедуру тестирования и обработку тестовых результатов желательно проводить с помощью современных компьютерных средств. В настоящее время начинают разрабатывать оболочки тестовых программ, позволяющих автоматизировать процесс проверки знаний и умений испытуемых. К сожалению, они, как правило, не обеспечивают необходимого для качественных тестов уровня надежности и валидности. Статистическую обработку результатов тестирования удобно проводить с помощью специализированных табличных процессов SUPERCALK ИЛИ EXEL

Разработанная тестирующая программа «Ассоль» содержит 20 вопросов, которые рассчитаны на проверку знаний у учащихся старших классов. Тесты представлены в форме закрытого типа с линейной структурой. Время, затрачиваемое на проведение тестирования- 20 минут (по 1 минуте на вопрос). Вопросы выдаются по очереди с возможностью возврата к предыдущему вопросу, а также с возможностью предварительной проверки правильности ответа на вопрос (F2+ Enter). Также программа имеет звуковое сопровождение (при неправильном ответе издается звук «бип»). Тестирование с помощью этой программы рекомендуется проводить в середине урока, для того чтобы провести инструктаж по пользованию программой в начале урока, и , получив сведения о результатах тестирования дать возможность учащимся, которые «плохо» ответили на вопрос пройти тестирование еще раз. Программа «Ассоль» является очень простой в использовании, так как все указания отображаются на экране компьютера в информационном поле. Также программа содержит поле вопроса, поле ответа, скрытое поле качества ответа и кнопку управления.

Типы тестовых вопросов

Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или иного факта, изложенного в учебнике; ответ на тестовый вопрос может быть дан «сразу» (в одно действие) путём выбора его из предложенных вариантов ответа.

В тестовом задании ответ на него может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий, связанных, например, с какими-то вычислениями, выполнением логических операций, выбором формул, подбором числовых или графических данных и т.п.

Если область разработки тестовых вопросов достаточно хорошо изучена, то над проблемой разработки тестовых заданий предстоит ещё много работать.

Рассмотрим область разработки тестовых вопросов, а точнее, тот её аспект, который связан с созданием тестовых систем для функционирования на вычислительной технике.

В настоящее время наиболее широко распространены тестовые вопросы следующих типов.

Тип А. наиболее простой. В нём в качестве вопроса фигурирует фраза в вопросительной или утвердительной форме, и предлагаются только два возможных варианта ответов: «Да» и «Нет». Один из этих ответов является истинным, другой ложным.

Тип Б. на поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов. При этом предполагается, что среди предложенных вариантов ответа присутствуют все правильные, а так же несколько ложных.

Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа. При этом среди предлагаемых фрагментов обязательно присутствуют все правильные, а также несколько ложных.

Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Предполагается, что списки имеют одинаковую длину (одинаковое количество элементов) и существует однозначное соответствие между элементами списков.

Тип Д. требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.





Экранное представление тестовых вопросов

Обратимся к способам представления тестовых вопросов на экране компьютера, а точнее, к экранным элементам тестовых вопросов и управлению ими.

Сначала перечислим эти элементы:

- поле вопроса;

-поле иллюстрации;

- поле ответа;

-информационное поле;

-поле пояснения правильного ответа;

-скрытое поле качества ответа;

- кнопка управления;

Поле вопроса. Содержит соответственно текст вопроса. Еще раз отметим, что текст вопроса не должен содержать никакого начального обозначения (например, номера), поскольку вопросы должны поступать на экран из базы вопросов в случайном порядке, а наличие номера может приводить к механическому зрительному запоминанию.

Поле иллюстраций. Необязательный элемент. Содержит иллюстрацию к вопросу, а также может содержать элементы рабочего поля, если некоторые области иллюстрации являются активными по отношению к курсору мыши.

Поле вариантов ответа. Содержит два (минимум) или более (как правило, до десяти) возможных ответов на вопрос.

Если возможные ответы даны в виде текста, то каждый из них располагается в отдельном абзаце. Хорошо, если каждый возможный ответ препровождается каким-либо значком: тире, дефис, точка. В начале такого абзаца не должно быть индивидуального запоминающего значка (цифры, буквы и т.п.). При каждом появлении вопроса на экране список возможных ответов должен перетасовываться в случайном порядке. Когда испытуемый. Когда испытуемый помечает один из вариантов, цвет строки текста должен меняться. После того как испытуемый вводит признак законченности ответа, правильные ответы из предложенной совокупности необходимо определенным образом пометить (лучше специальным значком в начале абзаца, содержащего правильный ответа).

Для вопросов, у которых список возможных ответов представляет собой совокупность графических изображений, действительны все предыдущие утверждения за исключением способов пометки возможного ответа (они могут быть достаточно разнообразны).

Информационное поле. В нем появляется подсказка о том, что нужно делать в тот или иной момент, и поясняется полученный результат.

Поле пояснения правильного ответа. Предназначено для того, чтобы предоставить обучающемуся пояснение правильного ответа, а именно рассуждения, которые могли бы привести к правильному ответу. Естественно, что это поле появляется на экране только после того, как обучающиейся дал понять, что он сделал свой окончательный выбор. Иммет смысл выдавать такую информацию на экран в тех случаях, когда обучающийся дал или неправильный ответ, или не полностью правильный. Конечно, при использовании содержимого вопроса экзаменационной системой этл поле на экране не появляется. Что касается местоположения этого поля,то, поскольку оно не находится постоянно на экране, при проявлении оно может располагаться, напрмер, на месте, отведенном для иллюстраций. А dообще было бы хорошим тоном делать поля для иллюстраций и поля с пояснениями правильного ответа перемещаемыми. Поскольку появление таких полей на экране может прерывать полностью или частично поля с текстом вопроса,текстом возможных вариантов и т.д., то было бы неплохо дать возможность обучающемуся самому передвигать поля иллюстрации или поле с пояснением ответа на другое место,чтобы просматривать другие информационные поля экрана.

Скрытое поле качества ответа предназначена для выдачи обучаемому оценки степени првильности данного им ответа на вопрос, оно появляется на экране только после того, как обучающийся дал понять, что окончательный выбор им сделан.

Конпка управления. Имеет двойное назначение: сразу после появления тестового вопроса на экране она используется для того, чтобы испатуемый мог отказаться отвечать на очередной вопрос; как только он сделает какой-либо выбор, нажатие этой кнопки сигнализирует программе, что испытуемый сформировал свой окончательный ответ

4. Логика работы программы мастер- теста и представление статистики результатов

Компьютерные мастер- тесты являются одни из средств обучения в рамках виртуально-тренинговой системы образования. Основные требования к программе заключается в ее соответствии индивидуально-вариативной форме обучения студентов. Этому требованию отвечает макроструктура компьютерной тестирующей программы, которая включает три основных функционально связанных между собой блока:

-блок, содержащий по данной дисциплине («юниту», теме, курсу);

-блок статистики результатов тестирования, в который включен модуль оценки усвоения знаний по каждой выделенной единице тестирования;

-блок администрирования, предназначенный для установки преподавателем или сами студентом различных параметров и режимов работы программы (общего количества заданий для тестирования, контроля времени, критериев выставления оценки тестирования и т.д.).

Наиболее простая логика работы программы заключается в сквозном режиме представления тестовых заданий, последовательно проверяющих усвоение каждой контрольной единицы тестирования. Считается, что все задания равноценны, и за выполнение задания испытуемый получает 1(«плюс») или 0 («минус»). В соответсвии с установленным в блоке администрирования критериальным числом, связанным с процентом правильно решенных задач, программа определяет, какой смысловой модуль усвоен, а какой не усвоен. При этом вариативность, избирательность программы определяется критерием досрочного перевода испытуемого к тестированию по следующей группе заданий в зависимости от успешного прохождения первых двух (трех) заданий данной группы. Это позволяет значительно сократить объем теста для хорошо подготовленных студентов, и наоборот, дает возможность более основательно проверит знания тем, кто не уверен в своей подготовке.

Статистика результатов тестирования представляется программой в виде таблицы (или списка), в которой указаны контрольные единицы, усвоенные и не усвоенные учащимися.

Разработанный по представленной технологии мастер-тест, чтобы получить статус полноценного педагогического теста, должен пройти серьезную проверку на надежность и валидность. Это проверка теста связана с предварительной апробацией мастер-теста на значительном количестве учащихся и требует определенного времени. Однако такая проверка необходима и должна быть включена в полный технологический цикл производства и внедрения контролирующих компьютерных программ в учебный процесс

4.1 Компьютерный контроль знаний в среде Academia XXI

Очевидно, что качество конкретной компьютерной контролирующей программы определяется тем, какие выбраны методические программные решения следующих вопросов:

1) как организованы компьютерный банк контрольных заданий, его пополнение и адаптация, а также комплектация самих контрольных вариантов

2) какие компьютерная поддержка предоставляется учащимся в процессе контроля

3) как учащиеся сообщают свои ответы компьютеру

4) как анализируются и оцениваются ответы.

Понятно, что разработчики качественного контролирующего пакета при ответе на вышеперечисленные вопросы исходят из интересов учащегося и преподавателя, а не из возможностей своей программной разработки. Только при таком условии пакет имеет предпосылки оказаться востребованным. Авторы предлагают следующие принципы решения поставленных проблем:

1) в банке контрольных заданий должны находиться типичные задания разного уровня сложности, включение которых в контрольное мероприятие позволяет объективно и точно оценить уровень подготовки экзаменуемого. Каждое задание должно быть особенно четким пошаговым планом решения, а также комментариями относительно его вариантов различного уровня сложности. Процедура пополнения банка задач должна быть открытой и универсальной, чтобы ею могли пользоваться не только разработчики программы, но и все преподаватели. Процесс генерации контрольных вариантов должен происходить с учетом пожеланий преподавателя, который знает специфику экзаменуемых.

2) Компьютерная поддержка выполнения контрольного задания должна быть многообразной, вплоть до автоматического выполнения всего задания. Преподаватель должен иметь возможность выбрать надлежащий уровень компьютерной поддержки для каждого конкретного задания.

3) Форма ввода ответов в компьютер должна быть максимально приближенной к общепринятой и допускать все возможные варианты написания формул, символов и т.д. Знания, необходимые для правильного ввода ответа, должны быть минимальными.

4) При анализе и оценке ответов должны выявляться как случайные ошибки (описки), так и ошибки, вызванные непониманием или незнанием. Помимо окончательного ответа должны анализироваться и учитываться промежуточные результаты.

Очевидно, что такие принципы предъявляют высокие требования к методическому и программному обеспечению компьютерного контроля знаний. Однако, если они не будут удовлетворены полностью, компьютерный контроль не будет эффективным и востребованным преподавателями

Пакет Academia XXI разработан А.И. Кирилловым как сервер для Microsoft Word. Это значит, что доступ к многочисленным функциям пакета Academia XXI осуществляется через окно Microsoft Word, выступающего с одной стороны, в качестве интерфейса пользователя, а с другой стороны-клиента Academia XXI. Данные из документа МS Word по указанию пользователя пересылаются в пакет Academia XXI, обрабатываются этим пакетом и результат вставляется в исходный документ MS Word как его органическая часть, а не объект ОLE.

Основные преимущества такой технологии:

-достаточность умения работать с MS Word для использования всех функций пакета Academia XXI;

-возможность редактировать документы, созданные в среде MS Word+ Academia XXI, не только в этой среде, но и с помощью других пакетов;

-перспективность использования в дистанционном образовании в качестве основы для Word-Word взаимодействия;

- возможность совершенствовать и адаптировать пакет Academia XXI в соответствии с потребностями как индивидуальных, так и коллективных пользователей (кафедр, лабораторий и т.п.).

Удобство использования программы определяется ее интерфейсом. Использование MS Word в качестве интерфейса имеет очень широкие перспективы по следующим причинам:

1) такой интерфейс универсален и поэтому удобен для пользователей, поскольку им не нужно изучать что-то новое и непривычное ;

2) интерфейс MS Word очень мощный;

3) адаптация и модификация интерфейса MS Word просты и доступны любому пользователю, даже не умеющему программировать.

Отделив интерфейс от ядра программы, можно сделать свою разработку компактной и доступной по цене.

При использовании MS Word достигается выполнение требования того, чтобы процедура пополнения банка заданий контролирующей программы была открыта и универсальной и чтобы ею могли пользоваться не только разработчики, но и все преподаватели.

Комплекс MS Word+TestAc позволяет быстро и качественно подготовить контрольную работу или контролирующую программу с анализом ответов в произвольной текстовой форме. В будущих версиях предполагается предоставить возможность ввода и анализа ответов в графической форме, а в перспективе - в звуковой форме, что особенно важно при обучении лиц с дефектами зрения.

Модуль TestAc наделяет MS Word рядом новых функций, из которых прежде всего следует выделить функции управления банком контрольных заданий.

Основная единица банка заданий состоит из условия задачи, шаблона ее решения, шаблонов документов MS Word, бланков решения и соответствующих им сценариев контроля. Все эти составляющие - файлы в формате MS Word, хранящиеся в директориях на диске. Поэтому они всегда доступны для изменений. Пополнение банка заданий происходит просто путем помещения надлежащих файлов в надлежащие директории. Условия задачи может быть представлено в конкретной форме или в общем виде, когда некоторые параметры подлежат уточнению в процессе генерации заданий. Тогда и в шаблоне решения эти параметры и все другие, которые через них выражаются, принимают соответствующие значения. Иными словами, банк состоит из готовых вариантов каждого задания и шаблонов, по которым при необходимости генерируются новые варианты.

Вторая группа функций TestAc наделяет MS Word, представляет возможность составлять варианты контрольных работ в практически неограниченном количестве и разных уровней сложности. Эти контрольные работы в соответствии с указаниями пользователя автоматически формируются путем слияния отдельных заданий из банка. При этом используется функция MS Word, обычно доступная через Сеню Сервис, Слияние. Если вариантов в банке меньше требуемого количества вариантов контрольной работы, то либо автоматически генерируются- новые задания, либо задания в разных вариантах повторяются. По желанию пользователя параллельно с вариантами контрольной работы формируются и бланки для написания этой работы, а также полные тексты правильно выполненных всех ее вариантов. Результатом формирования контрольной работы являются файлы в формате MS Word. Хранящиеся в директория на диске. Они всегда доступны без изменений.

Подготовленные варианты могут быть предложены учащимся в разных формах: их можно распечатать и показать в аудитории или выслать по почте, вывести на экраны компьютеров дисплейного класса в окнах MS Word, поместить на сайт или переслать по электронной почте. Модуль TestAc может сконфигурировать MS Word так, что последний будет генерировать задание и сразу выводить их на экран, как это делают многие контролирующие программы. Модуль TestAc позволяет организовать выдачу заданий таким образом, чтобы следующее задание зависело от результата выполнения предыдущего.

По желанию экзаменатора учащимся могут быть предложены бланки для выполнения контрольной работы. Эти бланки являются документами MS Word. Шаблон документа может содержать много информации, крайне важной для компьютерного контроля. Например, в шаблоне документа хранятся те меню, панели инструментов и клавишные комбинации, которые будут доступны при работе над документом. Используя это важное свойство, экзаменатор может определить, какую компьютерную поддержку будет иметь учащийся в процессе выполнения контрольной работы. Например, в меню учащегося могут быть опции для вызова справки, для построения графиков и создания графических иллюстраций, для вызова калькулятора и т.п.Совершенно исключительные возможности компьютерной поддержки выполнения контрольных заданий возникают тогда, когда модуль TestAc интегрирован с модулем STEM Plus пакета academia XXI, поскольку STEM Plus позволяет непосредственно в окне MS Word выполнять все математические операции и графические построения с числовыми и символьными выражениями, а также заполнять таблицы результатами вычислений по указанным пользователем правилам. Все операции с приближенными числами выполняются по самым современным алгоритмам стандарта SC и с автоматическим определение погрешностей. При вычислениях учитываются единицы измерений, в том числе определяемые пользователем. В STEM Plus можно определить собственные функции пользователя и использовать программы на языках высокого уровня. Если учащемуся представлена такая мощная компьютерная поддержка, его работа над контрольным заданием становится творческой, поскольку рутинную часть задания ему помогает выполнит компьютер. Однако методика контроля знаний при наличии еще не вполне разработана.

Модуль TestAc предназначен для содействия преподавателю на всех трех этапах проведения контроля знаний: при этом составление вариантов, при проведении контрольной работы и при анализе ее результатов. При этом представляет важность грамотное составление банка заданий, сопровождающего модуль TestAc. Как отмечалось выше, банк заданий представляет собой набор файлов в форматах MS Word. Поэтому банк легко модифицировать.

Составление банка заданий ставит перед преподавателем трудную задачу типизации контрольного материала. Дело в том, что имеется противоречие между широкими возможностями выбора заданий и совршенно определенными рамками учебной программы





4.2 Программный комплекс диагностики знаний Teachlab TestMaster

Для реализации адаптивного управления процессом обучения необходимо обеспечить надежный и объективный контроль знаний и умений обучаемого.В настоящее время существует большое количество систем контроля знаний, как выполненных виде отдельных программных продуктов, так и в строенных в обучающие системы. Teachlab TestMaster- комплекс программ дляосуществления диагностики знаний в рамках образовательных и иных учреждений (ВУЗы, колледжи, школы, отделы кадров предприятий и т.п.).

Комплекс содержит три программы:

- TestMaster- программа для создания тестов;

- TestPlayer- программа для проведения тестирования;

-ViewReport- программа для просмотра результатов тестирования.

Teachlab TestMaster обладает разнообразными возможностями, в числе которых;

- уникальный алгоритм оценивания и система весов;

- поддержка вопросов теста по темам. Число тем в тексте не ограничено;

поддержка различных типов вопросов. Число вопросов в тесте не ограничено, число вариантов ответа в каждом вопросе не ограничено;

- ведение полного протокола тестирования, что обеспечивает возможность сопоставления реакции тестируемых и содержания каждого предъявляемого вопроса;

-полноценное форматирование описание теста и описание вопросов (каждый символ может быть написан своим шрифтом, цветом и т.д.);

- предварительный просмотр теста;

- экспорт теста в формат RTF (все типы вопросов, кроме свободно конструируемых);

- печать теста в разных вариантах: только вопросы; вопросы и ответы; вопросы, ответы и правильные ответы ( все типы вопросов кроме свободно конструируемых);

- создание форм для «бумажного тестирования»;

-защита теста паролем (отдельно для режимов изменения и тестирования);

- ограничение времени тестирования;

- сопровождение вопросов мультимедийными файлами;

- копирование вопросов;

- сжатие тестов;

- использование различных способов управления - с помощью мыши, клавиатуры и «горячих» клавиш;

- работа с буфером обмена Windows4

- простой и интуитивно понятный интерфейс.

Teachlab TeachMaster поддерживает несколько вариантов проведения тестирования;

- смешивание вопросов- вопросы для тестировании выбираются случайным образом, однако в первую очередь задаются вопросы с высокой степенью важности (значение параметра важность вопроса задается при создании вопросов);

- последовательно- вопросы задаются в порядке их расположения в тесте;

- с учетом тем - вопросы для тестирования выбираются случайным образом с учетом тем. По разным темам может быть задано разное количество вопросов.

Традиционно компьютеризированный контроль знаний осуществляется путем предъявления обучаемому вопросов (заданий) и анализа его ответов.

Программа TestMaster позволяет создавать вопросы следующих типов:

1)одиночный выбор;

2)множественный выбор;

3)ввод с клавиатуры;

4) соответствие;

5) указание области на рисунке;

6) вопросы с присоединенной процедурой вывода и анализа ответов.

Вопросы первых трех типов наиболее часто встречаются в программах, подобного рода , вопросы 4-го и 5-го типов - гораздо реже, а вопросы 6-го типа (свободно конструируемые вопросы) реализованы только в программе

Teachlab TestMaster.

В чем суть вопросов с присоединенной процедурой вывода и анализа ответов? Практика показывает, что при проверке знаний и умений гораздо эффективнее не задавать вопрос (например Как создать новую папку на рабочем столе Windows?), а давать задание («Используюя конкретное меню, создайте папку на рабочем столе Windows») . В этом случае тестируемый не выбирает правильный ответ из предложенных вариантов, а выполняет набор действий, которые приводят к желаемому результату. Именно такое тестирование и позволяет реализовать свободно конструируемые вопросы.

Процесс создания вопросов данного типа аналогичен процессу разработки программ в любой среде визуального программирования, например Delphi; проектирование интерфейса путем манипуляции набором компонентов и связывание их с помощью кода на Object Pascal (планируется ввести поддержку Visual Basic Script и Java Script). Набор компонентов, используемых для конструирования вопросов, достаточно обширен. Кроме того, предусмотрено возможность подключения дополнительных компонентов для расширения функциональных возможностей программы



































Заключение

Практика показывает, что компьютер с полным основанием можно считать неотъемлемой частью учебного процесса. Он может приобрести немаловажное значение как средство оценки знаний и умений учащихся, и кроме того, как мера эффективности избираемых стратегий обучения. Сегодня все понимают, что оценка составляет неотъемлемую часть процесса усвоения, а не просто что-то характеризует или удовлетворяет. Именно поэтому потенциальные возможности адекватного использования компьютера в учебном процессе для диагностических целей весьма значительны.

Вывод, который делают исследователи в тех странах, где накоплен опыт компьютеризации, прежде всего в развитых странах Запада, состоит в том, что реальные достижения в этой области не дают оснований полагать, что применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения к лучшему. Нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться, что он осуществит революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, в который компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство обучения и контроля знаний, умений и навыков учащихся.

К настоящему моменту некоторая опасность применения автоматизированной оценки уже очевидна, другие могут проявиться с большей ясностью по мере увеличения количества вычислительного оборудования в школах, когда широкий круг учителей получит доступ к аналитическим программам. Здесь, как и повсюду, компьютер следует рассматривать в качестве педагогического средства, а не орудия, превращающего оценку в ранг непогрешимого судьи и руководителя процесса усвоения.



Список использованных источников

1. Гутгарц Р.Д., Чебышева Б.П. Компьютерная технология обучения// Информатика и образование- М.: 2000-№5.- стр.44-45.

2. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1998.- стр. 350.

3. Ильина Т.А.Педагогика. М.: Просвещение, 1984.- стр. 410.

4. Бордовская Н.А., РеанА.А. Педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2000.- стр. 270.

5. Воробейчикова О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний// Информатика и образование- М.: 2001-№7.- стр.14-17.

6. Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах// Информатика и образование- М.: 2000- №1.- стр.50-54.

7. Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2003-№3.- стр.53-54.

8. Педагогика высшей школы/ учебно-методическое пособие. Издательство казанского университета, 1985.- стр.240.

9. Матушанский.Г.У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний// Информатика и образование- М.: 2000-№6.- стр.7-10.

10. Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.Б. Новые информационные технологии: 30 уроков по информатике. Алматы, 2001.- стр.244.

11. Харламов И.В. Педагогика. М.: Гардарикл, 2002.- стр.300.

12. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний// Информатика и образование- М.: 2000-№1.- стр.71-81.

13. Евтюхин Н.В. Структуризация знаний и технологий разработки компьютерных масте- тестов// Информатика и образование- М.: 1999-№6.- стр.90-92.

14. Бурковская М.А., Зимина О.В., Кириллов А.И. Компьютерный контроль знаний в среде Academia XXI// Информатика и образование- М.: 2002-№9.- стр.81-85.

15. Аршинский Л.В., Пугачев А.А. Программный комплекс диагностики знаний TEACHLAB в TESTMASTER// Информатика и образование- М.: 2002-№7.- стр.68-73.

16. Сулла. Охрана труда. М.: Просвещение, 1989.- стр.311.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!