| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ОБРАБОТКА КАМНЯ»
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Гальченко Диана Валерьевна
Преподаватель:
Конева А. В.
г. Ейск
2023 год
Художественная обработка камня — древнейший вид народного декоративного искусства. Его природная декоративность, разнообразие расцветок и узоров неизменно привлекали к нему художников и мастеров всех времен и народов.
Русское камнерезное искусство берёт своё начало ещё в XI—XII вв. С тех времён дошли до нас многие памятники старины, содержащие элементы искусства каменотёсов.
В конце 18-го века в Екатеринбурге была основана шлифовально-гранильная фабрика, затем знаменитая Колыванская фабрика на Алтае. Именно вблизи месторождений природного поделочного, полудрагоценного и драгоценного камня они и строились. Основная масса камня, перерабатываемая на таких фабриках – это поделочный камень.
По сложности обработки камень разделяли и разделяют на твёрдый (яшма, агат, малахит, лазурит, нефрит и др.), средней твёрдости (мрамор, оникс, порфир и др.) и мягкий (гипс, кварцит, серпентин, слюда и др.).
Фабрики Урала и Алтая обеспечивали продукцией прежде всего Москву и Петербург. Со второй половины 18-го века особую популярность получают каменные вазы, без украшения которыми не обходится ни одно крупное здание в Петербурге или Москве.
До начала 19-го века в камнеобработке вообще не применялись какие либо механизмы. Долото, напильники, молоток – и всё. Для распиловки камня в рез подсыпали абразивный порошок. Для сверления также подсыпали абразив в отверстие.
Шлифовали чугунными гладилками с абразивом, поливая водой. Получающийся от шлифовки шлам использовали несколько раз.
Далее изделие полировали до зеркального блеска, посыпая полировочным порошком – крокусом или трепелом. Тёрли так называемой «куклой» - подушкой из войлока.
Техника обработки камня наших дней, естественно, не идёт ни в какое сравнение с примитивными механизмами прошлого. Основная масса работ производится на полуавтоматических, автоматических и компьютерноуправляемых станках. Но даже при современном уровне развития техники камнеобработки, часть операций, где требуется особая точность и тонкий декор – производится вручную.
В 19-м веке, после сокращения дворцового и усадебного строительства изменился и характер выпускаемой камнеобрабатывающими фабриками продукции. Начали появляться небольшие каменные изделия: шкатулки, табакерки, кольца, серьги, вазочки и пр.
Вместе с тем все более широкое распространение получает художественная обработка мягкого камня.
Мягкий камень, уступая твердому и полутвердому в прочности и долговечности, не уступает в декоративных свойствах и более лёгок в обработке.
Он легко распиливается. Художественные изделия выполняют при помощи обычных стамесок, рашпилей и подобных инструментов. Шлифовка происходит стеблями хвоща и полировка гашеной известью и мыльной пеной.
Изделия из мягкого камня часто обрамляют металлом в виде полосок, располагающихся по краям изделия, что придает им большую прочность и декоративный эффект.
Художественной обработкой твердого камня многие годы занимались заводы "Русские самоцветы". Они изготовляли шкатулки и ларцы из знаменитой темно-красной, из пестрой "ситцевой" и других разновидностей яшмы.
От прошлого века современные уральские мастера унаследовали традицию изготовления коробочек из камня с рельефной имитацией на крышке кисти ягод. Изготовляли также из камня и настольные вазы с филигранным обрамлением. Из твердого и полутвердого камня делали монументальные многопредметные письменные приборы. Изготовляли из твердого и полутвердого камня и мозаичные панно и портреты, иногда карты.
Большое распространение получили также коллекции цветного поделочного камня в виде образцов, собранных в специально оформленной коробке. Природные декоративные качества цветного поделочного камня, неповторимость его узоров, возможность варьировать колорит и рисунок в изделиях, выполняемых даже из одного и того же блока и имеющих одинаковую форму, обусловливают отношение к этому благородному материалу и к изделиям из него, как к замечательным национальным сувенирам.
Возрождение былой славы цветного твердого поделочного камня - важнейшая задача камнерезных предприятий страны. Художественные изделия из синего бадахшанского лазурита, изумрудно-зеленого малахита, сургучной, орской и другой яшмы явятся подлинными сувенирами, призванными представлять национальную художественную культуру и природные богатства нашей Родины как внутри страны, так и за рубежом.