СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сонеты У.Шекспира

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализ сонетов У.Шекспира через образы, детали, эмоциональную оценку

Просмотр содержимого документа
«Задание»

Задание


- Собрать из фрагментов сонет, прочесть его выразительно, в чтении принимает участие каждый. Текст должен звучать так, чтобы казалось, будто его читает один человек. На репетицию – 1 минута

- Когда читает сонет другая группы, вы в это время записываете:

1) какие герои, персонажи упоминаются в каждом стихотворении

2) какие предметы и атрибуты упоминаются в каждом стихотворении

3) какие образы и сравнения употребляются в каждом стихотворении

4) какой теме или проблеме, с вашей точки зрения, посвящено каждое стихотворение


Задание


- Собрать из фрагментов сонет, прочесть его выразительно, в чтении принимает участие каждый. Текст должен звучать так, чтобы казалось, будто его читает один человек. На репетицию – 1 минута

- Когда читает сонет другая группы, вы в это время записываете:

1) какие герои, персонажи упоминаются в каждом стихотворении

2) какие предметы и атрибуты упоминаются в каждом стихотворении

3) какие образы и сравнения употребляются в каждом стихотворении

4) какой теме или проблеме, с вашей точки зрения, посвящено каждое стихотворение


Задание


- Собрать из фрагментов сонет, прочесть его выразительно, в чтении принимает участие каждый. Текст должен звучать так, чтобы казалось, будто его читает один человек. На репетицию – 1 минута

- Когда читает сонет другая группы, вы в это время записываете:

1) какие герои, персонажи упоминаются в каждом стихотворении

2) какие предметы и атрибуты упоминаются в каждом стихотворении

3) какие образы и сравнения употребляются в каждом стихотворении

4) какой теме или проблеме, с вашей точки зрения, посвящено каждое стихотворение


Задание


- Собрать из фрагментов сонет, прочесть его выразительно, в чтении принимает участие каждый. Текст должен звучать так, чтобы казалось, будто его читает один человек. На репетицию – 1 минута

- Когда читает сонет другая группы, вы в это время записываете:

1) какие герои, персонажи упоминаются в каждом стихотворении

2) какие предметы и атрибуты упоминаются в каждом стихотворении

3) какие образы и сравнения употребляются в каждом стихотворении

4) какой теме или проблеме, с вашей точки зрения, посвящено каждое стихотворение


Задание


- Собрать из фрагментов сонет, прочесть его выразительно, в чтении принимает участие каждый. Текст должен звучать так, чтобы казалось, будто его читает один человек. На репетицию – 1 минута

- Когда читает сонет другая группы, вы в это время записываете:

1) какие герои, персонажи упоминаются в каждом стихотворении

2) какие предметы и атрибуты упоминаются в каждом стихотворении

3) какие образы и сравнения употребляются в каждом стихотворении

4) какой теме или проблеме, с вашей точки зрения, посвящено каждое стихотворение


Просмотр содержимого документа
«ХОД УРОКА»

Конспект урока литературы в 7 классе

Тема: «Сонеты У. Шекспира»


Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 6»г.Перми

Зорина Алена Михайловна


Тип: урок систематизации знаний.

Цель урока: анализ сонетов У.Шекспира через образы, детали, эмоциональную оценку

Задачи

Образовательные: дать представление о жанре сонета

Развивающие: формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать свое отношение к прочитанному, эмоции, которые вызывают сонеты.

Воспитательные: Привитие навыков замедленного филологического чтения;

вовлечь обучающихся в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к творчеству У. Шекспира.


Данный урок второй по счету в цикле уроков, посвященных изучению творчества У.Шекспира. Урок позволяет погрузиться в атмосферу поэзии Шекспира и настроиться на изучение более сложной темы – трагедии «Гамлет».

В начале урока с помощью приложения Plickers проводится викторина, проверяющая знания, полученные на предыдущем уроке. Далее мы переходим ко второму этапу урока, на котором разбираем особенности сонета, как лирического жанра. На этом этапе обучающиеся используют рабочую карту урока.

На следующем этапе мы переходим непосредственно к текстам сонетов. Каждый сонет читает группа учеников. Но текст должен звучать так, чтобы казалось, будто его читает один ученик. Сонет читается два раза. Во время первого прослушивания обучающиеся закрывают глаза и с помощью своего воображения создают образы, пытаются ощутить настроение произведения. Во время второго прослушивания обучающиеся заполняют таблицу:


Герои, персонажи

Художественные образы

Художественные средства

Тема, проблема, идея

Сонет 23





Сонет 66





Сонет74





Сонет 130






Каждый сонет обсуждается слушателями, в это время группа, которая читала сонет, создает зрительный образ произведения с помощью реквизита. Затем зрители пытаются расшифровать все образы, которые предстают перед ними.

Создавая композиции, ребята интуитивно закладывают в нее гораздо больше, чем можно сформулировать словами. А воспринимающие вычитывают из увиденного еще больше интересного, чем могли предположить авторы. При этом часто в чужих объяснениях участники вдруг слышат то, о чем подумали мимоходом, что почувствовали только на мгновение.

На уроке представлены разные виды работы, обучающиеся задействуют практически все органы чувств, что позволяет более глубоко проникнуть в творчество поэта и научиться выражать свои эмоции.




Ход урока


1. Дети вытягивают кусочки цветного картона, на которых написаны фрагменты сонетов. Затем объединяются в группы по цвету картона.


2. Задание

- Собрать из фрагментов сонет, прочесть его выразительно, в чтении принимает участие каждый. Текст должен звучать так, чтобы казалось, будто его читает один человек. На репетицию – 1 минута

- Когда читает сонет другая группы, вы в это время записываете:

1) какие герои, персонажи упоминаются в каждом стихотворении

2) какие предметы и атрибуты упоминаются в каждом стихотворении

3) какие образы и сравнения употребляются в каждом стихотворении

4) какой теме или проблеме, с вашей точки зрения, посвящено каждое стихотворение


3. Группы зачитывают ответы. Делаем выводы.


4. Снова дети тянут бумажки, на которых написаны слова. Объединяются в группы. Каждый получает лист с сонетами. Они объединены темами творчества, любви, времени.

Каждый читает все тексты, выбирает 1, при прочтении которого для читающего встает наиболее яркая зрительная картина. Чтобы, закрыв глаза, он буквально видел образы сонета.

По очереди читают вполголоса сонет для своей группы, затем группа выбирает 1, лучшего. Главное: чтобы слушатели увидели именно ту картину, которая предстала внутреннему взору исполнителя. Т.е. нужно «нарисовать» словесную картину интонацией, ритмом, акцентами…


Затем чтецы от каждой группы читают для всех. Остальные слушают с закрытыми глазами и стараются запомнить все «видения» как можно подробнее: цвет, свет, фактуру, композицию, настроение, ощущение.


После каждого прочтения у групп есть 1 минута для обсуждения. Затем рассказывают о самых ярких увиденных образах, картинах, возникших в воображении. Может рассказывать 1 человек или несколько. Учитель задает уточняющие вопросы, спрашивает о подробностях. Дети должны описывать только то, что можно увидеть глазами.


5. Учитель открывает реквизит. Каждая группа создает композицию, которая образно выражает суть всей прочитанной поэзии Шекспира. Создавая композиции, нужно помнить, что рассматривать ее будем с 3 сторон.

Когда работы готовы, все участники обходят их по очереди. Авторы молчат. Зрители обсуждают композицию, пытаясь расшифровать все образы, которые предстают перед ними. Учитель обращает внимание на детали, задает вопросы.


Итог: Создавая композиции, мы часто интуитивно закладываем в нее гораздо больше, чем можем сформулировать словами. А воспринимающие вычитывают из увиденного еще больше интересного, чем могли предположить авторы. При этом часто в чужих объяснениях мы вдруг слышим то, о чем подумали мимоходом, что почувствовали только на мгновенье.

Просмотр содержимого документа
«рабочий материал 1 на цветной бумаге»

Сонет 23 

Как тот актер, который, оробев,
Теряет нить давно знакомой роли,

Как тот безумец, что, впадая в гнев,

В избытке сил теряет силу воли, -

Так я молчу, не зная, что сказать,
Не оттого, что сердце охладело.
Нет, на мои уста кладет печать


Моя любовь, которой нет предела.
Так пусть же книга говорит с тобой.


Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идет к тебе с признаньем и мольбой

И справедливой требует расплаты.



Прочтешь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?


сонет 66


Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,



Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,



И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,


И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,


И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.



Все мерзостно, что вижу я вокруг...

Но как тебя покинуть, милый друг!


сонет 74

Когда меня отправят под арест

Без выкупа, залога и отсрочки,


Не глыба камня, не могильный крест –

Мне памятником будут эти строчки.



Ты вновь и вновь найдешь в моих стиха

Все, что во мне тебе принадлежало.



Пускай земле достанется мой прах, -

Ты, потеряв меня, утратишь мало.

С тобою будет лучшее во мне.



А смерть возьмет от жизни быстротечно

Осадок, остающийся на дне,

То, что похитить мог бродяга встречный,



Ей - черепки разбитого ковша,

Тебе - мое вино, моя душа!




сонет 76

Увы, мой стих не блещет новизной,

Разнообразьем перемен нежданных.

Не поискать ли мне тропы иной,



Приемов новых, сочетаний странных?

Я повторяю прежнее опять,


В одежде старой появляюсь снова.

И кажется, по имени назвать


Меня в стихах любое может слово.

Все это оттого, что вновь и вновь

Решаю я одну свою задачу:



Я о тебе пишу, моя любовь,

И то же сердце, те же силы трачу.



Все то же солнце ходит надо мной,

Но и оно не блещет новизной!


сонет 130

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,


Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.



С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.



А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.



Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.



Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали!


Просмотр содержимого документа
«Карта урока для ученика»

Своеобразие сонетов В.Шекспира

Сонеты - это ключ,

которым Шекспир открыл свое сердце.

Вильям Вордсворт



Ритм

Рифма

14 строк

Свободная форма

Особая рифмовка

Возможно отсутствие рифмы

В первом четверостишии – тема

Возможно отсутствие рифмы

Заключительные строки - итог


СТИХОТВО-РЕНИЕ

СОНЕТ












Герои, персонажи

Художественные образы

(предметы, атрибуты)

Художественные средства

(сравнения, эпитеты, метафоры)

Тема, проблема,

ИДЕЯ

СОНЕТ 23









СОНЕТ 66









СОНЕТ 74









СОНЕТ 76









СОНЕТ 130












Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

СОНЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ Ритм Рифма 14 строк Свободная форма Особая рифмовка Возможно отсутствие рифмы В 1 четверостишии – тема Заключительные строки - итог

СОНЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ

Ритм

Рифма

14 строк

Свободная форма

Особая рифмовка

Возможно отсутствие рифмы

В 1 четверостишии – тема

Заключительные строки - итог

СОНЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ  Ритм Ритм  Рифма Рифма  14 строк Свободная форма Особая рифмовка Возможно отсутствие В 1 четверостишии – тема рифмы Заключительные строки - итог

СОНЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ

Ритм Ритм

Рифма Рифма

14 строк Свободная форма

Особая рифмовка Возможно отсутствие

В 1 четверостишии – тема рифмы

Заключительные строки - итог


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!