СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В. Моцарта

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: углубление и расширение представлений учащихся о циклических формах инструментальной музыки.

Задачи: познакомить детей с возможностью нетрадиционной трактовки сонатного цикла, закрепить понимание использования знакомых музыкальных жанров в сонате, а также разнообразных форм (вариация, трехчастная форма, рондо) уметь самостоятельно анализировать, сопоставлять и сравнивать содержание произведения, закрепить понимание музыкальных терминов, как экспозиция, разработка, рондо,воспитывать уважение к композиторам классикам и любовь к классической музыке.

Просмотр содержимого документа
«Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В. Моцарта»

СОНАТА  Соната № 2.ре минор  С. Прокофьев  Соната № 11 ля мажор.  В.А.Моцарт

СОНАТА Соната № 2.ре минор С. Прокофьев Соната № 11 ля мажор. В.А.Моцарт

II. Разработка Сонатная форма  III. Реприза I. Экспозиция

II. Разработка

Сонатная форма

III. Реприза

I. Экспозиция

Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных произведениях, как концерт и симфония.
  • Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных произведениях, как концерт и симфония.
Соната № 2. ре минор  С. Прокофьев (1891 – 1953)

Соната № 2. ре минор С. Прокофьев (1891 – 1953)

Музей в Камергерском переулке, 6/5.

Музей в Камергерском переулке, 6/5.

1957 — Ленинская премия присуждена посмертно за 7-ю симфонию 1947 — Народный артист РСФСР
  • 1957 — Ленинская премия присуждена посмертно за 7-ю симфонию

1947 — Народный артист РСФСР

Соната № 2 ре минор была написана С. Прокофьевым во время обучения в консерватории в 1912 году. В ней слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний: от задорно-радостных, до нежно-лиричных.
  • Соната № 2 ре минор была написана С. Прокофьевым во время обучения в консерватории в 1912 году.
  • В ней слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний: от задорно-радостных, до нежно-лиричных.

В экспозиции помимо главной и побочной тем, есть две другие – связующая и заключительная темы. Остроумно и необычно построена разработка. Будто в опере или балете, постоянно происходит смена «сцен».
  • В экспозиции помимо главной и побочной тем, есть две другие – связующая и заключительная темы.
  • Остроумно и необычно построена разработка.
  • Будто в опере или балете, постоянно происходит смена «сцен».
ГЛАВНАЯ ТЕМА

ГЛАВНАЯ ТЕМА

СВЯЗУЮЩАЯ ТЕМА

СВЯЗУЮЩАЯ ТЕМА

ПОБОЧНАЯ ТЕМА

ПОБОЧНАЯ ТЕМА

ВТОРАЯ ЧАСТЬ Вторая часть — живое, стремительное, несколько токкатное скерцо. 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Вторая часть — живое, стремительное, несколько токкатное скерцо. 

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ Третья часть (Andante) — одно из высочайших достижений Прокофьева в сфере углубленной напевной лирики.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

Третья часть (Andante) — одно из высочайших достижений Прокофьева в сфере углубленной напевной лирики.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ Четвертая часть (Vivace) развивает и окончательно утверждает основное настроение сонаты — жизнерадостную (несмотря на господствующую минорную тональность), полетную устремленность, заложенную в теме главной партии первой части. По форме — это сонатное аллегро с эпизодом в разработке, а по содержанию и значению в цикле — подлинный итог произведения, его обобщающее завершени

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ

Четвертая часть (Vivace) развивает и окончательно утверждает основное настроение сонаты — жизнерадостную (несмотря на господствующую минорную тональность), полетную устремленность, заложенную в теме главной партии первой части. По форме — это сонатное аллегро с эпизодом в разработке, а по содержанию и значению в цикле — подлинный итог произведения, его обобщающее завершени

Соната № 11 ля мажор.  В.А.Моцарт (1756-1791)

Соната № 11 ля мажор. В.А.Моцарт (1756-1791)

1 часть сонаты написана в вариационной форме. И это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
  • 1 часть сонаты написана в вариационной форме.
  • И это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
В музыке XVIII века ярко предстает эпоха галантных манер. Подчиняясь особой «формуле» композиторы того времени всячески подчеркивали внешнюю красивость и аристократическую манерность. Однако, в музыке В.Моцарта «формула» эта приобретает особый, глубокий смысл.
  • В музыке XVIII века ярко предстает эпоха галантных манер. Подчиняясь особой «формуле» композиторы того времени всячески подчеркивали внешнюю красивость и аристократическую манерность.
  • Однако, в музыке В.Моцарта «формула» эта приобретает особый, глубокий смысл.
В сонате № 11 три части: 1) Тема с вариациями 2) Менуэт 3) Финал
  • В сонате № 11 три части:
  • 1) Тема с вариациями
  • 2) Менуэт
  • 3) Финал
Огромную популярность соната получила благодаря знаменитому финалу – Турецкому маршу – «Rondo alla turca», как называл эту часть сам Моцарт. В то время в европе впервые зазвучала турецкая музыка, важное место в которой занимал турецкий барабан, удары которого Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.
  • Огромную популярность соната получила благодаря знаменитому финалу – Турецкому маршу – «Rondo alla turca», как называл эту часть сам Моцарт.
  • В то время в европе впервые зазвучала турецкая музыка, важное место в которой занимал турецкий барабан, удары которого Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.
Daniel Barenboim   Соната № 11 ля мажор. В.А.Моцарт видео

Daniel Barenboim

Соната № 11 ля мажор. В.А.Моцарт

видео

Благодарю за внимание!!!

Благодарю за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!