СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сохраним природу в себе и себя в природе" литературная игра по произведениям Н.И. Сладкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Многие виды деятельности человека меняют лик Земли, а тем самым условия жизни для зверей, птиц, растений. Все на этой земле должно быть нам родное. А вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе. Возможно, после знакомства с произведениями Н.И. Сладкова наши дети проникнутся любовью к природе. 

Просмотр содержимого документа
«"Сохраним природу в себе и себя в природе" литературная игра по произведениям Н.И. Сладкова»


«…Сохраним природу в себе и себя в природе».

литературная игра по рассказам и сказкам Николая Ивановича Сладкова

(для учащихся начальной школы)


«Давно и пристально всматриваемся мы в природу. Не пора ли заглянуть и в себя? Какими видят нас настороженные глаза птиц и зверей, глаза полей и лесов? Кто мы, властелины Земли? чего мы хотим? И что мы творим? Глаза в глаза: человек и живая природа…»

Н.И. Сладков

Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности человека меняют лик Земли, а тем самым условия жизни для зверей, птиц, растений. Все на этой земле должно быть нам родное. А вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе. Возможно, после знакомства с произведениями Н.И. Сладкова наши дети проникнутся любовью к природе. И может быть, им захочется зимой подкормить птиц, взять под охрану муравейник, расчистить рощу, полянку в лесу.

Цель мероприятия:

  • вызвать у детей интерес к чтению художественных произведений о природе;

  • развивать навыки правильного и осознанного чтения;

  • развивать внимательность, память, воображение;

  • воспитывать внимательное и бережное отношение к природе;

Подготовительная работа:

  • Чтение произведений Н.И. Сладкова;

  • Подготовка рисунков по произведениям Н. Сладкова к конкурсу.

Родился Н. Сладков 5 января 1920 года в обычной

рабочей московской семье, но рос, учился и жил в Ленин- граде. Там же он пришел в кружок юннатов, где встретил шефствующего над кружком В. Бианки. Первые встречи мальчика с природой проходили в небольших городских сквериках, а позже в старинных парках Детского Села. С детства Н.И. Сладков стал вести дневник наблюдений. Сначала это были очень короткие записи: «Увидел трех дроздов», «Увидел тетерева с выводком».

Осенью 1942 года Н. Сладков получил военную специальность офицер-топограф. На войне эта профессия очень важна, ведь планы всех сражений и передвижения войск разрабатываются на основе подробных карт и планов местности.

Первая книжка Н.И. Сладкова «Серебряный хвост» вышла в 1953 году.

Далее от рассказа к рассказу, от книги к книге совершенствовал Сладков свое писательское мастерство. Его книги полны загадок, открытий, интересных наблюдений, забавных историй.

Писатель Д. Гранин так писал о его творчестве: - «Литературная жизнь Николая Сладкова была завидной цельной – он защищал природу, прежде всего любовью. Спасал ее красотой – открывал всем нам ее сокровенное совершенство… Талант его рассказов будет неумолкая пробуждать любовь людей к защите дарованного им чуда природы»


Игра проводится между двумя командами, по 5 человек каждая.


( На столе шесть конвертов. Игроки команд по очереди бросают кубик и выбирают один из них. Достают из конверта номер вопроса. Рядом с номером указано количество баллов за данный вопрос в зависимости от сложности).


Конверт № 1 Животные леса


1.1. Почему птицы и звери очень хотели разбудить медведя в сказке «Как Медведя переворачивали»?

( … «как Медведь перевернется на другой бок – так солнце повернет на лето») 3 балла.

1.2. Кто и как, в конце концов, заставил перевернуться медведя в сказке «Как Медведя переворачивали»? (Мышь. Она стала щекотать медведя.) 1 балл.

1.3. Кем в Бюро записала себя Сорока из сказки «Бюро лесных услуг»? (Сорока – сторожиха) 1 балл

1.4. Кому и как вызвался помочь заяц в сказке «Бюро лесных услуг»? (Разрывать снег для куропаток.)3 балла

1.5. Почему Бельчонок, Бурундук и Крысенок убежали от своих мам? («Осень не за горами, самое время возмужания и расселения».) 3 балла

1.6. Почему рассказ называется «Медведь – дармоед»? (Медведь специально вспугнул грибника и ягодника «ворчнул раз – и два кузовка»).2 балла.

1.7. Какой зверь в сказке «Весна идет» с нетерпением ждал прихода весны, советуясь с Луной. (Волк)


Конверт № 2 Окружающая природа. Лес


2.1. Рассказ называется «На неведомых дорожках». О какой дорожке в Рас сказе идет речь? ( О муравьиной тропе). 3 балла

2.2. В сказке «Тень» Сладков сравнивает каждую поляну в лесу с зеленой чашей со своим теплым настоем: медовым, грибным и т.д. С каким настоем была та поляна, на которой медведь ловил свою тень? ( С брусничным). 5 баллов.

2.3. Как в лесу по своему переговариваются деревья ели и осинки в рассказе «Медведь-дармоед»? (ели – еле-еле; осинки вполшепота).5 баллов

2.4. У какого дерева вместо листьев хвоинки, но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают? (лиственницы). 1 балл

2.5. Почему птицы, прилетевшие с Севера, называют лес в средней полосе курортом? Сказка «Курорт «Сосулька». (В лесу остается рябина, ивовые почки, можно поймать мышей или зайцев).3 балла

2.6. За что благодарили Дятла Осина и Береза в сказке «Клест и Дятел»? (Осина – от смерти спас, совсем засыхала; Береза – от сверлильщиков, точильщиков). 4 балла.

2.7. Какого «зверя» поймал человек в лесу? Вспомните его описание: ухо у зверя.. медвежье, глаз у зверя… вороний, а лапы.. гусиные или кошачьи, и лисий хвост. (Человек в лесу собрал целебные травы).


Конверт № 3 Времена года


3.1. Какую песню поет овсянка в апреле из рассказа «Овсянкины советы»? («Смени сани, возьми возз!»). 3 балла.

3.2. Про какие «зимние долги « говорится в одноименной сказке? И как Воробей решил вернуть эти долги. («Как начну птенцов своих комарами да мухами кормить! Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну») 2 балла

3.3.Когда в лесу шумит «золотой дождь»? (осенью) 1 балл.

3.4.Что звери и птицы решили делать с Декабрем, учинив ему суд? Сказка «Суд над Декабрем». («А ничего с ним не делать сам по себе скоро кончится») 3 балла

3.5. Почему год круглый? ( Солнце – Земля мчится вокруг меня по кругу; дуб – за год на деревьях годовое кольцо нарастает; елка – потому, что мы круглый год зеленые.) 1 балл

3.6. Что значила для птиц первая проталина из сказки «Чья проталина»? Почему птица так обрадовались ее появлению? ( Наступление весны) 3 балла.

3.7. В каком году родился Н.И. Сладков (1920 г.) 3 балла.


Конверт № 4 Птицы


4.1. Почему в сказке «Весенняя баня» воробьи в течение зимы оказались разного цвета? ( Черный – ночевал в дымоходе; коричневый – спал в сыром дупле, вымазался в гнилой трухе; рыжий - в дырке кирпичной стены). 3 балла

4.2. Как сорочонок Катя научилась летать? Из рассказа Топик и Катя. (Гоняясь за крольчонком Топиком, Катя вдруг взлетела).2 балла

4.3. Как называют птиц необычной белой окраски? Белый ворон? Белая галка? Белый воробей? (Альбинос)

4.4. Почему Филин выступил в защиту Декабря в сказке «Суд над Декабрем»? («Я против! Я ночью охочусь, мне чем ночь длиннее, тем сытнее»)

4.5. Почему птицы затеяли скандал вокруг первой проталины? Сказка «Чья проталина?» (Сорока хотела поживиться семенами, жуками; Грач – маршировать по проталине; Жаворонок – петь.) 3 балла.

4.6. Какая птица свои яйца в чужие гнезда подбрасывает? Почему? (Кукушка. Она сносит за лето почти два десятка яиц, несется с большими перерывами, кукушка не может сама одновременно кормить подросших птенцов и высиживать яйца.)

4.7. Какая птица обладает «зверским» аппетитом. глотает свою добычу целиком? (Филин)


Конверт № 5 Продолжи название сказки или рассказа Н.И. Сладкова (1 балл)


5.1. Овсянкины … (советы)

5.2. Непослушные … (малыши)

5.3. Зимние … (долги)

5.4. Суд над … (Декабрем)

5.5. Курорт … («Сосулька»)

5.6. Бюро лесных …(услуг)

5.7. Ночная … (кукушка)


Конверт № 6. Разгадай ребус


6.1. Заяц (4 балла)

6.2. Волк (4 балла)

6.3 Дятел (2 балла)

6.4. Аист (2 балла)

6.5. Сорока (3 балла)

6.6. Лиса (2 балла)


Вопросы зрителям:

В паузах, когда игроки команд обдумывают ответы на вопросы, проводится игра с болельщиками.


Ответь на вопросы:

  • Почему лес может погибнуть, если вырубить старые дуплистые деревья? (в дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса вредителей-насекомых).

  • Какую ягоду называют северным гранатом? (костянику).

  • Вы натерли ногу в пути. Как можно облегчить боль? (приложить к больному месту лист подорожника).

  • Какая северная ягода заменяет лимон? (клюква).

  • Каковы причины лесных пожаров? Как можно их предотвратить? (непотушенный окурок, непотушенный костер, молния, стекло).

  • Почему нельзя шуметь в лесу? Особенно весной и в начале лета? (шум пугает лесных обитателей, птицы бросают свои гнезда, зверюшки ищут укромные места, а весна и начало лета – это период гнездования и выведения потомства).

  • Что вы знаете о Красной книге? (В Красную книгу занесены редкие и исчезающие виды животных, птиц, растений).

  • Что такое экология? (наука, изучающая взаимодействия человека и окружающей среды).

  • Почему лес называют легкими нашей планеты? (лесные массивы очищают воздух от углекислого газа и насыщают его кислородом).


Загадки


Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (дятел)


Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь).


Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)


Он сети как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит. ( паук)







Литература:


  • Сладков Н.И. Лесные сказки. – М.: Книги «Искателя», 2008.

  • Сладков Н.И. Лесной календарь. – М.: Стрекоза, 2008.

  • Сладков Н.И. Азбука леса. – Смоленск: Русич, 2002.

  • Скляренко Н.С. Раскрываем природные тайны: Игра-путешествие //Школьная библиотека. – 2004. - № 9-10. – с. 42-48.

  • Кузнецова Н.И. Детские писатели. – М.: Баллас, 1995.

  • Виноградов Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.

  • К природе с любовью…/ Сост.А.Н. Спицина, Р.К. Ибрагимова. С.И. Мануйлова. – Нижневартовск: Издательство «Приобье», 2005.



















Приложение

РЕБУСЫ














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!