СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союз как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в рамках ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Союз как часть речи»

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Тема: Союз как часть речи

Место урока в системе уроков по данной теме: Первый

Тип урока: Первичное усвоение знаний

Цели:

Формулировать правило; классифицировать слова; уметь восстанавливать текст; уметь анализировать текст.

Личностные УУД:
• способность к самооценке, взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
• определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;(регулятив УУД)
• высказывать своё мнение на основе работы с материалом; 
• работать коллективно;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; 
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
• оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
• ориентироваться в своей системе знаний, раздаточном материале; находить ответы на вопросы, используя материал; свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
• углубить знания о союзе как части речи;

развить умение распознавать в текстах союзы, выделять простые и составные союзы, выявлять их функцию.

• научиться применять полученные знания на практике,
• научиться оформлять на письме, 
Основные понятия: союзы

Межпредметные связи:
Литература
Методы/приёмы обучения: словесный; частично-поисковый; проблемно-поисковый; наблюдение; комментирование; индивидуальная работа; диалог; работа с текстом; сотрудничество: работа в парах.

Оборудование, наглядность: мультимедиа, раздаточный материал.


Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Мотивационный этап:

Доброе утро, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна!

Ребята, повернитесь друг к другу парами и поприветствуем друг друга.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

Успеха (указательными);

Большого (средними);

Во всем (безымянными);

И везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).


- У нас хорошее настроение, надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Откройте тетради, запишите число 6 марта, классная работа.

3) Актуализация знаний

Запишите предложение и выполните синтаксический разбор.

Солнце озарило южный замок (пов, невоскл, распр, простое, двусостав) – проверяем.

Все справились с данным заданием? Оценили себя (листы оценивания).

Выполните следующее задание:

Выпишите существительные с предлогами.

Из-за осенних заморозков надо закрыть ветками розы в саду. В течени.. недели мы подготовили материалы для доклада и выступили с ними на совещании.

Проверка: Из-за заморозков, в саду, в течение недели, с ними, на совещании – оценили себя. Молодцы!!!

Расскажите мне о предлогах: предлог какая часть речи? Для чего они служат?

Найдите в данных предложениях слово, которое также относится к служебным частям речи (союз и).

Ребята, сейчас я хочу еще раз обратить внимание на предложение:

Солнце озарило южный замок!!!! Ничего интересного не замечаете в нем? Подсказка: В поэзии есть такой прием – акростих, когда в начальных буквах слов зашифровано главное слово. Посмотрите на наше предложение, может кто-то угадает главное слово нашего урока!!! СОЮЗ!!! Молодцы. Итак, тема нашего урока «Союз как часть речи».

Запишите тему урока.

ПРИЁМ: «ЗНАЮ.ХОЧУ УЗНАТЬ. УЗНАЛ»!!!!

ФИ_____________________________________________


ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ










Заполните первый и второй столбец!!!- 1 мин.

С чем мы должны познакомиться?

- Что должны выяснить?

-Чему мы должны научиться?

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

(Я должен познакомиться с союзом как частью речи, Я должен научиться находить союз , выяснить, какими бывают союзы).


4) Первичное усвоение новых знаний.

А что, интересно, означает слово союз? На этот вопрос вы ответите сами. На партах у вас лежат выдержки из словарных статей, в которых даётся определение союзу. Ваша задача, прочитать данные статьи и выделить главное о союзе, можете отмечать в разадаточном материале. Так же на ваших столах лежат листы, на которых уже написано слово СОЮЗ, но дальше лист пуст!!! Как вы думаете, что должно быть отражено на этом листе к концу урока? (все о союзе).У вас к концу урока должен получиться кластер!!!

СТАТЬЯ!!!!

Этимологический: слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ.

Словарь Даля: союз - это взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка,

Словарь Ожегова: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Сейчас я вас попрошу сделать вывод на основе словарных статей.

Ответ: Союз – служебная часть речи, соединяет части речи между собой.

Учитель - Ребята, как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным?

А узнаете вы это, разгадав загадку: А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе? (это союз и)


Прочитайте следующую статью!!!

«Это интересно!» (буклет)

Ребята, а вам известно, сколько союзов в русском языке?- Их около 250.

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

«Но почему?» - спросите вы. Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется. А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).

Что интересного вы узнали? Молодцы!!!

6.Первичная проверка понимания.

Учитель: Давайте теперь выявим основные функции союзов.

Запись предложений с последующим разбором, составлением схем.


1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа. (на доске)

[ Ɵ и Ɵ]. (Это простое предложение, осложненное однородными членами, соединенными союзом и.)

2. Я всегда могу обратиться за советом к родителям, и они смогут дать толковый совет.(на доске)

[ = - ], и [ - = ]. (Это сложное предложение, в котором простые предложения связаны союзом И)

Вывод: союз И соединяет однородные члены; союз И соединяет части сложного предложения!!!


ИНФОРМАЦИЯ!!!!! Закончи кластер!!!! Сделай выводы!!!!

Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, когда и другие, а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: для того чтобы, потому что, как будто и другие.

Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочинённого): Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал (И. Тургенев) — союз то... то связывает однородные члены предложения. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне ды­шит ароматом (А. Блок) — союз и связывает простые предло­жения в составе сложного.

Это союзы: и, но, зато, или, либо, а, и другие.

Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчинённом) предложении простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т. е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос, например: Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим (А. Чехов) — союз чтобы связывает простые предложения в сложноподчинённом: условия (к а к и е?).

Это союзы: потому что, так как, чтобы, когда, едва, если, как будто и другие.

Заполняют третий столбец!! СОСТАВЛЯЮТ КЛАСТЕР!!! ДЕМОНСТРИРУЮТ. СРАВНИВАЕМ С МОИМ!!! – 3 мин.

5) Первичное закрепление.

ВЫПИШИТЕ СОЮЗЫ: - 1 мин

1) ПРОСТЫЕ; 2) СОСТАВНЫЕ

Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко. Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Все встали со своих мест, как только затихли звуки музыки. Школьники обязаны упорно и настойчиво овладевать знаниями, чтобы принести больше пользы Родине. Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. Все должны заниматься физкультурой, чтобы укрепить своё здоровье. Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что плодородной земли не так уж мало.

ОТВЕТ: Простые : И, НО, ЧТОБЫ, ЗАТО, ЧТО Составные: ТО, ТО, КАК ТОЛЬКО ЕСЛИ, ТО

Оценим себя! – взаимопроверка!!! Обмен тетрадями!

Самостоятельная работа:

Задание: прочитайте текст и выполните ряд заданий. Найдите союзы в тексте и заключите их в овал.

1.Наша семья очень дружная, потому что мы любим и уважаем друг друга. 2. Если кто – то нуждается в помощи, он всегда может рассчитывать на остальных. 3.Родители заботятся о нас, а мы стараемся во всём им помогать. 4.А добрые традиции оберегают счастье, покой и благополучие в доме. 5. Я хочу, чтобы из нашего дома никогда не уходило тепло семейного очага.

1. Запишите № предложения, где союз связывает предложение в тексте_____

2. Запишите № предложения, где союз связывает однородные члены предложения _____

3. Запишите № предложения, где союз связывает простые предложения в составе сложного_________

Подчинительные союзы:______

Сочинительные союзы: _______

Простые союзы:_____

Составные союзы:_____

ПРОВЕРКА. ОЦЕНИВАЮТ !!!!

Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Сейчас, я хочу чтобы еще раз обратились к своим кластерам. -1 мин.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы…..»

Что союз- это служебная часть речи – да

Что союзы бывают простые и составные - да

Что союзы не связывают между собой однородные члены предложения? – нет

Что союз – потому что – подчинительный союз? (да)

Молодцы!!! Вы справились с этим заданием!!!!

5) Рефлексия

Ребята, итогом нашей работы станет составление синквейна!!! Давайте вспомним правила написания синквейна:

Синквейн составляют в парах!

СОЮЗ

Полезный, служебный

Соединяет, объединяет, помогает

Союз –служебная часть речи

связь

Учитель подводит итоги урока:

- Как вы считаете, достигли ли вы то, чего хотели? Чему вы научились на сегодняшнем занятии?). Оценки. Подсчитывай жетоны. У кого больше зелёных – молодцы, у кого синих - молодцы, но необходимо повторить правило ещё раз, у кого красных – выучить правило.

6) Домашнее задание (по выбору)

Я предлагаю вам интересное домашнее задание на выбор.

1. Напишите мини – сочинение на тему «Моя семья» с использованием союзов.

2. Выполнить упр. –337

3. Выучить теорию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!