СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

6Г русский язык

Тема: Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Цели урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с образованием сложных слов от исходных с помощью соединительных гласных.
  2. Развивающая: развитие умений выбирать соединительную гласную в слове, развитие внимания и зрительной памяти.
  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма, культуру коллективного ответа, любознательность.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2.   Лексико-орфографическая работа.(слайд 3)

Исследователь, обозреватель, летчик-испытатель.

  1. Попутное повторение.

(слайд 4)

Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Задание: Е И

Приехать

         

Претихий

 

приблизиться

 

предобрый

 

прехороший

 

приподняться

 

пристроить

 

Прийти

 

престранный

 

Преодолеть

 

Приклеить

 

Приказать

 

Прибыть

 

Приобрести

       
  1. Объяснение новой темы.

(слайд 5)

Форма: беседа.

– Какие слова называются сложными?

– Как образуются сложные слова?

На экране:

вода, лазить —> водолаз море, плавать —> мореплаватель мышь, ловить —> мышелов

Слово учителя:

Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород. (слайд 6)

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, какая – после мягких согласных, шипящих и ц ? (слайд 7)

(Вывод делают сами учащиеся).

  1. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е». (слайд 8)
  2. Чтение словарной статьи. (слайд 9)
  3. Контроль за пониманием темы. (слайд 10)

1. Творческая работа. (слайд 10)

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

Пить чай

          

(чаепитие)

помогать взаимно

 

(взаимопомощь)

любить труд

 

(трудолюбие)

люди одной фамилии

 

(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком

 

(пешеход)

старший класс

 

(старшеклассник)

2. Работа с учебником. (слайд 11) Упражнение 150.

3. Творческая работа по рисункам.

Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов в левого столбика.

4. Попутное повторение. (слайд 3)

Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – добросовестный.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – доброжелательное.

  1. Закрепление.

1. На экране: (слайд 13)

Пыль

          

хранить

Овощ

 

тушить

Огонь

 

сосать

телевидение

 

плавать

Море

 

передача

Три

 

бороться

Земля

 

мерить

Задание.

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание».

2. «Диктант-молчанка». Угадай слово. (слайд 15)

Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.

3. Работа с учебником.

Упражнение 168.

4. Кроссворд(слайд 18)

(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

1.       Специалист по разведению садов.

2.       Локомотив с паровым двигателем.

3.       Канал для выхода дыма из трубы.

4.       Руссккая народная игра-пляска.

5.       Лес, поваленный бурей.

6.       Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.

7.       Огнестрельное оружие.

с

а

д

о

в

о

д

п

а

р

о

в

о

з

д

ы

м

о

х

о

д

х

о

р

о

в

о

д

б

у

р

е

л

о

м

с

а

м

о

т

е

к

п

у

л

е

м

е

т

  1. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: с. 71. упражнение 169.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!