6Г русский язык
Тема: Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Цели урока:
- Обучающая: познакомить учащихся с образованием сложных слов от исходных с помощью соединительных гласных.
- Развивающая: развитие умений выбирать соединительную гласную в слове, развитие внимания и зрительной памяти.
- Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма, культуру коллективного ответа, любознательность.
Ход урока
- Организационный момент
- Лексико-орфографическая работа.(слайд 3)
Исследователь, обозреватель, летчик-испытатель.
- Попутное повторение.
(слайд 4)
Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Задание: Е И
Приехать
|
|
Претихий
|
|
приблизиться
|
|
предобрый
|
|
прехороший
|
|
приподняться
|
|
пристроить
|
|
Прийти
|
|
престранный
|
|
Преодолеть
|
|
Приклеить
|
|
Приказать
|
|
Прибыть
|
|
Приобрести
|
|
|
|
|
- Объяснение новой темы.
(слайд 5)
Форма: беседа.
– Какие слова называются сложными?
– Как образуются сложные слова?
На экране:
вода, лазить —> водолаз
море, плавать —> мореплаватель
мышь, ловить —> мышелов
Слово учителя:
Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород. (слайд 6)
Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, какая – после мягких согласных, шипящих и ц ? (слайд 7)
(Вывод делают сами учащиеся).
- Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е». (слайд 8)
- Чтение словарной статьи. (слайд 9)
- Контроль за пониманием темы. (слайд 10)
1. Творческая работа. (слайд 10)
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
Пить чай
|
|
(чаепитие)
|
помогать взаимно
|
|
(взаимопомощь)
|
любить труд
|
|
(трудолюбие)
|
люди одной фамилии
|
|
(однофамильцы)
|
тот, кто ходит пешком
|
|
(пешеход)
|
старший класс
|
|
(старшеклассник)
|
2. Работа с учебником. (слайд 11) Упражнение 150.
3. Творческая работа по рисункам.
Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов в левого столбика.
4. Попутное повторение. (слайд 3)
Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – добросовестный.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – доброжелательное.
- Закрепление.
1. На экране: (слайд 13)
Пыль
|
|
хранить
|
Овощ
|
|
тушить
|
Огонь
|
|
сосать
|
телевидение
|
|
плавать
|
Море
|
|
передача
|
Три
|
|
бороться
|
Земля
|
|
мерить
|
Задание.
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание».
2. «Диктант-молчанка». Угадай слово. (слайд 15)
Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.
Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.
3. Работа с учебником.
Упражнение 168.
4. Кроссворд. (слайд 18)
(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Руссккая народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
с
|
а
|
д
|
о
|
в
|
о
|
д
|
п
|
а
|
р
|
о
|
в
|
о
|
з
|
д
|
ы
|
м
|
о
|
х
|
о
|
д
|
х
|
о
|
р
|
о
|
в
|
о
|
д
|
б
|
у
|
р
|
е
|
л
|
о
|
м
|
с
|
а
|
м
|
о
|
т
|
е
|
к
|
п
|
у
|
л
|
е
|
м
|
е
|
т
|
- Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: с. 71. упражнение 169.