Тема урока: «Определения. Согласованные и несогласованные определения»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока | Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец? (Ответы детей.) А вот слова старца: «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? Во-первых, сама жизнь. Во-вторых, не спешите. В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения. В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято. В-пятых, не жалейте сил и энергии. И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни». Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему? Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока. | Слушают притчу, анализируют ее содержание | Личностные УУД: Регулятивные УУД: целеполагание контроль коррекция оценка Коммуникативные УУД: определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Упражнения на стадии вызова Организовывает работу в парах. Клоуз-тест - Вставить подходящие по смыслу слова. Поздняя осень Вот и пришла……………..осень. На дворе стоит ……….. погода. В опустевших садах гуляет……………..ветер. Моросит привычный……….дождь. По утрам бывают …… заморозки. Какие слова вы вставили? Чем отличаются тексты? О чём на уроке пойдёт речь? Сформулируйте тему урока. ЗАПИСАТЬ ТЕМУ УРОКА | Учащиеся вставляют слова в тексте, сравнивают тексты, формулируют тему урока. Группа заполняет таблицу. Один от группы выступает. ( по 2 вопроса к группе) | Личностные УУД: Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения Познавательные УУД: |
Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений; сформулировать тему урока; обозначить логическую необходимость изучения этой темы Физминутка | Упражнения на стадии осмысления содержания 1.Работаем с таблицей. Задача: вспомнить всё, что мы знаем об определении 1. | Значение определения | | 2. | Вопросы, на которые отвечают определения | | 3. | Как подчёркиваются определения в предложении? | | 4. | Способы выражения определений | | 5. | Способ связи определения с определяемым словом | | 6. | Виды определений | | Так какие виды определений вы можете назвать? Каковы цели нашего урока? | 2.Роль определений в устной и письменной речи. Эпитеты. Мастер-класс Вспомните строчки стихотворений с красочными описаниями природы. С помощью каких слов поэтам удалось нарисовать красочные картины? Как называются такие слова? Проанализируйте два предложения: А)Наступила золотая осень. Б)Мама подарила мне золотую цепочку. ( Слайд 5) * В каком значении употреблено слово в первом и втором предложениях.. Так можно перейти к определению слова «эпитет»: Эпитет - прилагательное, употреблённое в переносном смысле, которое характеризует какое-то явление или предмет. Все ли прилагательные могут быть эпитетами? К словосочетаниям с прилагательными в прямом значении подобрать словосочетания с этими же прилагательными, но только в переносном значении: Хрустальные туфельки; хрустальная роса золотое кольцо; золотой человек мраморный пол; мраморное лицо ( Слайд 6) Практическая работа 1 вариант Напишите 5 красивых существительных 2 вариант Напишите 5 красивых прилагательных (Не заглядывайте, пожалуйста, друг к другу в тетрадь) 2.Работа в паре: Составьте сл/соч. , посмотрите, оказались ли прилагательные эпитетами (закрепляем умение видеть эпитеты) 3. Использование техники рисования «Кляксография» На ваших столах лежат краски и листы. Вам нужно капнуть красками на половинку листка, второй половинкой закрыть кляксу. Получившийся рисунок - предмет назовите (сущ-е). Какой этот предмет? (подберите эпитет) Определить вид связи слов в словосочетании. Согласование- повернуться друг к другу, хлопнуть в ладоши Управление- поднять вверх руки, потянуться Примыкание- встать/сесть Золотой луг Рисовать на асфальте Быстро бегать Крик совы Красивый рисунок Говорил, улыбаясь Первый урок Уроки музыки | Учащиеся формулируют цели урока: 1.Вспомнить изученное 2.Познакомиться с видами определений 3.Научиться их различать 4.Грамотно использовать определения в речи . Дети скажут, что в первом предложении выделенное слово употреблено в переносном значении. Так можно перейти к определению слова «эпитет»: Таким образом, ребята убеждаются, что не все прилагательные могут быть эпитетами. Вывод: эта творческая работа помогает ребятам запомнить, что же такое эпитет, а также развивает их воображение | Личностные УУД: Выдвижение гипотез, их доказательство Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели; поиск и выделение информации; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка |
Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия; создать алгоритм определения согласованных и несогласованных определений в речи | - Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и выпишите 1 группа-со связью согласование, 2 группа- сосвязью управление, 3 группа- со связью примыкание Золотая листья, накидка из шелка, желание полюбоваться, лист клёна, любая работа, зеленеющая роща, дом напротив, первые листочки, лапша по-флотски,дверь отворилась,тетрадь в клетку,никто не спал,коробка из-под торта,жёлтые и красные, прогулка верхом Какие словосочетания остались невыписанными? Почему? Как связаны слова при согласовании? При управлении и примыкании? Какой частью речи выражены зависимые слова в словосочетаниях? - Найдите согласованные и несогласованные определения, аргументируйте свой ответ. - организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определения согласованных и несогласованных определений | Работают в группах. 1 человек от группы выписывает словосочетания с видом подчинительной связи согласование, 2 группа – управление, 3 группа – примыкание . Определяют, согласованные или несогласованные определения. Озвучивают пошагово свои действия по способу определения согласованных и несогласованных определений и оформляют алгоритм на доске: Определить вид подчинительной связи в словосочетании Между главным и зависимым словом связь согласование? Да Нет Согласованное Несогласов. | Личностные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. поиск и выделение информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Первичное закрепление Цель: проговорить новый способ действия во внешней речи; установить состоятельность этого способа | Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, контроль за выполнением задания - Определить вид определения. Обосновать! *Дверь слева вела в подвал. *Беспокойство моё исчезло. *Я подошёл к огромному дубу. *Книга сказок хранилась в библиотеке. *Мечта отдохнуть сбылась этим летом. -Распределительный диктант. Выписать определения с определяемыми словами ,распределить по группам согласованные// несогласованные определения. *Раздался плач ребёнка. *Появились первые подснежники. *Здесь можно взять мешки для мусора. *Выслушаем мнение соседа слева. *Побледневшее небо стало снова синеть Подготовка к ГИА. Выполняем упражнение 137.Заменить согласованные несогласованными. | Выполняют задание, проговаривая способ действия | Личностные УУД: Регулятивные УУД: контроль коррекция оценка Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка управление поведением партнера – контроль, коррекция |
Рефлексия деятельности Цель: оценить результаты собственной деятельности; повторить способ нового знания; сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание | Фронтальная беседа Чему был посвящен наш урок? Какие затруднения вы испытали? Что помогло вам их преодолеть? - Какое домашнее задание вы предложили бы по этой теме, которое поможет вам преодолеть вашу трудность? Д/З: п. 25(изучить теоретический материал досконально!) + одно из предложенных заданий(записаны на доске, выберите сами) 2.На каком уровне знаний вы были в начале урока? А сейчас? Отметьте уровень знаний на шкале и сдайте листочки. | | Личностные УУД: смыслообразование Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона коррекция оценка Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |