СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласованные и несогласованные определения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Согласованные и несогласованные определения»

Конспект урока русского языка в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: «Определения. Согласованные и несогласованные определения»

Цели урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между согласованными и несогласованными определениями.

Тип урока: комбинированный урок

Русский язык 8 класс(Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина,О.М.Александрова)

На данном уроке дети должны:

  • научиться различать согласованные и несогласованные определения;

  • усвоить алгоритм выполнения задания В2 в КИМах ГИА;

  • отработать навыки работы с тестами.


Оборудование: презентация учителя, Русский язык. 8 класс, карточки самооценки/взаимооценки


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

определить содержательные рамки урока

Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»

  • Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?

(Ответы детей.)

А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».

  • Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему?

  • Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?

Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.






Слушают притчу, анализируют ее содержание


























































Личностные УУД:

  • самоопределение

Регулятивные УУД:

  • целеполагание

  • контроль

  • коррекция

  • оценка

Коммуникативные УУД:

  • определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Упражнения на стадии вызова

  1. Организовывает работу в парах. Клоуз-тест

- Вставить подходящие по смыслу слова.

Поздняя осень

Вот и пришла……………..осень. На дворе стоит ………..

погода. В опустевших садах гуляет……………..ветер. Моросит привычный……….дождь. По утрам бывают …… заморозки.

  • Какие слова вы вставили? Чем отличаются тексты?

  • О чём на уроке пойдёт речь?

  • Сформулируйте тему урока.


ЗАПИСАТЬ ТЕМУ УРОКА



Учащиеся вставляют слова в тексте, сравнивают тексты, формулируют тему урока.







Группа заполняет таблицу. Один от группы выступает.

( по 2 вопроса к группе)











Личностные УУД:

  • смыслообразование

Регулятивные УУД:

  • выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения

Познавательные УУД:

  • логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений;

сформулировать тему урока;

обозначить логическую необходимость изучения этой темы











































Физминутка




















Упражнения на стадии осмысления содержания


1.Работаем с таблицей.

Задача: вспомнить всё, что мы знаем об определении


1.

Значение определения


2.

Вопросы, на которые отвечают определения


3.

Как подчёркиваются определения в предложении?


4.

Способы выражения определений


5.

Способ связи определения с определяемым словом


6.

Виды определений


Так какие виды определений вы можете назвать?



Каковы цели нашего урока?


2.Роль определений в устной и письменной речи. Эпитеты. Мастер-класс


Вспомните строчки стихотворений с красочными описаниями природы.

  • С помощью каких слов поэтам удалось нарисовать красочные картины?

  • Как называются такие слова?


Проанализируйте два предложения:

А)Наступила золотая осень.

Б)Мама подарила мне золотую цепочку. ( Слайд 5)

* В каком значении употреблено слово в первом и втором предложениях.. Так можно перейти к определению слова «эпитет»:

Эпитет - прилагательное, употреблённое в переносном смысле, которое характеризует какое-то явление или предмет.

Все ли прилагательные могут быть эпитетами?

К словосочетаниям с прилагательными в прямом значении подобрать словосочетания с этими же прилагательными, но только в переносном значении:

Хрустальные туфельки; хрустальная роса

золотое кольцо; золотой человек

мраморный пол; мраморное лицо ( Слайд 6)

Практическая работа

1 вариант Напишите 5 красивых существительных

2 вариант Напишите 5 красивых прилагательных

(Не заглядывайте, пожалуйста, друг к другу в тетрадь)

2.Работа в паре: Составьте сл/соч. , посмотрите, оказались ли прилагательные эпитетами (закрепляем умение видеть эпитеты)

3. Использование техники рисования «Кляксография»

На ваших столах лежат краски и листы.
Вам нужно капнуть красками на половинку листка, второй половинкой закрыть кляксу. Получившийся рисунок - предмет назовите (сущ-е).

Какой этот предмет? (подберите эпитет)


Определить вид связи слов в словосочетании.

Согласование- повернуться друг к другу, хлопнуть в ладоши

Управление- поднять вверх руки, потянуться

Примыкание- встать/сесть


Золотой луг

Рисовать на асфальте

Быстро бегать

Крик совы

Красивый рисунок

Говорил, улыбаясь

Первый урок

Уроки музыки














Учащиеся формулируют цели урока:


1.Вспомнить изученное

2.Познакомиться с видами определений

3.Научиться их различать

4.Грамотно использовать определения в речи


.























Дети скажут, что в первом предложении выделенное слово употреблено в переносном значении.

Так можно перейти к определению слова «эпитет»:









Таким образом, ребята убеждаются, что не все прилагательные могут быть эпитетами.











Вывод: эта творческая работа помогает ребятам запомнить, что же такое эпитет, а также развивает их воображение


Личностные УУД:

  • Выдвижение гипотез, их доказательство

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание

  • Планирование

  • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;

  • поиск и выделение информации;

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

создать алгоритм определения согласованных и несогласованных определений в речи

- Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и выпишите

1 группа-со связью согласование,

2 группа- сосвязью управление,

3 группа- со связью примыкание

Золотая листья, накидка из шелка, желание полюбоваться, лист клёна, любая работа, зеленеющая роща, дом напротив, первые листочки, лапша по-флотски,дверь отворилась,тетрадь в клетку,никто не спал,коробка из-под торта,жёлтые и красные, прогулка верхом


  • Какие словосочетания остались невыписанными? Почему?

  • Как связаны слова при согласовании?

  • При управлении и примыкании?

  • Какой частью речи выражены зависимые слова в словосочетаниях?


- Найдите согласованные и несогласованные определения, аргументируйте свой ответ.


- организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определения согласованных и несогласованных определений

Работают в группах.

1 человек от группы выписывает словосочетания с видом подчинительной связи согласование, 2 группа – управление, 3 группа – примыкание . Определяют, согласованные или несогласованные определения.



Озвучивают пошагово свои действия по способу определения согласованных и несогласованных определений и оформляют алгоритм на доске:


Определить вид подчинительной связи в словосочетании

Между главным и зависимым словом связь согласование?



Да Нет




Согласованное Несогласов.



Личностные УУД:

  • смыслообразование

Регулятивные УУД:

  • прогнозирование

  • контроль

Познавательные УУД:

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • поиск и выделение информации;

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Цель:

проговорить новый способ действия во внешней речи;

установить состоятельность этого способа


Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, контроль за выполнением задания


- Определить вид определения. Обосновать!

*Дверь слева вела в подвал.

*Беспокойство моё исчезло.

*Я подошёл к огромному дубу.

*Книга сказок хранилась в библиотеке.

*Мечта отдохнуть сбылась этим летом.



-Распределительный диктант. Выписать определения с определяемыми словами ,распределить по группам согласованные// несогласованные определения.

*Раздался плач ребёнка.

*Появились первые подснежники.

*Здесь можно взять мешки для мусора.

*Выслушаем мнение соседа слева.

*Побледневшее небо стало снова синеть


Подготовка к ГИА.

Выполняем упражнение 137.Заменить согласованные несогласованными.


Выполняют задание, проговаривая способ действия












Личностные УУД:

  • смыслообразование

Регулятивные УУД:

  • контроль

  • коррекция

  • оценка

Познавательные УУД:

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция


Рефлексия деятельности

Цель:

оценить результаты собственной деятельности;

повторить способ нового знания;

сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание

  1. Фронтальная беседа

  • Чему был посвящен наш урок?

  • Какие затруднения вы испытали?

  • Что помогло вам их преодолеть?

- Какое домашнее задание вы предложили бы по этой теме, которое поможет вам преодолеть вашу трудность?

Д/З: п. 25(изучить теоретический материал досконально!) + одно из предложенных заданий(записаны на доске, выберите сами)


2.На каком уровне знаний вы были в начале урока? А сейчас?

Отметьте уровень знаний на шкале и сдайте листочки.


Личностные УУД:

  • смыслообразование

  • Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  • коррекция

  • оценка

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

  • доказательство




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!