СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласование имён существительных и глаголов в числах и родах

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку для учащихся с ОВЗ (вар. 7.1) среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Согласование имён существительных и глаголов в числах и родах»

Девиз: Хочу всё знать  СЧАСТЬЕ

Девиз:

Хочу всё знать

СЧАСТЬЕ

Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

Значение слова Б А СС Е ЙН Б_СС Е ЙН ИСКУССТВЕННЫЙ ВОДОЁМ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ, КУПАНИЯ. Морфемный разбор БАССЕЙН существительное, мужской род, неодушевлённое, 2-е склонение Морфологический разбор ДАЛЕЕ Бас-сейн Перенос

Значение слова

Б А СС Е ЙН

Б_СС Е ЙН

  • ИСКУССТВЕННЫЙ ВОДОЁМ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ, КУПАНИЯ.

Морфемный разбор

БАССЕЙН

существительное, мужской род, неодушевлённое, 2-е склонение

Морфологический разбор

ДАЛЕЕ

Бас-сейн

Перенос

Значение слова Т Е МП Е Р А Т У РА Т_МП_Р_Т У РА ТЕПЛОТА КАКОГО-ЛИБО ВЕЩЕСТВА( ВОДЫ, ВОЗДУХА); СТЕПЕНЬ ТЕПЛОТЫ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА, ПОКАЗЫВАЕТ СОСТОЯНИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ. ТЕМПЕРАТУРА Морфемный разбор существительное, женский род, неодушевлённое, 1-е склонение Морфологический разбор ДАЛЕЕ Тем-пература, темпе-ратура, темпера- тура Перенос

Значение слова

Т Е МП Е Р А Т У РА

Т_МП_Р_Т У РА

  • ТЕПЛОТА КАКОГО-ЛИБО ВЕЩЕСТВА( ВОДЫ, ВОЗДУХА);
  • СТЕПЕНЬ ТЕПЛОТЫ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА, ПОКАЗЫВАЕТ СОСТОЯНИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ.

ТЕМПЕРАТУРА

Морфемный разбор

существительное, женский род, неодушевлённое, 1-е склонение

Морфологический разбор

ДАЛЕЕ

Тем-пература, темпе-ратура, темпера- тура

Перенос

Согласование в числе имен существительных с глаголом.

Согласование в числе имен существительных

с глаголом.

вараны верблюд воробьи волк Единственное число Множественное число

вараны

верблюд

воробьи

волк

Единственное число

Множественное число

Упражнение 2 Волки бегут Бежит волк - ……. Летит ворона - .….. выдра прячется - …… Торт стоит Вороны летят Выдры прячутся Торты стоят 6

Упражнение 2

Волки бегут

Бежит волк - …….

Летит ворона - .…..

выдра прячется - ……

Торт стоит

Вороны летят

Выдры прячутся

Торты стоят

6

Вывод  Для обозначения одного предмета имя существительное и глагола употребляются в ______________________________.  Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное и глагол употребляются во _______________________________. единственном числе множественном числе

Вывод

Для обозначения одного предмета имя существительное и глагола употребляются в ______________________________.

Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное и глагол употребляются во _______________________________.

единственном числе

множественном числе

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Упражнение 4 лучи светят луч светит- волна бежит– сова смотрит- бревно лежит- ягода краснеет- яблоня растёт- друг играет- Маша рисует- человек идёт- волны бегут совы смотрят брёвна лежат ягоды краснеют яблони растут друзья играют Маши рисуют люди идут

Упражнение 4

лучи светят

луч светит-

волна бежит–

сова смотрит-

бревно лежит-

ягода краснеет-

яблоня растёт-

друг играет-

Маша рисует-

человек идёт-

волны бегут

совы смотрят

брёвна лежат

ягоды краснеют

яблони растут

друзья играют

Маши рисуют

люди идут

Вывод  Для обозначения одного предмета имя существительное и глагол согласуются в ______________________________.  Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное и глагол согласуются во _______________________________. единственном числе множественном числе

Вывод

Для обозначения одного предмета имя существительное и глагол согласуются в ______________________________.

Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное и глагол согласуются во _______________________________.

единственном числе

множественном числе

Физминутка

Физминутка

        Согласование имён существительных с глаголом в родах

Согласование имён существительных с глаголом в родах

Правило Слова-предметы и слова-действия дружат!!!! Если предмет женского рода, то и его действие будет в форме женского рода. он, мой самолёт летел она, моя пчела летела оно, моё облако летело

Правило

Слова-предметы и слова-действия дружат!!!!

Если предмет женского рода, то и его действие будет в форме женского рода.

он, мой самолёт летел

она, моя пчела летела

оно, моё облако летело

 Упр. 10  Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Перепишите текст.   Лето  Вот ... осень. Митя с отцом ... на сенокос. Весь день ... мальчик. Пока папа ... траву, Митя ... ягоды в лесу, ... рыбу в ближайшем пруду, ... в душистом сене. Вечером они ... домой. Счастливый Митя с жаром ... обо всем маме.

Упр. 10 Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Перепишите текст.

Лето

Вот ... осень. Митя с отцом ... на сенокос. Весь день ... мальчик. Пока папа ... траву, Митя ... ягоды в лесу, ... рыбу в ближайшем пруду, ... в душистом сене. Вечером они ... домой. Счастливый Митя с жаром ... обо всем маме.

Вывод  Если имя существительное в ж. р., то и глагол употребляются в ______________________________ .  Если имя существительное в м.р., то и глагол употребляется в _______________________________. Если имя существительное в ср.р., то и глагол употребляется в _______________________________. Женском роде Мужском роде Среднем роде

Вывод

Если имя существительное в ж. р., то и глагол употребляются в ______________________________ .

Если имя существительное в м.р., то и глагол употребляется в _______________________________.

Если имя существительное в ср.р., то и глагол употребляется в _______________________________.

Женском роде

Мужском роде

Среднем роде

Вывод  Если имя существительное в ж. р., то и глагол употребляются в ______________________________ .  Если имя существительное в м.р., то и глагол употребляется в _______________________________. Если имя существительное в ср.р., то и глагол употребляется в _______________________________. Женском роде Мужском роде Среднем роде

Вывод

Если имя существительное в ж. р., то и глагол употребляются в ______________________________ .

Если имя существительное в м.р., то и глагол употребляется в _______________________________.

Если имя существительное в ср.р., то и глагол употребляется в _______________________________.

Женском роде

Мужском роде

Среднем роде

Назовите профессии людей, изображенных на картинках, составьте словосочетания. Например: повар варит, парикмахер стрижет...

Назовите профессии людей, изображенных на картинках, составьте словосочетания. Например: повар варит, парикмахер стрижет...

Послушай предложения и скажи , что в предложениях неправильно. Запиши правильные высказывания: Мама стирает сына в ванне. Кошка моет котёнка. Мама моет бельё в стиральной машине. Девочка кладёт розы в вазу. Мальчик ставит карандаш на стол. Я накладываю тарелку в суп. Папа кладёт тарелку в раковину. Я ставлю рукавицы в карман. Мама включает форточку. Девочка открывает свет.

Послушай предложения и скажи ,

что в предложениях неправильно.

Запиши правильные высказывания:

Мама стирает сына в ванне.

Кошка моет котёнка.

Мама моет бельё в стиральной машине.

Девочка кладёт розы в вазу.

Мальчик ставит карандаш на стол.

Я накладываю тарелку в суп.

Папа кладёт тарелку в раковину.

Я ставлю рукавицы в карман.

Мама включает форточку.

Девочка открывает свет.

Придумай свои предложения со следующими парами слов :  Моет – стирает Включает – открывает Лакает – лижет Хлопает – бьёт Моет – лижет Шьёт – лижет Топает – стучит Несёт – везёт Кладёт – ставит Накладывает – наливает Моет – подметает Рисует – раскрашивает

Придумай свои предложения со следующими

парами слов :

Моет – стирает

Включает – открывает

Лакает – лижет

Хлопает – бьёт

Моет – лижет

Шьёт – лижет

Топает – стучит

Несёт – везёт

Кладёт – ставит

Накладывает – наливает

Моет – подметает

Рисует – раскрашивает

Игра «Отгадай кто это?». Прочитай внимательно слова и подумай, к какому животному они подходят: Каркает, летает, ворует Прыгает, грызёт, прячется Грызёт, шуршит, прячется Прыгает, грызёт, рычит Бодается, жуёт, пасётся Блеет, жуёт, пасётся Летает, порхает, пасётся Шипит, извивается, ползает  Крадётся, царапается, урчит заяц лев мышь, овца стрекоза козёл кошка сорока змея

Игра «Отгадай кто это?».

Прочитай внимательно слова и подумай,

к какому животному они подходят:

Каркает, летает, ворует

Прыгает, грызёт, прячется

Грызёт, шуршит, прячется

Прыгает, грызёт, рычит

Бодается, жуёт, пасётся

Блеет, жуёт, пасётся

Летает, порхает, пасётся

Шипит, извивается, ползает

Крадётся, царапается, урчит

заяц

лев

мышь,

овца

стрекоза

козёл

кошка

сорока

змея

Урчит, косолапит, спит Летает, плавает, шипит Бодается, мычит, пасётся Стрекочет, летает, прыгает Пасётся, жует, ревёт Играет, лает, охраняет Ползает, плетёт, ловит Летает, жужжит, ползает Хрюкает, чавкает, валяется Бегает, лазает, прыгает Корова Сорока Медведь Белка Паук Гусь Свинья Собака Кузнечик Лось

Урчит, косолапит, спит

Летает, плавает, шипит

Бодается, мычит, пасётся

Стрекочет, летает, прыгает

Пасётся, жует, ревёт

Играет, лает, охраняет

Ползает, плетёт, ловит

Летает, жужжит, ползает

Хрюкает, чавкает, валяется

Бегает, лазает, прыгает

Корова

Сорока

Медведь

Белка

Паук

Гусь

Свинья

Собака

Кузнечик

Лось

Вывод  Для обозначения одного предмета имя существительное и глагол согласуются в ______________________________.  Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное и глагол согласуются во _______________________________. единственном числе множественном числе

Вывод

Для обозначения одного предмета имя существительное и глагол согласуются в ______________________________.

Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное и глагол согласуются во _______________________________.

единственном числе

множественном числе

Сегодня на уроке * я работой доволен... * я работал не в полную силу... * У меня ничего не получилось... Рефлексия. 6

Сегодня на уроке

* я работой доволен...

* я работал не в полную силу...

* У меня ничего не получилось...

Рефлексия.

6

Спасибо за урок

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!