Тема: СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ -ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в
Ц е л и : познакомить учащихся со звонкими звуками [в], [в’]; упражнять в чтении слогов,
слов и текстов с буквой «в»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на
примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого,
глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных
звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой
формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам
и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по
смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его
звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать
умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его;
воспитывать любовь к животным.
Формируемые УУД:
личностные – осознавать значимость чтения; высказывать собственную точку зрения и уважать мнение собеседника; формирование внутренней позиции школьника
метапредметные:
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий
коммуникативные – формировать собственное мнение и позицию; правила работы в группе, в паре.
предметные – формирование необходимого уровня читательской компетенции; овладение приемами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевых устных высказываний; структурирование знаний.
О б о р у д о в а н и е : рисунки-предметы для представления звуков [в], [в’]; рисунки с
изображением выдры.
Х о д у р о к а
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
II. Сообщение темы урока.
– Послушайте слова: вишня, весы, верба, ведро.
– Что объединяет все слова? На какие звуки они начинаются? (Звуки [в], [в’].)
– Сегодня на уроке будем учиться читать слова с буквой «в».
Где спрятался звук:
вода ветер ванна восток кровля вянут ловит корова?
– Назовите имена мальчиков, которые начинаются на звуки [в], [в’]. (Витя, Вова, Валя,
Вася, Влад.) – Назовите имена девочек. (Вика, Вера, Варя.) – Назовите птиц. (Воробей, ворона,.)
III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 67).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. – Что изображено слева? (Вазы.)
– Прочитайте слово «вазы» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «вазы».
– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [в] произносится твердо? (За буквой «в» в слове стоит гласная
буква «а».)
– Что изображено справа? Как называются эти деревья? (Вязы.)
В я з – дерево. А почему такое название у дерева?
ВЯЗ
Эх, р-раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова!
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз –
Не расколешь вязкий вяз. В тексте стихотворения можно найти ответ. У этого дерева очень вязкая древесина, его трудно
колоть. За это свойство дерево и получило свое название.
– Назовите отличительные признаки вяза.
– Прочитайте слово «вязы» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «вязы».
– Дайте характеристику звуку [в’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [в’] произносится мягко? (За буквой «в» в слове стоит гласная буква «я».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,
«ё», «и», «я», «ю».)
IV. Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Веет ветер, воет ветер,
Снег воздушный ворошит,
Над опушкой ворожит:
«Ветки, веточки, развесьте
Вести, вести, вести, вести
От весны на каждой ели:
Тут – сосульки, там – капели…».
Осыпается сосна.
Просыпается весна.
Воет ветер, хвою вертит:
«Верьте, верьте, верьте, верьте…» М. Яснов
V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в
квадратных скобках и правилом соотношения буквы «в» и звуков [в], [в’].
Буква «в» обозначает два согласных звука: твердый звонкий звук [в] и мягкий звонкий [в’].
VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с. 67).
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева?
– Прочитайте слово «вёдра» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «вёдра» стоит буква «в»?
– Какой звук обозначает буква «в» в слове «вёдра»?
– Дайте характеристику звуку [в’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [в’] произносится мягко? (За буквой «в» в слове стоит гласная
буква «ё».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,
«ё», «и», «я», «ю».)
– Кто изображен справа? (Выдра.) – Что вы знаете про это животное?
Рассказ о выдре
Люди знают выдру хорошо. И уважают за смелость и благородство: при необходимости она не
только отважно сама защищается или защищает свое потомство, но и, не раздумывая, бросается
на выручку собратьев. Любят выдру и за своеобразную благожелательность: она никогда не
прогоняет со своих участков норок или ондатр. Наконец, выдры не кровожадны: никогда не ловят
больше того, что им надо съесть. Выдра очень наблюдательна, и у нее отличная память: она
замечает малейшие изменения, произошедшие на ее участке, особенно там, где бывает часто, –сломанную ветку, упавшее дерево, примятую траву.
Выдрята появляются слепые и лишь через месяц--полтора откроют глаза. Пройдет еще
немало времени, пока мать приведет их на берег и начнет учить плавать очень простым и очень
действенным способом: возьмет за шиворот и швырнет в воду, – и выдрята, работая всеми
четырьмя перепончатыми лапами, помогая себе длинным мускулистым хвостом, плывут. Затем
мамаша обучает их нырять, ловить рыбу – в общем, всему, что необходимо в жизни. Довольно
скоро выдрята уже становятся заправскими пловцами и охотниками, как и все выдры. Среди
куньих нет пловцов, равных выдрам. Вообще все у них приспособлено для жизни в воде:
торпедообразное тело, гладкий мех, перепонки на лапах, хвост, служащий рулем, специальные
клапаны, запирающие нос и уши.
Выдре трудно ходить не только по снегу, но и по льду. Тут она приспособилась: разбегается,
поджимает лапы и скользит на брюхе. Быстро и удобно. Любят выдры кататься и с гор: заберутся
на крутой берег, лягут на живот и мчатся вниз, радостно повизгивая от удовольствия. Съедут и
снова полезут на горку. И опять мчатся во весь дух. Катание с гор выдры устраивают и летом.
Если найдут подходящий глинистый крутой склон, очищают его от корней, веток, палок и
катаются.
– Прочитайте слово «выдра» по слогам и орфоэпически.– Сколько в слове слогов? Назовите
ударный слог.– Произнесите первый звук в слове «выдра».
– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [в] произносится твердо? (За буквой «в» в слове стоит гласная
буква «ы».)
VII. Чтение слогов по заданным схемам.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые
начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [в]. В третьем – слоги
начинаются со звука [в’].)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VIII. Чтение слогов и слов (с. 68).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого
слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-
предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.
– Объясните значение слов «ива», «винтик», «овёс».
Ива – кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.
В и н т и к – металлический стержень со спиральной нарезкой.
О в е с – злаковое растение.
IX. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним
звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение.
Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.
Ч т е н и е п а р с л о в на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое
отличается одним лишним звуком.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Х. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки. Произнесение текста в ускоренном темпе.
– Прочитайте слова, в которых есть звук [в]. – Прочитайте слова со звуком [в’].
XI. Чтение слов (с. 69).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова с мягким согласным звуком [в’] и слова с
твердым звуком [в].
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,
«ё», «и», «я», «ю».)
Далее учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого слова
учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета – слова-предметы,
прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.
– Объясните значение слов:
В е л и к а н – очень высокий человек.
В у л к а н – коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли извергаются
лава, пепел.
В е р б л ю д – жвачное животное с одним или двумя горбами, обитающее в пустынях и в
степях.
В о р с и н к и – короткие тончайшие волоски.
С в е к л а – огородное растение, овощ с толстым корнем, идущим в пищу.
XII. Чтение и анализ стихотворения «Домовой». Перед чтением текста учащиеся читают слова на доске по слогам и орфоэпически.
– Объясните значение данных слов и выражений.
М а с т е р н а в с е р у к и – умелый человек, трудолюбивый.
Д о м о в о й – по суеверным народным представлениям: существо, живущее в каждом доме и
охраняющее его.
Т р у д и л с я д е н ь - д е н ь с к о й – трудился, работал с утра до вечера.
О в с я н к а – овсяная крупа или каша из нее.
Далее учащиеся составляют звукобуквенные схемы-модели данных слов, используя
дидактический материал – фишки.
После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :
– Где жил домовой?
– Что умел делать домовой?
– Как трудился домовой?
– Что варил домовой?
– Какой характер у этого домового?
– Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [в].
– Найдите слова с мягким звуком [в’].
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и придумайте продолжение рассказа.
Учитель фиксирует графически на доске устные предложения учащихся. Далее учащиеся
выполняют пересказ текста, используя иллюстрацию и схемы предложений.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
XIII. Задания на развитие внимания.
1. И г р а «Кто больше запомнит слов».
Воет, веет ветер, ворошит ветви ветлы. Вода – воронками, водоворотами! Взметаются волны.
Валится ветхий вяз-великан. Вихрем взмывают в воздух взъерошенные воробьи. Все вокруг
выветрила, высквозила вьюга! Вьюга!
Л. Яхнин
2. И г р а «Полсловечка за вами».
– Помогите составить новые слова из «половинок»:
вол окно осы
верх ушки
вес точка
О т в е т : волокно, волосы, весточка, верхушки.
XIV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Когда буква «в» обозначает твердый согласный [в], а когда – мягкий [в’]?