СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ -ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в- пнш 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 1-ых классов.Ц е л и : познакомить учащихся со звонкими звуками [в], [в’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «в»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковойформы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его; воспитывать любовь к животным.

Просмотр содержимого документа
«СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ -ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в- пнш 1 класс»

Тема: СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ -ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в

Ц е л и : познакомить учащихся со звонкими звуками [в], [в’]; упражнять в чтении слогов,

слов и текстов с буквой «в»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на

примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого,

глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных

звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой

формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам

и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по

смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его

звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать

умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его;

воспитывать любовь к животным.

Формируемые УУД:

личностные – осознавать значимость чтения; высказывать собственную точку зрения и уважать мнение собеседника; формирование внутренней позиции школьника

метапредметные:

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий

коммуникативные – формировать собственное мнение и позицию; правила работы в группе, в паре.

предметные – формирование необходимого уровня читательской компетенции; овладение приемами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевых устных высказываний; структурирование знаний.

О б о р у д о в а н и е : рисунки-предметы для представления звуков [в], [в’]; рисунки с

изображением выдры.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

II. Сообщение темы урока.

– Послушайте слова: вишня, весы, верба, ведро.

– Что объединяет все слова? На какие звуки они начинаются? (Звуки [в], [в’].)

– Сегодня на уроке будем учиться читать слова с буквой «в».

Где спрятался звук:

вода ветер ванна восток кровля вянут ловит корова?

– Назовите имена мальчиков, которые начинаются на звуки [в], [в’]. (Витя, Вова, Валя,

Вася, Влад.) – Назовите имена девочек. (Вика, Вера, Варя.) – Назовите птиц. (Воробей, ворона,.)

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 67).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. – Что изображено слева? (Вазы.)

– Прочитайте слово «вазы» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «вазы».

– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Объясните, почему звук [в] произносится твердо? (За буквой «в» в слове стоит гласная

буква «а».)

– Что изображено справа? Как называются эти деревья? (Вязы.)

В я з – дерево. А почему такое название у дерева?

ВЯЗ

Эх, р-раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова!

Почему ж один чурбак

Не развалится никак?

В чурбаке топор увяз –

Не расколешь вязкий вяз. В тексте стихотворения можно найти ответ. У этого дерева очень вязкая древесина, его трудно

колоть. За это свойство дерево и получило свое название.

– Назовите отличительные признаки вяза.

– Прочитайте слово «вязы» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «вязы».

– Дайте характеристику звуку [в’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)

– Объясните, почему звук [в’] произносится мягко? (За буквой «в» в слове стоит гласная буква «я».)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,

«ё», «и», «я», «ю».)

IV. Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Веет ветер, воет ветер,

Снег воздушный ворошит,

Над опушкой ворожит:

«Ветки, веточки, развесьте

Вести, вести, вести, вести

От весны на каждой ели:

Тут – сосульки, там – капели…».

Осыпается сосна.

Просыпается весна.

Воет ветер, хвою вертит:

«Верьте, верьте, верьте, верьте…» М. Яснов

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «в» и звуков [в], [в’].

Буква «в» обозначает два согласных звука: твердый звонкий звук [в] и мягкий звонкий [в’].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с. 67).

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева?

– Прочитайте слово «вёдра» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «вёдра» стоит буква «в»?

– Какой звук обозначает буква «в» в слове «вёдра»?

– Дайте характеристику звуку [в’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)

– Объясните, почему звук [в’] произносится мягко? (За буквой «в» в слове стоит гласная

буква «ё».)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,

«ё», «и», «я», «ю».)

– Кто изображен справа? (Выдра.) – Что вы знаете про это животное?

Рассказ о выдре

Люди знают выдру хорошо. И уважают за смелость и благородство: при необходимости она не

только отважно сама защищается или защищает свое потомство, но и, не раздумывая, бросается

на выручку собратьев. Любят выдру и за своеобразную благожелательность: она никогда не

прогоняет со своих участков норок или ондатр. Наконец, выдры не кровожадны: никогда не ловят

больше того, что им надо съесть. Выдра очень наблюдательна, и у нее отличная память: она

замечает малейшие изменения, произошедшие на ее участке, особенно там, где бывает часто, –сломанную ветку, упавшее дерево, примятую траву.

Выдрята появляются слепые и лишь через месяц--полтора откроют глаза. Пройдет еще

немало времени, пока мать приведет их на берег и начнет учить плавать очень простым и очень

действенным способом: возьмет за шиворот и швырнет в воду, – и выдрята, работая всеми

четырьмя перепончатыми лапами, помогая себе длинным мускулистым хвостом, плывут. Затем

мамаша обучает их нырять, ловить рыбу – в общем, всему, что необходимо в жизни. Довольно

скоро выдрята уже становятся заправскими пловцами и охотниками, как и все выдры. Среди

куньих нет пловцов, равных выдрам. Вообще все у них приспособлено для жизни в воде:

торпедообразное тело, гладкий мех, перепонки на лапах, хвост, служащий рулем, специальные

клапаны, запирающие нос и уши.

Выдре трудно ходить не только по снегу, но и по льду. Тут она приспособилась: разбегается,

поджимает лапы и скользит на брюхе. Быстро и удобно. Любят выдры кататься и с гор: заберутся

на крутой берег, лягут на живот и мчатся вниз, радостно повизгивая от удовольствия. Съедут и

снова полезут на горку. И опять мчатся во весь дух. Катание с гор выдры устраивают и летом.

Если найдут подходящий глинистый крутой склон, очищают его от корней, веток, палок и

катаются.

– Прочитайте слово «выдра» по слогам и орфоэпически.– Сколько в слове слогов? Назовите

ударный слог.– Произнесите первый звук в слове «выдра».

– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Объясните, почему звук [в] произносится твердо? (За буквой «в» в слове стоит гласная

буква «ы».)

VII. Чтение слогов по заданным схемам.

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые

начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [в]. В третьем – слоги

начинаются со звука [в’].)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VIII. Чтение слогов и слов (с. 68).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого

слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-

предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.

– Объясните значение слов «ива», «винтик», «овёс».

Ива – кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.

В и н т и к – металлический стержень со спиральной нарезкой.

О в е с – злаковое растение.

IX. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним

звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение.

Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.

Ч т е н и е п а р с л о в на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое

отличается одним лишним звуком.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Х. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки. Произнесение текста в ускоренном темпе.

– Прочитайте слова, в которых есть звук [в]. – Прочитайте слова со звуком [в’].

XI. Чтение слов (с. 69).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова с мягким согласным звуком [в’] и слова с

твердым звуком [в].

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,

«ё», «и», «я», «ю».)

Далее учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого слова

учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета – слова-предметы,

прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.

– Объясните значение слов:

В е л и к а н – очень высокий человек.

В у л к а н – коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли извергаются

лава, пепел.

В е р б л ю д – жвачное животное с одним или двумя горбами, обитающее в пустынях и в

степях.

В о р с и н к и – короткие тончайшие волоски.

С в е к л а – огородное растение, овощ с толстым корнем, идущим в пищу.

XII. Чтение и анализ стихотворения «Домовой». Перед чтением текста учащиеся читают слова на доске по слогам и орфоэпически.

– Объясните значение данных слов и выражений.

М а с т е р н а в с е р у к и – умелый человек, трудолюбивый.

Д о м о в о й – по суеверным народным представлениям: существо, живущее в каждом доме и

охраняющее его.

Т р у д и л с я д е н ь - д е н ь с к о й – трудился, работал с утра до вечера.

О в с я н к а – овсяная крупа или каша из нее.

Далее учащиеся составляют звукобуквенные схемы-модели данных слов, используя

дидактический материал – фишки.

После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :

– Где жил домовой?

– Что умел делать домовой?

– Как трудился домовой?

– Что варил домовой?

– Какой характер у этого домового?

– Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [в].

– Найдите слова с мягким звуком [в’].

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и придумайте продолжение рассказа.

Учитель фиксирует графически на доске устные предложения учащихся. Далее учащиеся

выполняют пересказ текста, используя иллюстрацию и схемы предложений.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

XIII. Задания на развитие внимания.

1. И г р а «Кто больше запомнит слов».

Воет, веет ветер, ворошит ветви ветлы. Вода – воронками, водоворотами! Взметаются волны.

Валится ветхий вяз-великан. Вихрем взмывают в воздух взъерошенные воробьи. Все вокруг

выветрила, высквозила вьюга! Вьюга!

Л. Яхнин

2. И г р а «Полсловечка за вами».

– Помогите составить новые слова из «половинок»:

вол окно осы

верх ушки

вес точка

О т в е т : волокно, волосы, весточка, верхушки.

XIV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Когда буква «в» обозначает твердый согласный [в], а когда – мягкий [в’]?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!