СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ц е л и : познакомить учащихся с условным обозначением глухих твердых и мягких звуков [х], [х’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Просмотр содержимого документа
«СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х»

Тема: СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Ц е л и : познакомить учащихся с условным обозначением глухих твердых и мягких звуков [х], [х’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предметные.

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [х]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами х, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Метапредметные.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания

Личностные результаты. Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

О б о р у д о в а н и е : фишки-звуки; рисунки к стихотворению «Загадочный рисунок»; карточки-буквы.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Хмурый-хмурый хнычет Хорь –

На хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

– Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении? (Звук [х].)

– Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой «х».

Ф о н е т и ч е с к а я з а р я д к а .

– Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха.)

– Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный глухой твердый, не имеет парного звонкого

согласного звука.)

– Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи.)

– Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой непарный, мягкий звук [х’].)

III. «Чтение» одноуровневых моделей слов.

– Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Кто нарисован на первой и на второй

картинках? (Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «муха» –

«мухи».)

– Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог «ха», «хи».)

– Произнесите в каждом слоге первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните

данные звуки. (В слоге «ха» – глухой твердый согласный звук [х], а в слоге «хи» – глухой мягкий

согласный звук [х’].)

– Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твердый

согласный звук?

– Каким условным обозначением показывают глухой мягкий согласный звук?

На что похожа буква «Х»?

«Х» – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка. В. Степанов

Ф и з к у л ь т м и н у т к а ХЛОПАЙ – ТОПАЙ

Мы танцуем «Хлопай – топай»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец –

«Хлопай – топай»,

Когда делать нечего…

Кем бы ни был ты – отличник,

Иль совсем наоборот,

Разучите танец этот

И танцуйте целый год!

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ха» и двух звуков [х], [х’].

Буква «х» обозначает два звука – глухой твердый звук [х] и глухой мягкий звук [х’].

VI. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с. 92).– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?

– Прочитайте слово «химик» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове «химик» слогов?

– Какой слог ударный?

– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х’].

– Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.

– Сколько слогов в слове «хорь»?

– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х].

– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что

предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химик» буква «и» – мягкий

звук [х’].)

VII. Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использованием двух

приемов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение (с. 92).

– Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены «кружком»? (Безударные гласные.)

– Что объединяет все слоги? (В данных слогах есть звуки [х], [х’].)

– На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с

гласного звука. Слоги, которые начинаются с согласного звука.)

VIII. Упражнение в чтении слов (с. 93).

После чтения учащиеся составляют схемы-модели к прочитанным словам, указывают

количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы.

– Составьте словосочетания со словами «хорьковая», «хлебный», «хвойный», «хвостатый»,

«хитроватая».

Хорьковая нора, хорьковая шкурка.

Хлебный завод, хлебный квас.

Хвойный аромат, хвойный лес.

Хвостатый кот, хвостатый кенгуру.

Хитроватая лиса, хитроватая мышь.

– Сравните полученные словосочетания. Чем они похожи? (Первое слово – признак, второе –

слово-предмет.)

IХ. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.

У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми отличаются слова в парах. У

слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары.

– Объясните значение слов.

Х и л ы й – больной. Хворь – болезнь. Х л е в – помещение для скота.

X. Чтение загадок.

– Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?

– К какой группе слов относятся слова «маленький», «кругленький», «алый», «сахарный»,

«зеленый», «бархатный»? (Это слова-признаки.)

– Отгадайте загадку «Загадочный рисунок».

Подошел к ребятам Витя,

Показал листок:

– Взгляните!

Кто сумеет угадать,

Что я начал рисовать?– Угадал! –

Сказал Володя. –

Это солнышко восходит!

Возразила сразу Зина:

– Здесь арбуза половина!

– Чепуха! –

Смеется Света. –

Сразу видно, зонтик это!

Подбежал Олег:

– Постой!

Это каска со звездой!

– Нет! –

Сказал, подумав Боря, –

Это гриб,

Чего тут спорить!

Головой качает Вася:

– Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут

Нарисован парашют!

Витя свой рисунок взял,

Улыбнулся и сказал:

– Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай!

– Составьте звукобуквенные схемы слов:

Хлеб, каравай

XI. Задания на развитие речи, внимания.

1. И г р а «Кто больше запомнит слов?».

– Холодно! – хныкал хомяк-хохотун. – Хатка хлипкая. Халат худой! Худо!

– Хорошо! – хорохорился хомяк-хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой.

Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы.

Хороший хозяин хомяк-хлопотун! Л. Яхнин

2. И г р а «Слова-перевертыши». Шорох – хорош.

XII. Итог урока. – Что нового узнали на уроке?– Какие звуки обозначает буква «х»?

– Как надо относиться к хлебу?

XIII. Чтение и анализ текста «Храбрый петух» (с. 94).

– Отгадайте загадку.

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух.)

– Сегодня прочитали рассказ о петухе. А что вы уже знаете про него?

– Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок, поговорок, загадок, басен,

стихов, потешек.

Идет петушок,

Красный гребешок,

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Двойная бородка,

Частая походка.

Рано утром встает,

Красны песенки поет. Всем хорош петух. Но все-таки главное, чем он славится, так это своим пением. За способность громко и звонко петь и прозвали его петухом.

Петуха спросили дети:

– Почему зовут вас Петя?

Так ответил Петя детям:

– Хорошо умею петь я .И. Коньков

Славится петух и важностью походки, и задиристостью характера. Недаром говорят:

«важный, как петух», «задиристый, как петух», «ходить петухом».

Перед чтением текста учащиеся читают по слогам слова с доски и объясняют их значение.

Х р о м о й – ходит, ковыляя из-за больной ноги.Х о х л а т к и – курочки.

Х и т р ю г а – очень хитрый. Х у л и г а н – нарушитель порядка.

Учащиеся читают текст по цепочке по одному предложению.

После чтения учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :

– Кто ходил по двору? – Что делал петух? – Каким был петух Петя?

– Кто спал под лопухом? – Как звали кота? – Что сделал кот-хитрюга?

– Как поступил петух Петя? – Почему отступил кот-хулиган?

– Кто хвалил петуха за храбрость? – Прочитайте, как хвалили Петю хохлатки?

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Составьте рассказ по данному рисунку.

ХIV. Чтение и разучивание скороговорки.

– Какие звуки чаще повторяются в скороговорке? (Звуки [х], [в], [б].)

Итог урока. Устная рефлексия.

- Мы сегодня с вами хорошо поработали;

- Что мы делали?

(рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать)

Каких результатов достигли? (научились читать слова с буквой Х)

-Вот сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили тему урока.

Выполните задание

Если вам на уроке было легко, все было понятно – нарисуйте солнышко; если что-то было непонятно, были трудности – нарисуйте облачко.

- Покажите, какое настроение получилось.

- Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников).

- Желаю вам плодотворной работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!