СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласный звук [й,] и буква й (и краткое)конспект

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Согласный звук [й,] и буква й (и краткое)конспект»

Тема занятия: Согласный звук ,] и буква й ("и" краткое)


Цель: уточнение представлений о согласном звуке [й,] и букве й.

Задачи: научить слышать звук [й,]; обозначать звук [й,] буквами й,е,ё,ю,я; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные умения

- проявлять интерес к изучению темы, чтению текста;

- оценивать результат собственной деятельности.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия согласный звук [й] и буква и краткое;

- использовать приобретённые знания для грамотного написания слов с изученной орфограммой;

-расширять словарный запас слов.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя содержание текста в рамках учебного диалога;

- строить монологическое высказывание, представляя собственную позицию;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

- грамотно писать слова содержащие звук [й,];

- рассказывать правило написания звук ,]

- определять букву, которой в данном слове будет обозначен звук ,]

-повторить правила переноса слов с буквой Й .



Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте!

- Меня зовут Марина Геннадьевна, я рада встрече с вами.

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Перед вами карта продвижения, которую вы будете заполнять по ходу урока.

-Подпишите ФИ.

- Рядом вы видите смайликов, определите своё настроение и раскрасьте одного из них.

-Вы будете их использовать для оценивания своей работы.

Я справился

У меня были трудности

Я не справился

Слайд: 3 смайлика

-Помашите рукой у кого хорошее настроение.

II Формулировка темы, целеполагание.

- Я рада, что у вас хорошее настроение и мы встречаем героя мультфильма Тимофея, ученика 2 класса (слайд)

- А вот, что с ним приключилось, вы сейчас узнаете.

(Просмотр отрывка из мультфильма "Шапка Невидимка")

-Что случилось с мальчиком?

-Подберите синонимы к слову невидимый (скрытый, спрятанный, тайный)

- Мультфильм так и называется "Шапка Невидимка". А на страничке нашего учебника есть текст «Звук невидимка» (слайд)

Предтекстовая деятельность

- Предположите, о чем пойдет речь в тексте?

- А разве звук можно увидеть?

- Назовите отличие звука и буквы. (Звуки мы слышим, а буквы пишем)

-Какой звук в русском языке скрывается, прячется в буквах? (предположения)

Текстовая деятельность.

-Давайте проверим, наши предположения.

-В классе есть любознательные ребята?

- Откройте стр.116 и на страничке для любознательных прочитаем текст "Звук невидимка".

- Я предлагаю вам взять карандаш и после каждого предложения делать пометы +уже знал, - не знал.

-Прочитайте первое предложение, назовите звук-невидимку. На карте продвижения есть схема, начнём ее заполнять.

- Я тоже буду работать только на доске.

[ Й']

гласный, согласный, парный, непарный, глухой, звонкий, парный, непарный твёрдый, мягкий

-Дайте характеристику звука. Уберите лишнее. Проверка с экрана. самооценка

-Прочитайте второе предложение, сделайте пометы (+уже знал, - не знал) Ответьте на вопрос:

-Почему звук [й'] назван невидимкой?

- Продолжаем заполнять схему.

[й']


буквы е, ё, ю, я

-Прочитайте последнее предложение, сделайте пометы (+уже знал, - не знал) и скажите:

- Всегда ли звук [й'] невидимка?


[й']


буква Й буквы е, ё, ю, я

-Вы уже догадались, какая тема сегодняшнего занятия. (согласный звук [й'],буква й)

- Сегодня мы будем учится слышать звук [й'] в словах и обозначать его буквами, узнаем новые слова с буквой й и вспомним правила переноса.

Послетекстовая деятельность

- Назовите слова из текста, в которых звук скрывается в гласных.

(ели, ёлка, юла, яма)

-Посмотрите на транскрипцию этих слов.

-Какие звуки мы обозначаем гласными е,ё,ю,я

-Выберите слова, которыми мы можем дополнить схему.

юбка, ключ, маяк, льёт, песня

-Проверим ( почему докажи). Дополним схему.

[й']


буква й буквы е, ё, ю, я

[й'э] [ й'о] [й'у] [ й'а]

юбка

маяк

льёт самооценка

Вывод: гласные е, ё, ю, я в начале слова, после гласных, после разделительного мягкого и твёрдого знаков обозначают два звука

[ й'э] [й'о] [й'у] [й'а]

- Приведите примеры слов, где звук не играет с нами в прятки.

-Запишите эти слова и разделите их для переноса. Какие правила переноса вспомнили.

[й']


буква й буквы е, ё, ю, я

чай-ник [й'э] [ й'о] [й'у] [ й'а]

шай-ба юбка

май маяк

край льёт

Вывод: При переносе буква й не отрывается от впереди стоящей буквы. самооценка

- Назовите главную мысль текста. (В русском языке есть хитрый звук- невидимка, который может на письме обозначаться буквой Й или скрываться в гласных е, ё, ю, я ) - схема

-На какую букву похожа Й?

III Первичное восприятие и осознание нового материала

- Дополните предложения, запишите имя героя мультфильма.

Герой мультфильма ___________(Тимофей)

Шапка-невидимка - у ___________(Тимофея)

-Сколько раз в этих предложениях встречается звук [й']. Запишите.

-Я вижу 2 буквы, почему 3 звука. Определите количество звуков и букв в слове у Тимофея. самооценка

Вывод: гласные е, ё, ю, я в начале слова, после гласных, после разделительного мягкого и твёрдого знаков обозначают два звука

[ й'э] [й'о] [й'у] [й'а]

IV. Физминутка

Две сестрицы

V. Закрепление и осмысление знаний

-Ой, ребята, я хотела поработать со словами, но они все рассыпались.

-Что же делать? (составить слова)

-Какую ещё работу можно провести со словом? (узнать его лексическое значение, разделить для переноса)

-Работать будем в парах. (одна пара за доской)

- Какое задание будем выполнять? (собирать слова из слогов)

му, чай, ра, вей, ник, трой, фой, ка, е (муравей, чайник, фойе, тройка)

- Проверим работу ребят.

-Сколько слов составили? Что общего в этих словах? (буква й)

Микрофон: Буква "И краткая". Она была составлена из буквы И, над которой писали значок, называемый "кратка". Отсюда - "и с краткой"Когда значение слова "кратка" было забыто, люди стали говорить "И краткое"

- Какое новое слово вам встретилось? Фойе- французское, помещение в театре, кинотеатре, при зрительном или концертном зале; служит местом отдыха для зрителей. Стр.140, толковый словарь

-Буква й стала употребляться в русском языке с XVII века, в связи с тем, что появились слова иностранцы, они пришли к нам из других языков.

-Удивительно то, что знакомые каждому слова (йогурт, майонез, йод, фойе) это всё слова иностранцы в них звук [й'] стоит перед гласной, написание буквосочетаний йо, йе надо запомнить Стр.116, обрати внимание.

-Придумайте какое задание дома вы можете выполнить с этими словами ( придумать сказку с одним из слов, узнать из какого языка к нам пришли эти слова, и.т.д)

VI. Рефлексия

-Какие, секреты звука невидимки мы раскрыли? Продолжите фразу.

Я понял.......

Я могу.........

Мне было интересно.........

У меня возникли трудности.......

-Всё тайное становится явным. Так и произошло с героем нашего мультфильма

-Давайте посмотрим.

-Кто свою работу на уроке оценивает на отлично? Встаньте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!