СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ж]. БУКВЫ Ж, ж-пнш 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературного чтения разработан для учащихся 1-ых классов. Ц е л и : познакомить учащихся со звонким твердым звуком [ж]; упражнять в чтении слогов,

слов и текстов с буквой «ж»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на

примере сравнения минимальных пар слов; учить акцентированному произнесению согласных

звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой

формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам

и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по

смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его

звуковой модели; воспитывать любовь к животным.

Просмотр содержимого документа
«СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ж]. БУКВЫ Ж, ж-пнш 1 класс»

Тема: СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ж]. БУКВЫ Ж, ж

Ц е л и : познакомить учащихся со звонким твердым звуком [ж]; упражнять в чтении слогов,

слов и текстов с буквой «ж»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на

примере сравнения минимальных пар слов; учить акцентированному произнесению согласных

звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой

формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам

и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по

смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его

звуковой модели; воспитывать любовь к животным.

Предметные.

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [п], [п']. Выполняют письмо слогов и слов с буквами П, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Метапредметные.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

О б о р у д о в а н и е : учебник«Азбука»(авт.Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков); скороговорки; карточки-буквы; шарады, загадки; фишки-звуки.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учащиеся повторяют чистоговорку за учителем.

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошел уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

– Сегодня на уроке будем учиться читать слоги, слова с буквой «ж».

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 78).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

– Кто изображен слева? (Жук.)

– Прочитайте слово «жук» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «жук».

– Дайте характеристику звуку [ж]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Кто изображен справа? (Жаба.)

– Прочитайте слово «жаба» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «жаба».

– Дайте характеристику звуку [ж]. (Звук согласный звонкий твердый.)

IV. Конструирование большой и малой букв Ж, ж.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Ж», «ж».

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!С. Маршак

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.Г. Виеру

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а ЖИРАФ

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роса.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.С. Маршак

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ж» и звуков.

Буква «жэ» обозначает один согласный звук: твердый звонкий звук [ж].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с. 78).

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто изображен слева? (Ужи.)– Прочитайте слово «ужи» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «ужи» стоит буква «ж»?

– Дайте характеристику звуку [ж]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Кто изображен в центре? (Ёжик.)

– Что вы знаете про это животное?

Ежей на Земле около 15 видов. Четыре вида живут в нашей стране. А из этих четырех – самый

известный европейский (хоть и живет в Азии тоже), или обыкновенный, еж. Он, в общем-то, и

правда, обыкновенный, точнее, обычный. Его можно встретить и в лесу (если лес не сырой), и в

роще, и в парке, и совсем рядом с человеком – в саду. Еж бегает, не таясь, шуршит листьями,

громко посапывает, причмокивает, когда ест. Почувствовав опасность, он свертывается клубком

(для этого у него на спине множество специальных мышц), прячет незащищенную мордочку и

брюшко и выставляет свои иглы. Их у ежа много: 6–7 тысяч.

– Какой звук обозначает буква «ж» в слове «ёжик»?

– Что нарисовано справа? (Лыжи.)

– Прочитайте слово «лыжи» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Дайте характеристику звуку [ж]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Какая гласная буква пишется в слоге ЖИ? (Буква «и».)

– Какой гласный звук произносится в слоге ЖИ? (Звук [ы].)

VII. Чтение слогов по заданным схемам.

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые

начитаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ж].)

– Какой звук обозначает буква «ж» во всех слогах?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VIII. Чтение слогов и слов (с. 79).

– Что вы знаете про жирафа?

Эти животные очень необычны. Конечно, и у слона, и у бегемота, и у многих других

внешность очень характерна. Но у жирафа особенно. Во-первых, жираф – самое длинношеее

существо на планете. (Причем шейных позвонков у него, как и у большинства млекопитающих,

только семь, но зато какие!) Во-вторых, это самое высокое животное – почти на шесть метров над

землей поднята его голова. В-третьих, оно еще и таинственное животное. Лишь недавно

задумались ученые: как же так получается, сердце у жирафа находится в трех метрах «от пяток» и

в трех метрах «от макушки», а кровоснабжение всех органов прекрасное – ни головокружений, ни

отеков в ногах.

Кстати, о расцветке жирафов. Когда ученые поближе познакомились с этими животными, то

выяснилось: невозможно найти двух одинаково окрашенных жирафов. Рисунки на шкуре у

каждого животного строго индивидуальны, неповторимы, характерны только для него.

IX. Задания на развитие речи.

Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, какими буквами отличаются

данные слова. Далее объясняют значение слов.

Ч т е н и е п а р с л о в на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое

отличается одним «лишним» звуком.

После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными

словами.

– Прочитайте и отгадайте загадку. (Отгадка – машина.)

– Прочитайте слова из загадки со звуком [ж].

X.Отгадайте загадку.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль.)

– В каких произведениях журавль – главный герой? (В русских народных сказках, например

«Лиса и Журавль».)

– Что вы знаете об этой птице? Ж у р а в л ь . В нашей стране обитает семь видов журавлей: серый, красавка, канадский,

даурский, черный, белый, японский. Всего в мире 14 видов журавлей. Эти птицы находятся под

угрозой исчезновения. У журавлей длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом

они добывают насекомых, семена, зерна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды,

молодые побеги.

Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает два яйца, которые насиживает в течение

месяца.

Японский, даурский, черный, белый и журавль-красавка занесены в Красную книгу.

– Составьте предложения по каждой картинке.

На болоте живет журавль.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а ЖУК

На лужайке, на ромашке

Жук летал в одной рубашке:

– Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

XI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с. 80).

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено здесь? (Жезл, кружок, желудь.)

– Прочитайте данные слова по слогам и орфоэпически.

– Какой звук обозначает буква «ж» в этих словах?

– Какая гласная стоит после буквы «ж» в слове «жезл»?

– Какую роль выполняет в этом слове буква «е»?

– Какая гласная стоит после буквы «ж» в слове «кружок»?

– Какую роль выполняет в этом слове буква «о»?

– Какая гласная стоит после буквы «ж» в слове «жёлудь»?

– Какую роль выполняет в этом слове буква «ё»?

XI. Чтение и анализ текста «Медвежата и жук».

Перед чтением учащиеся читают слова, представленные на доске, по слогам и орфоэпически.

Б е р л о г а – зимнее логовище медведя.

Е ж е в и к а – кустарник с сочными съедобными, черными или черно-красными ягодами, по

виду похожими на малину.

Л а к о м и л и с ь – кушали что-то лакомое, вкусное.

– Объясните значение данных слов и выражений.

После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :

– Где росла ежевика?– Чем лакомились медвежата?

– Кто прилетел к медвежатам?– Что жужжал жук?– Что сделали глупые медвежата?– Кого медвежата встретили на лесной дорожке?

– Какая одежда у ежика?– Что подумали медвежата?

– Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [ж].

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и придумайте продолжение рассказа.

Учитель фиксирует графически на доске устные предложения учащихся. Далее учащиеся

выполняют пересказ текста, используя иллюстрацию и схемы предложений.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Медведь – хищник. Хищник могучий и ловкий, хитрый и осторожный. При необходимости он

может тащить по лесу ношу в 400–500 килограммов или мчаться со скоростью скаковой лошади,

причем быстро бежать может не один километр, способен, несмотря на свою неуклюжесть,

совершать молниеносные броски или подкрадываться с такой осторожностью, что даже чуткие

косули не слышат его приближения.

У медведя слабое зрение, но слух и обоняние развиты прекрасно, и это очень помогает ему в

охоте. У медведиц зимой появляется потомство. Рождаются медвежата слепыми,

беспомощными и очень маленькими: новорожденный медвежонок весит примерно граммов 500 (а

мамаша – килограммов 150–200!). Таким медвежатам много еды, то есть молока, не надо. Да у

матери и не может быть много молока – ведь всю зиму она ничего не ест.

К весне медвежата подрастут – вес их достигнет 6–7 килограммов.

XIII. Чтение и анализ текста «Незваные гости» (с. 81).

– Что вы знаете про медведя?

Перед чтением учащиеся читают слова, представленные на доске, по слогам и орфоэпически.

Л у ж а й к а – небольшой луг на опушке или посреди леса.

С т о р о ж к а – избушка сторожа.

П р о к а з н и к и – хулиганы.

З а д в и ж к а – замок.

О з о р н и к и – проказники.

И с п у г а л и с ь – испытывают страх.

О б ж о р ы – ненасытные.

П о ж у р и л – поругал.

Н е г о ж е т а к д е л а т ь – не стоит так делать.

– Объясните значение данных слов и выражений.

После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :

– Где резвились медвежата?

– Что заметили медвежата?

– Что сделали проказники?

– Что они стали делать в избе?

– Что сломали озорники?

– Почему испугались медвежата?

– Как пожурил лесник проказников?

– Опишите характер медвежат.

– Опишите характер лесника.

– Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [ж].

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и придумайте продолжение рассказа.

Учитель фиксирует графически на доске устные предложения учащихся. Далее учащиеся

выполняют пересказ текста, используя иллюстрацию и схемы предложений.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

V. Чтение загадки.

– Прочитайте и отгадайте загадку. (Колесо.)

– Кто автор этой загадки?

– Какие загадки С. Маршака вы знаете?

VI. Итог урока. Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке? – Какой звук обозначает буква «ж»?

Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!