Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнем сейчас. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий. |
II. Актуализация знаний | Организует диалог. - С какой буквой познакомились на прошлом уроке? - Какие звуки она обозначает? | Включаются в диалог, отвечают на вопросы. Дают характеристику изученным звукам. | Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
III. Постановка учебной задачи | Загадывает загадки. Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский ... Лунтик с нею подружился, Добротою поделился, Клаву приняли друзья, Кто она? Забыла я. Жук жужжит: – Я шел и шел, Желтый камешек нашел. – Это желудь! Ты не прав, – Говорит жуку жираф. – Что ж, повесь его на сук, – Говорит жирафу жук. Сапгир – Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении? (Звук [ж].) – Назовите слова со звуком [ж]. – Дайте характеристику звуку [ж]. – Сформулируйте тему нашего урока. – Сегодня будем читать слова и предложения со звуком [ж]. Организует фронтальную работу. – С какого звука начинается слово «жук»? Дайте характеристику звуку. – С какого звука начинается слово «жаба»? Дайте характеристику звуку. – Назовите тему нашего урока. – Давайте определим для себя цели: (На доске вывешены слова) Познакомиться… Научиться… Упражняться… | Разгадывают загадки. – Жук. – Жаба. Отвечают на поставленные вопросы. – [ж]. – [ж]. – Буквы ж, Ж. Познакомиться… с буквами Ж, ж. Научиться… характеризовать изучаемый звук в словах. Упражняться… в чтении слогов и слов с изучаемой буквой. | Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
IV. Проблемное объяснение нового знания | Знакомство с обозначением звука с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ж» и звука [ж]. | Предметные УУД: дифференцировать твёрдый звонкий звук [ж] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, Познавательные УУД: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи; выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом, осознание социальной роли обучающегося |
– Посмотрите, как обозначается звук [ж]. – Что необычного вы заметили? – Как вы думаете, почему? – Давайте, проверим. | – Нет мягкого звука. Ученики высказывают свои предположения. |
Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели. |
Организует сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с.78). – Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что изображено слева? – Прочитайте слово «ужи» по слогам и орфоэпически. – Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. – На каком месте в слове «ужи» стоит буква «ж»? – Дайте характеристику звуку [ж]. – Кто изображен в центре? – Что вы знаете про это животное? – Какой звук обозначает буква «ж» в слове «ёжик»? – Что нарисовано справа? – Прочитайте слово «лыжи» по слогам и орфоэпически. – Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог. – Дайте характеристику звуку [ж]. – Какой гласный звук произносится в слоге ЖИ? – А какая гласная буква написана в этом слоге ? Организует исследовательскую работу в парах. - Поработайте в парах и определите, какой звук обозначает буква «ж» в словах, которые написаны у вас на карточках. Потом обменяетесь своими открытиями. Учитель подводит к выводу. – Какой вывод можно сделать? | Сравнивают звуковую и буквенную формы слов на основе двухуровневой модели. – Ужи. Ученики читают слово по слогам и орфоэпически. – Два слога. – На втором. – Согласный звонкий твёрдый звук. –Ёжик. Ответы учеников. – Согласный звонкий твёрдый звук. – Лыжи. Ученики читают слово по слогам и орфоэпически. – Два слога. – Звук согласный звонкий твердый. – Звук [ы]. – Буква «и» Ученики работают в парах по карточкам. Обмениваются своими маленькими открытиями. Делают вывод: Буква «жэ» обозначает один согласный звук: твердый звонкий звук [ж]. |
Чтение слогов по заданным схемам. |
Организует работу со слогами. – Чем похожи слоги в каждом столбике? – Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? – Какой звук обозначает буква «ж» во всех слогах? | Ученики читают слоги и сравнивают их. - В первом столбике слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ж]. – Согласный звонкий твердый звук. |
ФИЗКУЛЬМИНУТКА | Следит за выполнением физминутки всеми учениками. Ножки, ножки Бежали по дорожке, Лугом, лесочком, Прыгали по кочкам, Прибежали на лужок, Потеряли сапожок. | Выполняют физминутку. | |
V. Первичное закрепление | Чтение слогов и слов (с. 79). | Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом, осознание социальной роли обучающегося |
– Прочитайте слоги и слова, слова разделите на слоги, выделите ударный слог. | Ученики читают слоги и слова, слова делят на слоги, выделяют ударный слог. После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. |
Чтение пар слов на розовом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишь звуком (с. 79). |
- Прочитайте пары слов на розовом фоне. | Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, какими буквами отличаются данные слова. Далее объясняют значение слов. |
Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишним звуком. |
- Прочитайте пары слов на голубом фоне. | Учащиеся читают пары слов на голубом фоне и выделяют, какими буквами отличаются данные слова. Далее объясняют значение слов. |
VI. Включение нового знания в систему знаний | Чтение и анализ текста «Медвежата и жук» (с. 80). | Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Организует словарную работу, показывает картинки с их изображением. – Объясните значение данных слов. Словарная работа. Берлога – место, где зимует медведь. Ежевика – кустарник с сочными съедобными, черными или черно-красными ягодами, по виду похожими на малину. Лакомились – кушали что-то лакомое, вкусное. После чтения текста учитель проверяет как учащиеся поняли текст: – Где росла ежевика? – Чем лакомились медвежата? – Кто прилетел к медвежатам? – Что жужжал жук? – Что сделали глупые медвежата? – Кого медвежата встретили на лесной дорожке? – Какая одежда у ежика? – Что подумали медвежата? Учитель организует выборочное чтение. – Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [ж]. | Перед чтением учащиеся читают слова на доске по слогам и орфоэпически. Ученики объясняют значения слов. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся читают. |
VII.Итог урока. Рефлексия | Организует рефлексию. – Вспомним цели, которые мы для себя поставили. С чем мы познакомились… Чему научились… Мы упражнялись… – Мы выполнили поставленные цели? - А как вы думаете, для чего нужны будут полученные сегодня знания? | Отвечают на вопросы. – С буквой Ж. – Характеризовать звук [ж], выделять звук [ж] в словах. – В чтении слов и слогов с этой буквой. – Да. Высказывают свои предположения. | Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий. |