Тема: СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ц]. БУКВЫ Ц, ц
Ц е л и : познакомить учащихся с условным обозначением глухого твердого звука [ц] с
помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; продолжить
формирование умения читать слова по слогам и орфоэпически; продолжить формирование
навыка беглого чтения; развивать внимание, память, фонематический слух и культуру
звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять
стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать любовь к природе;
культуру учебного труда, коллективизм.
О б о р у д о в а н и е : фишки-звуки; загадки; слоговые карточки.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель проводит игру «Веселые звуки».
– Узнайте, какой звук потерялся.
На Садовом на кольце
Буква «С» и буква «Ц»
У прохожих на виду
Заиграли в чехарду.
– Эй, баран, подай
Овса! –
Просит белая …
(Овца).
Я не притронусь
К сену,
Ему я знаю …
(Цену).
Видала я
Лису,
Ей рыжий цвет
К … (лицу).
Окрась меня,
Мой свет,
В такой же рыжий …
(Цвет).
– Сегодня на уроке продолжим читать слоги, слова с буквой «ц».
III. Чтение слогов и слов с доски.
– Когда после буквы «ц» пишется «и», а когда «ы»?
– Какие мы знаем слова-исключения?
– Прочитайте.
ЦЫ ЦИ ЦЫ ЦЕ
цыц
цыган
цыпленок
цыпочки
цинк
циновка
цикада
циферблат
цикорий
певцы
купцы
молодцы
скворцы
колодцы
цепь
цена
церковь
центр
концерт
– Что вы знаете о букве «ц»? (Служит для обозначения согласного звука.)
– Буква «ц» обозначает твердый непарный звук, поэтому буквы «е», «и» не оказывают на
букву «ц» никакого влияния. Буква «ц» всегда читается твердо. Тем не менее в русском языке
принято в середине слова писать «е», «и», хотя слышим [э], [ы], а в конце слова писать «ы».– В первом столбике записаны слова-исключения.
– Прочитайте еще раз второй и третий столбики и сделайте вывод. (В словах, кроме слов-
исключений, в корне слова после «ц» пишется буква «и», вне корня на конце слова после «ц»
пишется буква «ы».)
IV. Чтение слогов и слов (с. 112).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-действия, слова-
признаки. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета
обозначают слова-предметы, прямоугольники голубого цвета – слова-действия, прямоугольники
желтого цвета – слова-признаки.
– Объясните значение слов:
Ц и л и н д р – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из
его сторон. Либо высокая твердая шляпа.
Ц ы г а н е – люди, ведущие кочевой образ жизни.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
ЦАПЛЯ
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не пускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Стихотворение декламируется 2 раза. Первый раз дети стоят на правой ноге, второй раз –
на левой.
V. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне (с. 112).
У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми' отличаются слова в парах. У
слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары.
– Объясните значение слов и составьте звукобуквенные схемы:
М ы ш ц а – мягкий орган человека и животных.
Ц е н а – стоимость товара в деньгах, плата.
Д е л е ц – предприимчивый человек.
Т е л е ц – теленок.
Г о р е ц – житель гор.О ц е н и т ь – определить цену.
Ц е н и т ь – называть то или иное значение. Ценность кого-нибудь, чего-нибудь; дорожить
кем-то или чем-то.
VI. Чтение предложений.
Учащиеся анализируют слова «цикорий», «цикада».
– Где растет цикорий?
– Какие еще лекарственные растения вы знаете?
– Что вы узнали про цикаду?
– Какие еще насекомые вам известны?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VII. Чтение шуточных стихотворений (с. 113).
– Чем интересно стихотворение Л. Яхнина? (Каждое слово стихотворения начинается с
буквы «ц».)
– Что интересного можно увидеть в цирке? О чем рассказал автор?
– Кто автор стихотворения «Я люблю»?
– С чем сравнивает автор короткий дождик?
– Зачем цапле длинный нос?
– Чем питаются цапли?
– О каких приметах весны рассказано в стихотворении «Весна»?
– Назовите другие приметы весны.
– Давайте вспомним весенние месяцы. Ребята, отгадайте загадки:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел... (Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май.)
– Какие приметы весны названы в этих загадках?
VIII. Задания на развитие речи, внимания.
1. С о п о с т а в л е н и е слов с вопросами.КТО? КАКОЙ? (КАКАЯ?)
цапля
заяц
лисица
куница
гусеница
цыпленок
птица
важная
белый
рыжая
мохнатая
зеленая
желтый
красивая
2. С о с т а в ь т е предложения со словами:
цветы цветущий
цветенье цветовод
цветистый соцветие
цветник цветет
– Что объединяет данные слова? (Общая часть – «цвет».)
3. Н а з о в и т е предмет, меньший по размеру:
окно – … оконце болото – … болотце
платье – … платьице зеркало – … зеркальце
дерево – … деревце сало – … сальце
блюдо – … блюдце дело – … дельце
колено – … коленце тело – … тельце
полено – … поленце масло – … маслице
IX. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите согласные, которые обозначают только твердые звуки.