СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки [д], [д]. Буквы Д, д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте по программе "Школа Россия". Тема урока "Согласные звуки [д] , [д], буквы Д,д.Конспект развернутый,выполняющий все требования ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки [д], [д]. Буквы Д, д.»


Предмет: обучение грамоте ( литературное чтение).

Тема: Согласные звуки [д], [д*]. Буквы Д, д.

Цели:

  1. Познакомить с согласными звуками [д], [д*] и буквами Д, д.

  2. Научить вычленять в речи согласные звуки [д], [д*], читать слоги и слова с изученными буквами, составлять сюжетный рассказ по картинке.

  3. Развивать умение давать звукам [д], [д*] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

  4. Создавать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; доброжелательности, умения слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник «Азбука».













Ход урока:

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем гостей.

« В добрый день и в добрый час,очень рады видеть Вас»

Молодцы! А теперь повернитесь ко мне.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? ( да)

- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.


II. Актуализация опорных знаний.


- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в  лес.

(На доске лес, домики: красный и синий)

- Для чего можно пойти в лес?

Мы пойдем в  сказочный лес за новой буквой и звуками  и возьмем с собой  корзинки. 
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка). 
- А вот вторая корзина
– для звуков. Вы ее видите? А почему?

 - Чем отличаются звуки от букв?( звуки мы слышим и произносим,

буквы пишем и видим)

- Давайте вспомним ,на какие две группы делятся звуки?

( гласные и согласные)

Какие признаки гласного звука мы знаем?

  1. Гласный звук состоит из голоса

  2. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно.

  3. Гласный звук образует слог в слове


- Что еще мы знаем про гласные звуки? ( ударные и безударные)

Назовите признаки согласных звуков? (нелегко произнести, при произношении встречают преграду)


-Согласные? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)


Фонетическая запись звука выполняется в квадратных скобках. Мягкость согласного звука в фонетической транскрипции обозначается специальным значком – апострофом.


- Итак, в добрый путь! (музыка) Презентация

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке. 
По тропинке побежим, 
До лужайки побежим. 
На лужайке, на лужайке 
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.


- Ребята! Помните! В лесу вы гости. Ведите себя спокойно, не сорите, не кричите, не пугайте животных.


- Оглянитесь вокруг, что мы видим? (буквы рассыпаны по всему классу) 

- Давайте  соберем  их в корзинку?

Перед нами два сказочных домика. Чем эти домики необычны? (красный, синий)

- Почему они разного цвета?

- Давайте расселим буквы в дома. Поочереди выходят и расселяют буквы.
- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков.
- Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

- Назовите особенную букву.

III. Открытие новых знаний.

- А в этом красивом – доме живёт лесовичок  Дима. (картинка)

- У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.  
Леший (картинка):
- Составьте схему к слову дом. ( работа в паре) Проговорите слово.

Один у доски.

Давайте послушаем ….

( в этом слове 3 буквы, 3 звука , слово состоит из 1 слога, потому что одна гласная)
- Будем ли в слове ставить знак ударения? 
- А у  лесовичка Димы в доме живет Домовёнок Кузя(картинка).  Он просит вас составить схему к слову Дима. (работа в паре).

Один у доски.

(В этом слове 4 буквы, 4 звука, 2 слога)

- Назовите ударный слог.  

- На какие вопросы отвечают слова?

Назовите собственное сущ. нарицательное


- Произнесите слова дом и Дима.

- Какой звук вы услышали в начале каждого слова?

Знакомы ли вам эти звуки?

- А какой буквой обозначаются эти звуки?

- Ребята, кто догадался, какая тема нашего урока?

Тема урока: «Звуки [д, д׳], буква Д.» (На доске).

- С чем познакомимся на уроке? ( познакомимся с буквой Д,д)

Чему будем учиться на уроке?( будем учиться характеризовать звуки (д,д), выделять их в словах, упражняться в чтении слов с этой буквой)


IV. Работа над новым материалом.

– Я предлагаю вам провести исследовательскую работу, и мы узнаем особенности новых звуков.

Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают предложение.)

а). Одна голова хорошо, а две лучше

б). Не будь тороплив, а будь терпелив

в). Ошибиться может каждый.

г). Сначала подумай, а потом скажи.

д). Умеешь сам научи другого.


- Вернёмся к схемам.(Дом, Дима)

Я предлагаю вам повернуться друг другу и посмотреть как произносит сосед этот звук. Произнесите слова , выделяя первые звуки.

Одинаково ли произносится звук в начале каждого слова, как вы считаете?

– Что еще устанавливаем у согласных звуков? 


  1. -Прижмём пальчиками ямочки за ушками и громко произнесём звук (Д)-звонкий или глухой.


Предлагают друзья поработать в группе.  Вы должны дать имя звуковичку и раскрасить ему башмачки (раскрасьте башмачки в нужный цвет). 
- Пока вы красили Лесовичок приготовил для вас игру: «Поймай звук»: встаёт 1 ряд – если звук д (твердый);

  1. встаёт 2 ряд – если звук д' (мягкий).


СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, дождик.


- От чего зависит мягкость и твердость звуков д, д’. ( от гласных).


Закончив огромную исследовательскую работу давайте сделаем вывод: А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. Определи , где он находится : в середине слова, в начале или конце слова.?


4.Знакомство с буквой согласного звука.

Мы поработали с новыми звуками. Скажите с чем мы будем знакомиться сейчас? ( с новой буквой , которая обозначает звуки ( д, д)

Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.

- Кто знает , как правильно называется новая буква?

- Ребята, звуки обозначаются буквой Дд. (карточка).


- Это печатная большая Д,

- В каких случаях употребляется большая буква Д?

а это печатная маленькая буква д.

Посмотрите , как выглядит буква Д.

Показать место в алфавите и на «ленте букв».

- Давайте пофантазируем. На что похожа буква Д? На доске дом (картинка)
Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.

5. Работа с учебником

- Какие вы молодцы. Легко справились со всеми заданиями.

- Домовенок  Кузя приготовил для вас сюрприз  по группам.

Первая группа ( желтый цвет) читает слоги

Вторая ( синий) читает слова

Третья группа ( зеленый) читает текст.

На какие группы и по какому признаку можно разделить слоги?

( с твердыми согласными и мягкими согласными звуками)

Прочитает слова 2 –я группа.

- Прочитайте слова, где звуки все звонкие.

А теперь давайте прочитаем текст.

Работа в паре.

1.Что росло в саду? Подчеркни синим карандашом.

2.Как зовут мальчика?________________ поставь в этом слове ударение

3.Кто дал всем слив? Подчеркни зеленым карандашом. Раздели слово черточками на слоги.



Если время будет не хватать.


- Какие плоды увидели дети на дареве? ( сливы).

- Кто полез на забор? ( Денис).

- Почему покраснел Денис?

- Можно ли без спроса залезать в чужой сад?

- Как бы вы его озаглавили?


6.Физминутка под музыку


- Нам пора возвращаться.  (музыка)

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке. 
По тропинке побежим, 
До лужайки побежим. 
На лужайке, на лужайке 
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы дома.

Выполняют физминутку.


7. Итог урока.


– Какую букву мы принесли из сказочного леса? –

– Что узнали об этой букве?

- Чему учились?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- Все ли мы выполнили?

– Назовите слова с новой буквой.

Ответы детей.


8. Рефлексия 

– Как вы сегодня поработали?

– Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?


- Оцените, пожалуйста, себя по лестнице успеха

























Игры

Игра   «Кто внимательный?».

Найдите одинаковый звук в словах: береза, бабочка, баран, берет, белка, Буратино.

Игра   «Кто больше?».

Придумайте слова, начинающиеся со звука [б]. (Береза, булка, баран, бочка, бабочка.)

Игра  «Слоговой аукцион».

1. Придумайте слова, начинающиеся со слога ба … (-ня, -нан, -ран);  теперь продолжите слово – боро… (-да, -вик).

Выигрывает тот, кто назовет слово последним.

2. Придумайте слова, начинающиеся со слога бу(Бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино).

Игра «Подбери пару».

По ставьте стрелочку к подходящему по смыслу слову (прилагательному):

блузка брюки банан брат баран

бабушка

больница

бабочка

бодливый белый большойбольной бережливый

бархатный

бодрый

быстрый

 

Игра  «Превращение слов – волшебные цепочки».

1. Замените букву «б» в слове бочка так, чтобы получились новые слова. (Дочка, почка, точка, ночка, мочка, кочка.)

2. В слове бок замените первую букву. (Кок, док, сок, ток, шок.)

3. В том же слове замените вторую букву. (Бак, бык, бук.)

4. В том же слове замените третью букву. (Боб, бог, бор, бой, бот.)

5. А теперь в слове бок заменяйте то вторую то третью букву. (Бак, бал, был, бык, бук.)

6. В слове бак замените одну любую букву. (Бук, лук, лак, мак, рак.)

 

Игра  «Слова-невидимки».

– В меня волна упрямо бьет.

(Б – – –.)

– Ко мне подходит пароход.

(– – – –.)

– Я установлен у границы.

(– – – –.)

– А подо мной снуют плотвицы.

(– – – –.)

 

О т в е т : борт, порт, пост, мост.

 

Игра  «Из одного слова – десять».

Отнимая от слова БОТАНИКА по 4–5 букв, образуйте 10 новых слов. Мы только подскажем их значение, а угадывать будете сами.

1. Водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде.

2. Тонкая скрученная пряжа.

3. Лента, завязанная в виде нескольких переплетающихся в середине петель.

4. Крупное учреждение, где хранят деньги.

5. Музыкальный звук.

6. Стеклянный сосуд.

7. Дикая свинья.

8. Род бревен или толстых досок, настилаемых на балки.

9. Травянистое растение, из листьев которого делают то, что я никогда не советую вам пробовать.

10. Вышитый цветной шнурок по краю или шву одежды.

О т в е т : тина, нитка, бант, банк, нота, банка, кабан, накат, табак, кант.

 

Игра   «Полсловечка за вами».

Бой… (-кот);  бал… (-кон);  буй… (-вол);  бес… (-еда).

 

Игра  «Занимательные модели».

Придумайте как можно больше слов по данным моделям:

б – –;   б – – – –;   б – б;   б – б – –;   б – к;   б – нт;   б – лка.

Ответ: бык, бак, бок, бор, боб; белка, булка, буква, баран, банан; боб; бобры; бык, бак; бант, бинт; булка, белка.

 

Игра  «Перевертыши».

БОБ.     БЕЛ  ХЛЕБ



Задание №1. В каких словах есть звук [п]?





Задание № 2. Соотнести слово с рисунком.

Пилот повар плотник капитан



Задание № 3. Прочитай слова. Составь предложения из слов.

Пилот пилит на самолёте.

Плотник плавает пилой.

Капитан летает на плите.

Повар варит на корабле.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!