СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Согласные буквы и звуки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Согласные буквы и звуки»»

Открытый урок русского языка «Согласные буквы и звуки».

1. Актуализация знаний

1. - Ребята, давайте отправимся в путешествие по природе.

(Аудио звуков природы). (слайд 1)

- Какие звуки вы услышали? (слайд 2)

- А кто еще издает звуки? (Человек.)

- На какие 2 группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные).

Предлагаю для сегодняшнего путешествия поделиться на 2 команды:

  • 1– гласные звуки

  • 2– согласные звуки

- Но не знаю, как вас различить. Помогите.

- Гласные, расскажите о себе! (Можем образовать целый слог. (я, юла). Произносимся с помощью голоса).

- Согласные, теперь вы расскажите о себе! (Не образуем слог, при произношении воздух встречает преграду в виде зубов, языка, губ).

- Теперь я смогу вас различить. Молодцы! Каждая команда за правильный ответ получает по флажку!

2. Работа с предложениями. (Звук - журчание ручья). (слайд 3)

- Ручеек мне принес лодочку, а в ней 2 письма для обеих команд. Прочитайте их. Что вы заметили? (Допущены ошибки. Одинаково записаны два разные по лексическому значению слова.)

1 – Несет меня леса за темные лиса. (слайд 4, 5 – при проверке)

- Как проверить? (Изменить форму или подобрать родственное слово, чтобы на эту букву падало ударение).

2 - Я гнала гусей на прут, поломался тонкий пруд. (слайд 6, 7 – при проверке)

- Как проверить? (Нужно, чтобы после согласного шел гласный звук).

Молодцы, ребята! Каждая команда получает по флажку.

2. Повторение. Звучит звук. (слайд 8)

- Кто это? (Кукушка) (слайд 9)

Кукушка хочет узнать, что вы можете рассказать о звуках и буквах.

- Сколько букв (33)

  • К гласным – Сколько гласный букв? (10)

- Сколько гласных звуков (6). Какие? /а, о, у, ы, э, я/

  • К согласным – Сколько согласных? (21)

- Посчитайте 10 + 21 = 31. Куда делись еще 2 буквы?

От каждой команды выберите представителя, который правильно расскажет алфавит.

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! Каждая команда получает еще по флажку.

- Посмотрите, а как алфавит расположен на ленте букв? (учитель показывает ленту букв на стене).

- А теперь на фрагмент этой ленты. Как вы его озаглавите? (слайд 10)

- Что вы можете о них рассказать? (звонкие и глухие, мягкие и твердые) (Слайд 11)

- Почему некоторые буквы расположены друг под другом? (Парные).

- Назовите их. (Слайд 12)

- А те, которые не имеют пары?

(Вверху – непарные звонкие (Слайд 13), внизу – непарные глухие (слайд 14)

- А еще на какие группы мы можем поделить согласные звуки?

(На твердые и мягкие)

- Имеют ли они пару? (Да)

- Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?

/е, ё, и, ю, я, ь/ (Слайд 15)

Прислушайтесь ребята, кто это? (Слайд 16). (Bолк) (Слайд 17)

- Bолк сказал, что пропустит вас дальше, если команды смогут ответить на вопросы:

  • К гласным

- Назовите всегда мягкие согласные. (ч, щ, й) (слайд 18)

- Как пишется сочетание ча-ща, чу-щу?

  • К согласным

- Назовите всегда твердые согласные. (ж, щ, ц) (слайд 19)

- Как пишется сочетание жи-ши?

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! Каждая команда получает еще по флажку.



3. Физминутка. Звучит звук. (слайд 20). Кто это? (Утка) (слайд 21)

- Ребята, утка и утята предлагают вам потанцевать.


4. Работа с текстом. Звучит звук (слайд 22)

- Bы узнали чей это звук? Медведя (слайд 23)

- Да, ребята, это медведь, который преградил путь и не даст сдвинуться с места, если не выполните его задание! Для каждой команды он подобрал свой текст, соединив его, у вас получится рассказ. Но для начала вы должны составь предложения из слов каждой строчки.

Поставь в конце предложений знаки. (слайд 24).

Bыделите главные члены предложения, укажите к какой части речи они принадлежат.

  • 1 команда

  1. в, извилистая, уводит, тропинка, лес

  2. на, лучи, полянах, играют, солнца, изумрудных

  3. сверкает, это, что


  • 2 команда

  1. дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики

  2. пестрит, в, от, глазах, цветов

  3. в, как, лесу, летом, красиво


Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! Каждая команда получает еще по флажку.

- Давайте вместе придумай заголовок этому рассказу.

5. Рефлексия.

- Ребята, сегодняшнее путешествие подходит к концу. Каждая команда набрала одинаковое количество флажков. A это значит, что мы все хорошо потрудились на сегодняшнем уроке. Именно дружба помогла вам так легко справиться с заданиями лесных обитателей.

- Давайте закончит предложение.

Согласными называются … (слайд 25)

- Марина прочтет стихотворение про согласные звуки. (слайд 26)

6. Домашняя работа.

Произвести фонетический разбор слова.

Орел


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!