СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соединительные О и Е в сложных словах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Соединительные О и Е в сложных словах.»

План-конспект открытого урока

Тема: Соединительные О и Е в сложных словах.

Цели:

  1. Сформировать у учащихся навыки  нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

  2. развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;

  3. воспитывать чувство дружбы, коллективизма, любовь к природе, любовь к труду.

Тип урока: урок новых знаний, умений и навыков.

Формируемые УУД: 
познавательные - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; 
развивающие - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; 
личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная, элементы исследовательской деятельности.

Необходимое оборудование: оценочные листы, карточки, интерактивная доска, учебник, музыкальная запись.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

  1. Орфографическая пятиминутка

- А начнём мы урок с повторения. Но прежде посмотрите, у каждого из вас на парте на парте находятся карточки. На уроке вы будете решать задания по каждому качеству, отмеченному в этой карточке. Если с заданием справились, то в определённой графе поставите +.

-Открывайте тетради и записывайте сегодняшнее число.

-Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая орфограммы.

Когда трудно пол..гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддержка заж..гает в душе надежду. В минуты печали прик..сновение руки друга утешает. Друзья соб..раются за праздничным столом, ведут доверительные беседы и оп..раются друг на друга во всём.

Настоящая дружба р..стёт и крепнет год от года. И чем больше её возр..ст, тем она надёжнее. Слайд 2

-Проверка. Какими правилами вы пользовались? Слайд 3

-Те из вас, кто справился с этим заданием самостоятельно, поставьте + в графу «память».

  1. Актуализация знаний

    1. Творческий диктант.

Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).

3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).

4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).

5) Река, по которой ходят суда (судоходная).

    1. Беседа с учащимися.

1) Что общего в этих словах?

2) Предположите, как могут называться такие слова?

3) Значит, какова тема нашего урока?

- А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте его цели. Слайд

Тема: Соединительные О и Е в сложных словах.

Цель урока:

1. Дать понятие об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е.

2. Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.

IV. Изучение нового материала

  1. Объяснение учителя.

- Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например:

Электровоз, пылесос, вертолёт Слайд


- Сложные слова образуются от основ исходных слов

пар, возить – паровоз

Из целых слов

диван, кровать – диван-кровать Слайд


- Основы сложных слов могут соединяться между собой как с помощью гласных, так и без них:

пешеход трёхметровый

сороконожка Ивангород Слайд


- Гласные с помощью которых соединяются основы в сложных словах, называются соединительными. В русском языке соединительных гласных две: О – Е. Каждая употребляется в определённом случае. Послушайте сказку. Слайд



Было это давным – давно. В царстве Грамматики жили слова. Весело жили, никогда не ссорились. Но вдруг появились среди слов две буквы – подружки О и Е. Начали они нашептывать словам: “ Какие вы простые да скучные! Сейчас стильно быть сложными”. Взбунтовались слова и решили разбиться на пары: птица стала дружить с ловиmь ,вода - с падать.

Но вот беда – никак не могут слова соединиться. Тогда решили им помочь хулиганки О и Е. Но буква О была ленива, решила она стоять только после твердых согласных и никуда не бегать. Е пожалела свою подругу и решила стоять и после мягких согласных, и после шипящих, и после Ц. С тех самых пор в русском языке действует закон. Как вы думаете, какой?


Слайд с примерами сложных слов

нефтепровод пароход

пешеход зверолов

птицефабрика верхолаз


-Анализируя примеры, записанные на доске, учащиеся пробуют сформулировать правило.

Слайд


После мягких, шипящих и Ц

В сложных словах пусть будет Е.

А после твердых пусть будет О –

Не перепутает их никто!

- Запишите этот закон себе в тетрадь.

Учитель предлагает прочитать правило в учебнике (стр.119 орфограмма №30)… и соотнесём правильно ли мы сделали вывод.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа с учебником.

-А сейчас потренируемся в правописании сложных слов с соединительными гласными. Выполним упражнение 215 в учебнике на стр.119. Учащиеся выполняют задание у доски.


Физкультминутка


2. Игра «Сложи слово» Слайд

На слайде записаны слова в 2 столбика. Ваша задача – записать 5 сложных слов

мир любить (миролюбивый)

единый душа (единодушный)

труд любить (трудолюбие)

общий жить (общежитие)

взаимный помощь (взаимопомощь)

- Проверяем: по одному учащемуся у доски. Те из вас, кто самостоятельно выполнил это упражнение без ошибок, поставьте + в графе «внимание».


3. Выполнение заданий. Слайд

-К данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – трудолюбивый

Серьёзный юноша – легкомысленный

Однообразное движение – многообразное

Враждебное отношение – доброжелательное

- Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу «находчивость» +


Слайд Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

пыль падать

лист тушить

огонь сосать

земля трясти

- Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу «сообразительность» +


Слайд Немой диктант

Правила его просты. Все молчат, записывают слова с карточки и вставляют пропущенные буквы. (По окончании немого диктанта – взаимопроверка)


Широк..плечий, кар..глазый, лист..пад, птиц..фабрика, сен..косилка.


- Проверка. Это было задание на «наблюдательность». Те из вас, кто без ошибок справился с ним, поставьте в соответствующую графу +.


VI. Итоги урока

- Как звучит правило сегодняшнего урока?

- А его стихотворный аналог?

- Что понравилось на уроке? Что было трудно?

- Ваши оценки следующие: сколько + в вашей карточке, такая и оценка.


VII. Домашнее задание. Слайд

Параграф 41 упр.216, знать правило.

Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова


VIII. Рефлексия

-Загадки по картинкам:

1. Огнестрельное оружие (пулемёт)

2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)

3. Специалист по разведению садов ( садовод)

- Ребята, на столе у каждого из вас лежат два квадратика, если вам понравился урок, то прикрепите на доску квадратик зелёного цвета, если что-то не понравилось, было непонятным – то жёлтый.


- Всем спасибо за урок. До свидания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!