План-конспект открытого урока
Тема: Соединительные О и Е в сложных словах.
Цели:
Сформировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;
воспитывать чувство дружбы, коллективизма, любовь к природе, любовь к труду.
Тип урока: урок новых знаний, умений и навыков.
Формируемые УУД:
познавательные - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;
развивающие - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная, элементы исследовательской деятельности.
Необходимое оборудование: оценочные листы, карточки, интерактивная доска, учебник, музыкальная запись.
Ход урока:
Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Орфографическая пятиминутка
- А начнём мы урок с повторения. Но прежде посмотрите, у каждого из вас на парте на парте находятся карточки. На уроке вы будете решать задания по каждому качеству, отмеченному в этой карточке. Если с заданием справились, то в определённой графе поставите +.
-Открывайте тетради и записывайте сегодняшнее число.
-Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая орфограммы.
Когда трудно пол..гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддержка заж..гает в душе надежду. В минуты печали прик..сновение руки друга утешает. Друзья соб..раются за праздничным столом, ведут доверительные беседы и оп..раются друг на друга во всём.
Настоящая дружба р..стёт и крепнет год от года. И чем больше её возр..ст, тем она надёжнее. Слайд 2
-Проверка. Какими правилами вы пользовались? Слайд 3
-Те из вас, кто справился с этим заданием самостоятельно, поставьте + в графу «память».
Актуализация знаний
Творческий диктант.
Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.
1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).
2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).
3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).
4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).
5) Река, по которой ходят суда (судоходная).
Беседа с учащимися.
1) Что общего в этих словах?
2) Предположите, как могут называться такие слова?
3) Значит, какова тема нашего урока?
- А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте его цели. Слайд
Тема: Соединительные О и Е в сложных словах.
Цель урока:
1. Дать понятие об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е.
2. Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.
IV. Изучение нового материала
Объяснение учителя.
- Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например:
Электровоз, пылесос, вертолёт Слайд
- Сложные слова образуются от основ исходных слов
пар, возить – паровоз
Из целых слов
диван, кровать – диван-кровать Слайд
- Основы сложных слов могут соединяться между собой как с помощью гласных, так и без них:
пешеход трёхметровый
сороконожка Ивангород Слайд
- Гласные с помощью которых соединяются основы в сложных словах, называются соединительными. В русском языке соединительных гласных две: О – Е. Каждая употребляется в определённом случае. Послушайте сказку. Слайд
Было это давным – давно. В царстве Грамматики жили слова. Весело жили, никогда не ссорились. Но вдруг появились среди слов две буквы – подружки О и Е. Начали они нашептывать словам: “ Какие вы простые да скучные! Сейчас стильно быть сложными”. Взбунтовались слова и решили разбиться на пары: птица стала дружить с ловиmь ,вода - с падать.
Но вот беда – никак не могут слова соединиться. Тогда решили им помочь хулиганки О и Е. Но буква О была ленива, решила она стоять только после твердых согласных и никуда не бегать. Е пожалела свою подругу и решила стоять и после мягких согласных, и после шипящих, и после Ц. С тех самых пор в русском языке действует закон. Как вы думаете, какой?
Слайд с примерами сложных слов
нефтепровод пароход
пешеход зверолов
птицефабрика верхолаз
-Анализируя примеры, записанные на доске, учащиеся пробуют сформулировать правило.
Слайд
После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!
- Запишите этот закон себе в тетрадь.
Учитель предлагает прочитать правило в учебнике (стр.119 орфограмма №30)… и соотнесём правильно ли мы сделали вывод.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа с учебником.
-А сейчас потренируемся в правописании сложных слов с соединительными гласными. Выполним упражнение 215 в учебнике на стр.119. Учащиеся выполняют задание у доски.
Физкультминутка
2. Игра «Сложи слово» Слайд
На слайде записаны слова в 2 столбика. Ваша задача – записать 5 сложных слов
мир любить (миролюбивый)
единый душа (единодушный)
труд любить (трудолюбие)
общий жить (общежитие)
взаимный помощь (взаимопомощь)
- Проверяем: по одному учащемуся у доски. Те из вас, кто самостоятельно выполнил это упражнение без ошибок, поставьте + в графе «внимание».
3. Выполнение заданий. Слайд
-К данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – трудолюбивый
Серьёзный юноша – легкомысленный
Однообразное движение – многообразное
Враждебное отношение – доброжелательное
- Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу «находчивость» +
Слайд Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
пыль падать
лист тушить
огонь сосать
земля трясти
- Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу «сообразительность» +
Слайд Немой диктант
Правила его просты. Все молчат, записывают слова с карточки и вставляют пропущенные буквы. (По окончании немого диктанта – взаимопроверка)
Широк..плечий, кар..глазый, лист..пад, птиц..фабрика, сен..косилка.
- Проверка. Это было задание на «наблюдательность». Те из вас, кто без ошибок справился с ним, поставьте в соответствующую графу +.
VI. Итоги урока
- Как звучит правило сегодняшнего урока?
- А его стихотворный аналог?
- Что понравилось на уроке? Что было трудно?
- Ваши оценки следующие: сколько + в вашей карточке, такая и оценка.
VII. Домашнее задание. Слайд
Параграф 41 упр.216, знать правило.
Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова
VIII. Рефлексия
-Загадки по картинкам:
1. Огнестрельное оружие (пулемёт)
2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)
3. Специалист по разведению садов ( садовод)
- Ребята, на столе у каждого из вас лежат два квадратика, если вам понравился урок, то прикрепите на доску квадратик зелёного цвета, если что-то не понравилось, было непонятным – то жёлтый.
- Всем спасибо за урок. До свидания.