СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соединение деталей шкантами, шурупами в нагель 7 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков  № 13-14 по технологии. Цель:  Обучение  соединениям деталей шкантами, шурупами в нагель.

 

 

                                                                                                                                                                                                         

Просмотр содержимого документа
«Соединение деталей шкантами, шурупами в нагель 7 кл»

Конспект урока № 13-14

ТЕМА: Соединение деталей шкантами, шурупами в нагель.


Цель: Обучение соединениям деталей шкантами, шурупами в нагель.

Задачи: 1. Научить учащихся выполнять соединения шкантами и шурупами в нагель. 2.Развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи. 3.Воспитывать трудолюбие, аккуратность и точность при выполнении работы.

Тип урока: комбинированный, практическая работа «Выполнение соединения деталей шкантами и шурупами в нагель».

Инвентарь и оборудование: коловорот (ручная дрель); ножовка; рубанок; шаблон; карандаш; линейка; приспособление для изготовления шкантов; морилка, клей ПВА, кисть; заготовки.

Оформление доски: тема урока, новые слова и словосочетания (шкант, соосность, нагель), домашнее задание.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Одевают спецодежду

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.Устный ответ.

1.Подготовить ответ на вопрос:

--Как выполнить шиповое столярное соединение?

2.Для этого вспомни:

  • какие способы соединения древесины ты знаешь;

  • что называется гнездом, шипом и проушиной;

  • как рассчитать размеры шипового соединения;

  • какими инструментами выполняют шип и проушину.

3.Сделайте вывод.


2.Тестирование.

1.Шиповое соединение используют:

а) для изготовления фанеры;

б) для соединения проводов;

в) для соединения деревянных частей изделия;

г) для обработки заготовок.

2.Шип – это:

а) выступ на конце одной из деталей;

б) углубление на одной из деталей;

в) специальное приспособление;

г) специальный вид гвоздей.

3.Проушина – это:

а) любое отверстие в древесине;

б) выступ на конце одной из деталей;

в) открытое углубление на одной из деталей;

г) деталь изделия, служащая для его подвешивания.

4.Гнездо – это:

а) любое углубление в древесине;

б) выступ на конце одной из деталей;

в) отверстие, остающееся после вытаскивания гвоздя;

г) закрытое углубление, входящее в состав шипового соединения.

5.Щечками у прямого и косого шипа называются:

а) срезанные торцевые части шипа;

б) боковые грани шипа;

в) торцевая часть шипа;

г) боковая грань изделия.

6.Заплечиками у прямого и косого шипа называются:

а) срезанные торцевые части шипа;

б) боковые грани шипа;

в) торцевая часть шипа;

г) боковая грань изделия.

7.Количество шипов выбирают в зависимости:

а) от ширины соединяемых деталей;

б) от толщины соединяемых деталей;

в) от длины соединяемых деталей;

г) от влажности древесины.

8.Если делается один шип, то толщина заготовки делится:

а) на 2; б) на 3; в) на 4; г) на 5.

9.С какими зубьями необходимо использовать пилу для запиливания шипов и проушин?

а) с мелкими;

б) с крупными;

в) не имеет значения.

10.Проушины и гнезда:

а) выдалбливают при помощи долота и стамески;

б) срезают пилой;

в) высверливают;

г) не имеет значения.


3.Фронтальный опрос.

  • Из каких основных элементов состоит любое шиповое соединение?

  • Какие виды шиповых соединений используют чаще всего?

  • Какими разметочными инструментами пользуются для разметки шипов?

  • С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании проушины?

  • С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании шипа?

  • Под каким углом к линии распила должно быть направлено полотно пилы при отпиливании щечек у шипа?



Отвечает один ученик





























Выполняют тестовые задания.











III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

Шиповое соединение сложно по изготовлению. При соединении деталей применяют круглые вставные шипы – шканты. Этот способ удобен в том случае, если надо из досок собрать щит. Для упрочения соединений применяют нагели – цилиндрические деревянные стержни, которые забивают в отверстия детали параллельно торцам, чтобы в них ввинтить саморезы, т.к. саморез ввинченный непосредственно в торец, плохо держится в древесине. При помощи нагелей также упрочняют шиповые соединения.

План:

  1. Соединение на шкант.

  2. Соединение шурупами (саморезами) в нагель.



Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.Рассказ учителя о соединении на шкант.

Шкант – это круглый шип, вставляемый в отверстия двух соединяемых деталей. Под шканты сверлят отверстия сверлами того же диаметра, что и диаметр шканта, на глубину 0,5 длины шканта плюс 2-3 мм. Самой ответственной операцией является сверление отверстий под шканты в двух деталях – точно одно против другого, т.е. соосно. Сооссность – это расположение центров отверстий в деталях точно одно против другого. намазанные клеем шканты вставляют в отверстия и крепко соединяют детали.


2.Демонстрация приемов соединения на шкант.

Сначала на детали отмечают места для шкантов. Крайние шканты ставят на расстоянии не менее 3 см от краев; расстояние между всеми шкантами – не более 10-12 см.

Глубина отверстия под шкант в детали должна на 2-3 мм превышать половину длины шканта. Все отверстия сверлят до тех пор, пока ограничитель глубины не упрется в дерево. Если какое –то из отверстий окажется недостаточно глубоким или в нем останутся опилки, то шкант будет слегка выпирать, и детали не соединяться плотно.

Теперь место для отверстия нужно обозначить на поверхности второй детали, используя шкантовый маркер. В каждое отверстие вставляют по маркеру, обе детали соединяют, проверяют совмещение и сжимают. Маркеры оставляют отметки на поверхности противоположной детали, и эти отметки гораздо точнее тех, что можно получить при помощи измерительных инструментов. Маркеры особенно нравятся мебельщикам. Эти специальные метчики они называют по-своему – наколками.

Установив центр наконечника сверла точно на отметку, сверлят отверстие для шканта. Очень важна точность. Если мы допустим даже небольшое отклонение, невозможно будет соединить детали.

Продувают все отверстия в первой детали, заполняют их клеем и загоняют в них шканты. Если в отверстиях останутся опилки, они не дадут плотно соединить детали.


3.Демонстрация соединения в нагель.

Иногда необходимо соединить детали гвоздями или шурупами в торец, но гвозди и шурупы плохо держатся, если расположены вдоль волокон древесины. Чтобы соединение было более прочным, в торце сверлят отверстие и вставляют в него нагель. Нагель – круглый деревянный стержень, служащий для упрочнения торцевых соединений. Слово «нагель» в переводе с немецкого означает «гвоздь», и понятно, почему круглые деревянные стержни для торцов стали называть нагелями, - ведь их тоже забивают (но киянкой).

Лучше, если нагели для скрепления деталей из древесины мягких пород сделаны из древесины какой-либо жесткой породы, - тогда соединение становится более крепким. Нагели применяют для упрочнения угловых концевых и срединных шиповых соединений. Перед забиванием нагель немного заостряют и смазывают клеем.





Слушают учителя.
















Записывают в тетради.

V этап: Практическая работа


30 мин

Практическая работа № 7

«Выполнение соединения деталей шкантами и шурупами в нагель».

1.Вводный инструктаж.

Разметка заготовок.

Выбор шканта или нагеля по размерам.

Сверление отверстий под крепежный элемент.

Сборка соединения на клей.

2.Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.

Контроль над соблюдением правил безопасной работы.

3.Заключительный инструктаж.

Анализ успехов и ошибок в работе.







Выполняют практическую работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Чем отличается шкант от нагеля по своему назначению?

  2. Как определяют диаметр и глубину отверстия под шкант?

  3. Почему шуруп ввинчивают в нагель?



Отвечают на поставленные вопросы.


VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины. Оценивает работу. Объявляет ученикам оценки.


Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 9 с.35-38.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Как выполняются соединения на шкант и шурупами в нагель?

Записывают в дневник и тетрадь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!